Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
21 сентября 2016 г. |
Дело N А55-1247/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
от Управления ФАС по Самарской области - Коминова М.С.(доверенность от18.02.2016 г.),
от ООО "Монополия" - извещен, не явился;
от ООО "Центурион" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2016 года по делу N А55-1247/2016 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), г. Самара,
к Управлению ФАС по Самарской области, (ОГРН 1026300965129, ИНН 6315802344), г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ООО "Монополия", (ОГРН 1156315000720, ИНН 6315001337), г. Самара,
ООО "Центурион", (ОГРН 1136317005956, ИНН 6314038310), г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления ФАС по Самарской области N 188-11942-15/7 от 25.12.2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой росит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального права, нарушает единообразие в толковании и применении норм права, а сами выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в его отсутствие.
Представитель УФАС по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УФАС по Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.12.2015 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Центурион" (далее - заявитель) на действия ООО "Монополия" (далее - организатор торгов) при проведении открытого аукциона по реализации имущества, обращенного в собственность государства (Извещение N 201115/0016757/02) (далее - аукцион, торги), которая была принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен заявитель, организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
ТУ Росимущества, ООО "Монополия" были заявлены ходатайства об оставлении жалобы без рассмотрения, поскольку ООО "Центурион" заявку на участие в торгах не подавало. Данные ходатайства Самарским УФАС России были отклонены, поскольку согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
При этом, доводы жалобы ООО "Центурион" относятся к порядку размещения информации о проведении торгов, порядку подачи заявок на участие в торгах, в связи с чем, ООО "Центурион", как потенциальный участник торгов, вправе обжаловать вышеуказанные действия организатора торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией УФАС по Самарской области вынесено решение N 188-11942-15/7 от 25.12.2015 г., которым жалоба ООО "Центурион" была признана обоснованной, поскольку ТУ Росимущества и ООО "Монополия" допущены нарушения пункта 10 Положения о порядке реализации имущества в части установления некорректной формы заявки, противоречивой информации относительно порядка оплаты задатка.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
20.11.2015 г. на сайте http://torgi.gov.ru/ ООО "Монополия" размещено извещение N 201115/0016757/02 о проведении аукциона (далее - извещение).
Согласно извещению, предметом аукциона является имущество, обращенное в собственность государства. Продавцом указанного имущества является ТУ Росимущества в Самарской области. Организатором торгов в соответствии с контрактом N 9 РК от 23.07.2015 г. выступило ООО "Монополия".
Положение о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 г. N 1041 (далее - Положение о порядке реализации имущества).
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке реализации имущества настоящее Положение определяет порядок реализации движимого имущества (за исключением акций долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, бесхозяйного и изъятого имущества, кладов, товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства) или поступившего в собственность государства в порядке, наследования (далее - имущество).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке реализации имущества продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) (далее - продавец), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица (далее -организатор торгов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) (далее - продавец), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица (далее - организатор торгов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Функции по определению начальной цены продажи, размера задатка, утверждение формы заявки, величины повышения начальной цены, существенных условий договора купли-продажи имущества, утверждение проекта договора купли-продажи имущества, определение условий аукционов и их изменение, подписание договора купли-продажи имущества, назначение уполномоченного представителя осуществляются исключительно продавцом.
Таким образом, лицом, ответственным за утверждение формы заявки для участия в Торгах, является ТУ Росимущества в Самарской области.
Согласно пункту 10 Положения о порядке реализации имущества в информационном сообщении о реализации имущества на аукционе указываются место, сроки и форма подачи заявки, а также время и дата начала и время и дата окончания подачи заявок.
В силу пункта 11 Положения о порядке реализации имущества для участия в реализации имущества претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, и иные документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о реализации имущества.
Согласно пункту 16 Положения о порядке реализации имущества в заявке указываются, в том числе информация о начальной цене продажи имущества, указанной в информационном сообщении о реализации имущества, наименование имущества, местонахождение имущества.
