Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2017 г. N Ф09-483/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А50-4846/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - ФГКУ комбинат "Алый стяг" Росрезерва: Сенотов И.Г., представитель по доверенности, паспорт,
от заинтересованного лица - Управления Росреестра по Пермскому краю: Еловикова О.В., представитель по доверенности, удостоверение,
от третьих лиц: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2016 года, принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по делу N А50-4846/2016
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Алый стяг" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1025901609194, ИНН 5908001470)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании решения незаконным,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756), Управление федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1025203041710, ИНН 5260095934), Федеральное агентство по государственным резервам (ОГРН 1047710037440, ИНН 7710474294),
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Алый стяг" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - ФГКУ комбинат "Алый стяг" Росрезерва, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) об отказе в государственной регистрации права оперативного управления ФГКУ комбинат "Алый стяг" на сооружение - кабельную линию 0,4 кВ, протяженностью 640 м, кадастровый номер 59:01:1713326:163, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Пензенская, 75, изложенное в сообщении от 04.02.2015 N 59/024/502/2015-2131.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества в Пермском крае, Территориальное управление), Управление федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление Росрезерва по Приволжскому федеральному округу), Федеральное агентство по государственным резервам (далее - Росрезерв).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.07.2016 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме. По мнению заинтересованного лица, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с требованиями законодательства, действующего в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Полагает, что судом не приняты во внимание положения пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым право оперативного управления возникает у его обладателя на основании решения собственника о закреплении за унитарным предприятием или учреждением с момента передачи имущества. Указывает, что на государственную регистрацию не были предоставлены документы, которые исходя из действующих положений законодательства являются основанием возникновения права оперативного управления. Полагает, что для возведения спорного объекта в данном случае разрешение на строительство, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не требовалось. Считает, что регистрация прав должна осуществляться по правилам статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По мнению заявителя жалобы, данная норма предусматривает возможность регистрации только права собственности, но не предусматривает возможности регистрации права оперативного управления. Считает, что представленные на регистрацию акты приемки законченного строительством объекта не являются в силу действующего законодательства документами, на основании которых возникает право оперативного управления.
ФГКУ комбинат "Алый стяг" Росрезерва в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо (Управление Росрезерва по Приволжскому федеральному округу) в отзыве также не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Кроме того, в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу. Указанное ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представитель учреждения возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заключенного между ФГКУ Комбинат "Алый стяг" (заказчик) и ООО "Пермэнергомонтаж" (подрядчик) государственного контракта от 29.09.2011 N 34 был произведен монтаж кабельной линии 0,4 кВ, протяженностью 640 м, кадастровый номер 59:01:1713326:163, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Пензенская, 75.
03.09.2015 право собственности на указанный объект зарегистрировано за Российской Федерацией (л.д. 24).
30.09.2015 ФГКУ комбинат "Алый стяг" Росрезерва обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на данный объект недвижимости, представив на регистрацию акты приемки законченного строительством объекта от 10.10.2011 N 1, N 2, государственный контракт от 29.09.2011 N 34 с Приложением N 1, кадастровый паспорт объекта недвижимости от 10.12.2012 (л.д. 25).
06.10.2015 государственная регистрация права оперативного управления была приостановлена на основании пп. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сроком на один месяц в связи с непредставлением на регистрацию документов, на основании которых возникло право оперативного управления на указанный объект, о чем заявителю было направлено уведомление N 59/024/502/2015-2137.
07.10.2015 государственным регистратором направлен межведомственный запрос выписки из реестра федеральной собственности, в ответ на который Территориальное управление в письме от 16.10.2015 N 10-16-6938 сообщило о том, что данный объект не учтен в реестре федерального имущества (л.д. 49).
05.11.2015 государственная регистрация была приостановлена по заявлению учреждения на срок до трех месяцев - до 04.02.2016.
Поскольку в течение срока приостановления государственной регистрации обстоятельства, препятствующие проведению регистрационных действий, заявителем не были устранены, 04.02.2016 регистрирующим органом принято решение об отказе заявителю в государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (сообщение об отказе в государственной регистрации от 04.02.2015 N 59/024/502/2015-2131) (л.д. 30).
ФГКУ комбинат "Алый стяг" Росрезерва, полагая, что решение Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на указанный объект является незаконным и нарушает права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Закон о регистрации) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества, на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
В ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
В рассматриваемом случае заявителю отказано в государственной регистрации права оперативного управления по основанию, предусмотренному абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, поскольку учреждением не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; а также то, что спорный объект не учтен в реестре федерального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Учреждение в силу статей 296 и 298 ГК РФ не может обладать имуществом на праве собственности.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ и пункта 5 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, в связи с чем, возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию с момента их государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным Кодексом.
По общему принципу, изложенному в п. 2 ст. 299 ГК РФ, плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В соответствии с п. 1.1 Устава, утвержденного приказом Федерального агентства по государственным резервам от 27.12.2006 N 172, с изменениями, утвержденными приказом Росрезерва от 12.05.2011 N 195, учредителем комбината является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам.
Из п. 2.4 Устава следует, что комбинат осуществляет функции заказчика-застройщика по строительству объектов подрядным способом, обеспечивает выполнение установленных объемов капитального строительства и капитального ремонта.
Согласно п. 3.2 Устава комбинат имеет в оперативном управлении здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иное имущество, находящееся на балансе комбината.
Пунктом 3.3 Устава предусмотрено, что источниками формирования имущества комбината являются, в том числе средства федерального бюджета.
Исходя из оценки представленных в дело доказательств судом установлено, что объект недвижимости - кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 640 м., расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Пензенская, 75, создан в 2011 году на основании государственного контракта от 29.09.2011 N 34, заключенного учреждением от имени Российской Федерации с ООО "Пермэнергомонтаж".
Оплата по указанному контракту проводилась за счет средств федерального бюджета в пределах выделенных ФГКУ комбинат "Алый стяг" лимитов бюджетных обязательств на 2011 год.
Сооружение (кабельная линия) возведено и находится на земельном участке, принадлежащем учреждению на праве постоянного (бессрочного пользования) и Российской Федерации - на праве собственности, что регистрирующим органом не оспаривается.
С 26.10.2011 сооружение числится на балансе комбината, что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов (л.д. 67). Также разработан технический паспорт на сооружение от 16.10.2012 и объект поставлен на государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Таким образом, основанием возникновения права оперативного управления ФГКУ комбинат "Алый стяг" на сооружение (кабельная линия) является приобретение такого имущества самим учреждением (создание вновь по его заказу) посредством строительства сооружения (кабельная линия), следовательно, акт собственника (Российская Федерация) о закреплении имущества за учреждением на праве оперативного управления не требуется согласно ч. 1 ст. 123.21 ГК РФ, а также иные документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ управлением не доказаны обстоятельства, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Судом первой инстанции отмечено, что собственник имущества права заявителя на спорное сооружение не оспаривает.
Отсутствие сведений в отношении данного сооружения в реестре федерального имущества само по себе не свидетельствует об отсутствии права оперативного управления на указанное имущество у учреждения. Право федеральной собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Представленные на государственную регистрацию документы содержали всю необходимую информацию для проведения государственной регистрации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для отказа в регистрации права оперативного управления комбината на вышеуказанный объект недвижимости, что повлекло нарушение прав и законных интересов учреждения.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заинтересованного лица подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как не соответствующие установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств.
При таких условиях, основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Безусловные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При отмеченных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда от 25.07.2016 не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2016 года по делу N А50-4846/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4846/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2017 г. N Ф09-483/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНАТ "АЛЫЙ СТЯГ" УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ТУ Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)