Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2016 г. N Ф05-20261/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 сентября 2016 г. |
Дело N А41-16200/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Ухова М.П. по доверенности от 14.08.15 N 436/Д-07;
от ответчика, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Тридчикова О.В. по доверенности от 16.12.15 N 488-Д;
от 3-го лица, Международная межправительственная организация "Объединенный институт ядерных исследований": Корыстов В.С. по доверенности от 21.03.16 N 007-02/423,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-16200/16, принятое судьей Кульматовой Т.Ш., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями о признании незаконными отказ в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок,
третье лицо: Международная межправительственная организация "Объединенный институт ядерных исследований",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ, ТУ Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление росреестра, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями: - признать незаконными отказ в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 22.12.2015 N 50-50/001-50/001/006/2015-3560 на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0000000:74, площадью 36300 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, гор. Дубна, ул.Дачная, д. 3; - обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0000000:74, площадью 3600 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, гор. Дубна, ул.Дачная, д.3.
В качестве третьего лица в деле приняла участие Международная межправительственная организация "Объединенный институт ядерных исследований" (далее - институт).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-16200/16 признан незаконными отказ в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 22.12.2015 г. N 50-50/001-50/001/006/2015-3560 на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0000000:74, площадью 36300 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, гор. Дубна, ул. Дачная, д.3.
Суд обязал Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0000000:74, площадью 36300 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, гор. Дубна, ул. Дачная, д.3.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, 23 октября 1995 года между институтом и Правительством Российской Федерации подписано Соглашение о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации (ратифицировано Федеральным Собранием РФ Федеральным законом от 02.01.2000 N 39-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Соглашения, Правительство подтверждает право института пользоваться и занимать район, точные границы которого будут зафиксированы в специальных протоколах, подлежащих заключению между Правительством и институтом.
Эти протоколы должны быть предварительно согласованы с компетентными властями и будут являться неотъемлемой частью соглашения.
По согласованию между сторонами в такие протоколы по мере надобности могут вноситься изменения.
В соответствии с условиями соглашения, между сторонами 23 июня 1998 года подписан Протокол о земельных участках, занимаемых институтом, и являющийся неотъемлемой частью соглашения.
Согласно п. 1 Протокола, стороны признают за институтом право постоянного бессрочного пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации земельными участками согласно перечню земельных участков, приведенных в приложении к протоколу и являющегося его неотъемлемой частью.
В указанный перечень вошел земельный участок с КН 50:40:0000000:74 площадью 36300 кв.м. по адресу: Московская область, г.Дубна, ул.Дачная, д. 3.
10 ноября 2015 года ТУ ФАУГИ обратилось в Управление росреестра с заявлением о государственной регистрации права на данный земельный участок.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением росреестра 22 декабря 2015 года в госрегистрации прав было отказано.
Основанием к отказу явилось то, что данный участок не относится в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Не согласившись с отказом, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу положений ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, относятся к федеральной собственности. Объединенный институт ядерных исследований образован путем подписания сторонами Соглашения об учреждении данного института от 26 марта 1956 года в целях обеспечения совместного проведения теоретических и экспериментальных исследований в области ядерной физики учеными государств, подписавших настоящее соглашение, и является международной научно-исследовательской организацией.
Согласно ст. 1 Устава института, он является международной межправительственной научно-исследовательской организацией, созданной в соответствии с Соглашением об организации Объединенного института ядерных исследований от 26.03.1956 и осуществляющей свою деятельность на принципах ее открытости для участия всех заинтересованных государств, их равноправного взаимовыгодного сотрудничества.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", институт является некоммерческой организацией.
Таким образом, в 1956 году СССР утвердил образование некоммерческой организации - Объединенного института ядерных исследований, тем самым предоставив район и обеспечив размещение Института на своей суверенной территории в г.Дубна Московской области.
23 октября 1995 года Российская Федерация подписала Соглашение о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации, утвердив также перечень земельных участков, предоставленных институту на праве постоянного (бессрочного) пользования, в который вошел спорный земельный участок с КН 50:40:0020206:8, с разрешенным использованием "канализационно-насосная станция", общей площадью 1000 кв.м., по адресу: Московская область, г.Дубна, в квартале 22.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 06.12.2012 (л.д.11), земельный участок с КН 50:40:0020206:8 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Международной межправительственной научно-исследовательской организации "Объединенный институт ядерных исследований".
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в т.ч.: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (ч. 1 ст. 17 закона N 122-ФЗ).
Частью 1 ст. 20 закона N 122-ФЗ предусмотрен перечень оснований, при наличии которых в государственной регистрации прав может быть отказано.
В госрегистрации может быть отказано, в т.ч. если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, если предоставление таких документов возложено на заявителя.
Имеющиеся у заявителя и представленные им документы подтверждают отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности.
Земельный участок предоставлен Российской Федерацией некоммерческой организацией.
Международные соглашения, заключенные Российской Федерацией (ранее - СССР) об образовании института и впоследствии о закреплении за ним земельных участков, являются частью законодательства Российской Федерации.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, в силу норм земельного законодательства Российской Федерации, спорный земельный участок должен находиться в собственности Российской Федерации.
Отказ от государственной регистрации права собственности РФ на него является незаконным и нарушает права и интересы государства.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что в управление представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В данном случае Правительство РФ является одним из учредителей третьего лица.
Право собственности РФ возникло не в силу нахождения на земельном участке объекта недвижимого имущества, а в силу предоставления участка некоммерческой организации, созданной Правительством РФ, поэтому сведения о наличии (отсутствии) на земельном участке объектов капитального строительства не имеют правого значения для разрешения спора.
Заявителем апелляционной жалобы не представило доказательств нарушения заявителем положений статей 13, 17, 18, 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2016 года по делу N А41-16200/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16200/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2016 г. N Ф05-20261/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Объединенный институт ядерных исследований, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области