Извещением установлено, что заявки на участие в аукционе должны соответствовать прилагаемой форме, размещенной на сайте организации торгов монополияпро.рф. При этом, форма заявки, размещенная на сайте организатора торгов монополияпро.рф, не предусматривает указание сведений, определенных пунктом 16 Положения о порядке реализации имущества, а именно информации о начальной цене продажи имущества, указанной в информационном сообщении о реализации имущества, наименования имущества, местонахождения имущества.
Однако, извещение не содержит сведений о том, что в случае заполнения формы заявки, размещенной на сайте ООО "Монополия", участнику необходимо приводить заявку в соответствие действующему законодательству (в частности пункту 16 Положения о порядке реализации имущества) и указывать в заявке иные сведения, помимо предусмотренных формой заявки.
Таким образом, заполнение участником формы заявки, размещенной на сайте монополияпро.рф, не предусматривающей указание сведений, установленных пунктом 16 Положения о порядке реализации имущества, может привести к отклонению такой заявки, а, следовательно, к необоснованному сокращению количества участников торгов, что оказывает влияние на формирование цены реализуемого имущества.
Судом верно отмечено в решении, что действия организатора торгов при проведении аукциона должны соответствовать не только требованиям, установленным Положением о порядке реализации имущества, но и требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, при утверждении формы заявки продавцу необходимо учитывать требования к заявке, установленные пунктом 16 Положения о порядке реализации имущества.
Судом также правильно указано на то, что из действующего законодательства не следует, что для приобретения имущества, являющегося предметом торгов, участнику необходимо обладать специальными знаниями, в связи с чем установление некорректной формы заявки, а также отсутствие в извещении о проведении торгов сведений о необходимости приведения заявки в соответствие пункту 16 Положения о порядке реализации имущества, привело к необоснованному исключению претендентов из круга участников торгов.
Согласно пункту 4 Положения о порядке реализации имущества продавец при подготовке и проведении реализации имущества, в том числе определяет размер, срок и условия внесения задатка физическими и юридическими лицами, намеревающимися принять участие в реализации имущества.
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке реализации имущества в информационном сообщении о реализации имущества на аукционе указываются размер задатка, реквизиты счетов, на которые должен быть внесен задаток, срок, порядок внесения и возврата такого задатка.
Пунктом 12 Положения о порядке реализации имущества установлено, что для участия в реализации имущества претендент вносит задаток на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытый Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальным органам) в органах Федерального казначейства.
Согласно извещению оплата задатка по реквизитам, указанным в настоящем информационном сообщении, производится заявителем с указанием назначения платежа в сроки, установленные для приема по 17.12.2015 г. включительно.
Извещением установлено, что задаток для участия в аукционе вносится единым платежом на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по следующим банковским реквизитам: ИНН 6315856460 КПП 631501001; Банковские реквизиты: УФК по Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области, л/с 05421А56228) Отделение Самара г. Самара р/сч 40302810000001000006 БИК 043601001; назначение платежа: "Обеспечение заявки (задаток) на участие в аукционе по реализации имущества, обращенного в собственность государства (указать N Лота и его полное описание). Сумма задатка НДС не облагается".
При этом, согласно форме заявки, размещенной на сайте монополияпро.рф, в платежном поручении (квитанции) об оплате задатка необходимо указывать: "Заявитель (иное лицо с указанием за заявителя) : Задаток по лоту N (полное описание Лота), (указывается дата аукциона). Сумма задатка НДС не облагается".
Таким образом, в извещении и форме заявки имеются разночтения в информации о назначении платежа, а именно: форма заявки предусматривает указание в назначении платежа сведений о заявителе (при этом, извещение не предусматривает указание в назначении платежа сведений о заявителе); форма заявки предусматривает указание в назначении платежа даты аукциона (при этом, извещение не предусматривает указание в назначении платежа даты аукциона).
В связи с чем, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что размещение организатором торгов противоречивой информации относительно назначения платежа могло затруднить оплату задатка и повлиять на права и законные интересы потенциальных участников торгов.
