г. Пермь |
|
22 сентября 2016 г. |
Дело N А50-6947/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
от ответчика главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кибанову Александру Васильевичу - Свечников К.Е.;
от третьего лица Министерства финансов Пермского края - Стеганцов В.А.;
от третьего лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае - Мочалов В.А.;
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица Министерства финансов Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 июня 2016 года
по делу N А50-6947/2016,
принятое судьей Герасименко Т.С.,
по исковому заявлению Управления сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации Пермского муниципального района (ОГРН 1025902402305, ИНН 5948001678)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кибанову Александру Васильевичу (ОГРН 309594822600019, ИНН 590600238687)
третьи лица: 1) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, 2) Министерство финансов Пермского края, 3) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае
о взыскании 6 600 000 руб.,
установил:
Управление сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации Пермского муниципального района (далее - истец) обратилось Арбитражный суд Пермского края с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кибанову Александру Васильевичу (далее - ответчик) о взыскании о взыскании денежных средств в размере 6 600 000 рублей - неправомерно предоставленного гранта на организацию цеха для убоя и переработки мяса кролика.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Пермского края обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что ответчиком нарушены условия предоставления гранта.
Министерство финансов Пермского края, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Министерства финансов Пермского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.08.2014 по результатам конкурса в целях реализации, в том числе мероприятия "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013, между истцом и ответчиком заключено соглашение от 07.08.2014 N 11-СФ о предоставлении гранта главе КФХ на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в 2014 году (далее - соглашение).
Во исполнение условий соглашения ответчику предоставлен грант в сумме 6 600 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 396 150 руб., краевого бюджета - 3 083 250 руб., бюджета муниципального района -1 120 600 руб., на организацию цеха для убоя и переработки мяса кролика, что подтверждено платежными поручениями от 11.08.2014 N 924, от 29.09.2014 N 251, от 18.08.2014 N 928.
Согласно п. 2.3.1 и п. 2.3.2 соглашения ответчик принял на себя обязательства по обеспечению целевого использования гранта и выполнения условий и требований, установленных Соглашением и правилами предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденными постановлением администрации Пермского муниципального района от 24.04.2014 N 1577.
Министерством финансов Пермского проведена проверка использования ответчиком средств, выделенных на развитие сельского хозяйства.
Результаты проверки отражены в акте от 28.12.2015 N 267, где установлено, что в нарушение п.2.2.7 правил от 25.07.2013 г. N 980-п и п.2.2.7 правил от 24.04.2014 N 1577 ответчику предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы по направлению деятельности (одной отрасли) животноводства - кролиководство, ранее осуществлявшейся в данном хозяйстве.
Поскольку в добровольном порядке сумма гранта ответчиком не возвращена, истец обратился в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль, за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не предусматривает.
В соответствии с п. 2.2 правил расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2013 N 980-п (в ред. от 29.05.2014) (далее - правила от 25.07.2013 N 980-п), п. 2.2 правил предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и на поддержку начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальной программы "Сельское хозяйство Пермского муниципального района на 2014-2016 годы, утвержденных постановлением Администрации Пермского муниципального района от 24.04.2014 N 1577 (в ред. от 24.04.2014) (далее - правила от 24.04.2014 N 1577), право на участие в отборе на получение гранта и право на получение гранта возникает у главы крестьянского (фермерского) хозяйства, который является гражданином Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, только при соблюдении совокупности условий предусмотренных названными правилами. Одним из условий предоставления гранта является в том числе условие о том, что срок деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на дату подачи заявки на получение гранта на развитие семейной фермы превышает 12 месяцев с даты регистрации
При этом согласно п. 2.1.1 правил от 25.07.2013 г. N 980-п под семейной животноводческой фермой понимается производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствующий установленным критериям.
В соответствии с п. 2.1.2 указанных правил развитие семейной животноводческой фермы предполагает строительство или модернизация семейной животноводческой фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными.
На основании п.2.2.7 правил от 25.07.2013 N 980-п и п.2.2.7 правил от 24.04.2014 N 1577 одним из условий предоставления гранта является, то, что крестьянское (фермерское) хозяйство планирует создание не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, ранее не осуществлявшейся в данном хозяйстве, которое предусмотрено программой развития семейных животноводческих ферм, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Министерство), с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий.
Пунктом 2.2.8 правил от 25.07.2013 N 980-п в качестве условия предоставления гранта указано следующее условие: крестьянское (фермерское) хозяйство планирует реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы.
Таким образом, из буквального содержания пунктов 2.2.7 и 2.2.8 правил от 25.07.2013 N 980-п следует, что при предоставлении субсидии на создание семейной животноводческой фермы необходимо выполнение условия, предусмотренного п. 2.2.7, при предоставлении субсидии на развитие семейной животноводческой фермы - условия, предусмотренного п.2.2.8 правил от 25.07.2013 N 980-п.
Судом первой инстанции установлено, что обязательства по перечислению ответчику средств местного бюджета исполнены в полном объеме. Грант предоставлен ответчику не на создание, а на развитие семейной животноводческой фермы, а именно: на организацию промышленного цеха для убоя и переработки мяса кролика.
Факт целевого использования предоставленного гранта подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Ответчик в суде первой инстанции пояснил, а также из материалов дела следует, что спорная сумма гранта предоставлена ответчику на развитие семейной животноводческой фермы с целью осуществления направления деятельности кролиководства "промышленный убой и промышленная переработка мяса кролика", которое главой КФХ ранее не осуществлялось.
До получения гранта ответчиком осуществлялись такие направления деятельности в области кролиководства, как "племенное разведение кроликов", "придворовой убой и переработка мяса кроликов".
Доказательств осуществления ответчиком деятельности по направлению "промышленный убой и промышленная переработка мяса кроликов" до получения гранта в материалах дела не имеется.
Создание семейной животноводческой фермы не являлось условием предоставления гранта, при отсутствии доказательств осуществления главой КФХ деятельности по направлению "промышленный убой и промышленная переработка мяса кроликов", является недоказанным нарушение ответчиком условий п.2.2.7 правил от 25.07.2013 г. N 980-п и п.2.2.7 правил от 24.04.2014 N 1577. Нарушение условий п.2.3.12 правил от 25.07.2013 N 980-п и п.2.3.12 правил от 24.04.2014 N 1577 не доказано, поскольку, необходимость представления проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации не подтверждена. Согласовательные документы Государственной ветеринарной инспекции Пермского края ответчиком были предоставлены (письмо NСЭД-49-01-08-941 от 01.06.2015), в связи с чем наличие соответствующих нарушений материалами дела также не подтверждено.
Является недоказанным наличие оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям п.5.3 правил от 25.07.2013 N 980-п и п. 5.2 правил от 24.04.2014 N 1577, согласно которым меры поддержки, использованные получателем с нарушением условий, установленных при их предоставлении, подлежат возврату.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июня 2016 года по делу N А50-6947/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6947/2016
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ, УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ЗАКУПОК АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: Кибанов Александр Васильевич
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства ПК, Министерство финансов РФ, Уполномоченный По Защите, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Белов В. А.