Учитывая тот факт, что жалоба ООО "Центурион" содержит сведения о несоблюдении ТУ Росимущества в Самарской области, ООО "Монополия" требований к составу документов, включаемых в состав заявки на участие в торгах, а также требований к форме заявки, утвержденной непосредственно ТУ Росимущества в Самарской области, указанная жалоба подлежала рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Как следует из Положения о порядке реализации имущества, информация о проведении торгов размещается в виде информационного сообщения, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктом 10 Положения о порядке реализации имущества.
Судом верно указано на то, что отсутствие определенных пунктом 10 Положения о порядке реализации имущества сведений о проведении торгов или наличие противоречий в таких сведениях указывает на несоблюдение организатором торгов порядка размещения информации о проведении торгов.
Согласно пункту 10 Положения о порядке реализации имущества в информационном сообщении о реализации имущества на аукционе указывается, в том числе, порядок внесения задатка.
Вместе с тем, сведения о порядке внесения задатка, указанные в информационном сообщении, а также содержащиеся в форме заявки, противоречат друг другу, что указывает на наличие в действиях организатора торгов нарушения порядка размещения информации о торгах.
При этом, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
С учетом этого судом правильно указано на то, что Законом о защите конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа установить иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, в том числе не связанные с нарушением организатором торгов порядка размещения информации о торгах, порядка подачи заявок.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что решение Самарского УФАС России по жалобе N 188-11942-15/7 от 30.12.2015 г. является законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в полном соответствии с нормами Закона о защите конкуренции.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
При этом, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, Законом о защите конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа установить иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, в том числе не связанные с нарушением организатором торгов порядка размещения информации о торгах, порядка подачи заявок.
Приведенная подателем жалобы судебная практика Арбитражного суда г. Москвы по делам N N А40-134950/2012, А40-101088/2012, А40-49814/2012 не опровергает выводов суда, поскольку, как следует из судебных актов по указанным делам, предметом жалоб является обжалование положений конкурсной документации.
При этом, предметом жалобы ООО "Центурион", поступившей в Самарское УФ АС России, является обжалование действий организатора торгов, ТУ Росимущества, связанных с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Из действующего законодательства не следует, что для приобретения имущества, являющегося предметом торгов, участнику необходимо обладать специальными знаниями, в связи с чем установление некорректной формы заявки, а также отсутствие в извещении о проведении торгов сведений о необходимости приведения заявки в соответствие пункту 16 Положения о порядке реализации имущества, привело к необоснованному исключению претендентов из круга участников торгов.
Согласно доводам апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Самарской области выводы антимонопольного органа о последствиях размещения ненадлежащей формы заявки носят предположительный характер.
Однако, указанный довод ТУ Росимущества в Самарской области опровергается фактом отклонения ряда участников, в том числе в связи с несоответствием заявки пункту 16 Положения о порядке реализации имущества.
Целью торгов является продажа имущества, обращенного в собственность государства, по наиболее высокой цене. Обеспечение указанной цели достигается путем привлечения как можно большего количества заинтересованных в приобретении указанного имущества лиц.
Допущенные организатором торгов нарушения явились существенными и привели к ограничению круга лиц, заинтересованных в принятии участия в торгах, что не отвечает целям торгов.
Также в извещении и форме заявки имеются разночтения в информации о назначении платежа, а именно:
1) Форма заявки предусматривает указание в назначении платежа сведений о заявителе. При этом, извещение не предусматривает указание в назначении платежа сведений о заявителе.
2) Форма заявки предусматривает указание в назначении платежа даты аукциона. При этом, извещение не предусматривает указание в назначении платежа даты аукциона.
Комиссия Самарского УФАС России, пришла к правильному выводу, что размещение организатором торгов противоречивой информации относительно назначения платежа могло затруднить оплату задатка и повлиять на права и законные интересы потенциальных участников торгов.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2016 года по делу N А55-1247/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1247/2016
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Ответчик: УФАС по Самарской области
Третье лицо: ООО "Монополия", ООО "Центурион"