Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2017 г. N Ф09-12480/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А60-28172/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э. И.,
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющей жилищной компании "Урал-СТ" (ОГРН 1076670015839, ИНН 6670174349): не явились;
от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющей жилищной компании "Урал-СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2016 года
по делу N А60-28172/2016,
принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющей жилищной компании "Урал-СТ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "УЖК "Урал-СТ" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) от 22.04.2016 N 29-09-06-57.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2016 (резолютивная часть решения объявлена 10.08.2016) в удовлетворении требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит возражения против выводов суда о том, что ежегодная корректировка размера платы за отопление проведена обществом исходя из объемов потребления тепловой энергии, отличных от неких фактических объемов; считает, что обществом применен не противоречащий законодательству порядок определения объемов тепловой энергии, использованных на нужды горячего водоснабжения, отражающий при этом реальное потребление. Общество полагает, что им не было допущено нарушений Правил N 307, поскольку корректировка проводилась исходя из фактических объемов потребления тепловой энергии, предъявленных для оплаты; нарушение прав усматривает в том, что следствием применения различных методов определения объемов является возложение Департаментом необоснованной обязанности по проведению корректировки размера платы именно на ту сумму, которая указан в акте проверки.
Департамент в отзыве на жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, вынесенное судом первой инстанции решение считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом в период с 26.03.2015 по 22.04.2015 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "УЖК "Урал-СТ" на основании обращения от 16.09.2014 N 18453, по вопросу проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу "отопление" в платежном документе за январь 2015 года.
По результатам данной проверки составлен акт от 22.04.2015 N 29-11-02-54 и выдано предписание об устранении нарушений требований жилищного законодательства от 22.04.2015 N 29-11-03-49.
Согласно предписанию от 22.04.2015 N 29-11-03-49 обществу "УЖК "Урал-СТ" предписано в срок до 07.07.2015 устранить выявленные нарушения.
В связи с оспариванием обществом "УЖК "Урал-СТ" предписания в судебном порядке и на основании ходатайств общества, Департамент продлил срок исполнения предписания до 04.03.2016.
Общество "УЖК "Урал-СТ" письмами от 26.02.2016 N 1771, от 29.02.2016 N 7510 уведомило Департамент проведении корректировки размера платы за услугу "отопление" за 2013 год.
Департаментом с целью установления факта исполнения предписания N 29-11-03-49 проведена внеплановая документарная проверка исполнения данного предписания.
По результатам проверки составлен акт от 22.04.2016 N 29-09-05-57 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 22.04.2016 N 29-09-06-57, которым обществу "УЖК "Урал-СТ" предписано в срок до 09.06.2016 устранить следующие нарушения:
- провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год, исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за 2013 год собственникам/нанимателям жилых помещений МКД N 1, корп. "Б" по ул. Мира в г. Екатеринбург (согласно акту проверки органа лицензионного контроля от 22.04.2016 N 29-09-05-57 с приложением N 1);
- отменить перерасчет платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год, проведенный в платежных документах за февраль 2016 года и выставленный к оплате собственникам/нанимателям жилых помещений МКД N 1, корп. "Б" по ул. Мира в г. Екатеринбурге (в соответствии с актом проверки органа лицензионного контроля от 22.04.2016 N 29-09-05-57 с приложением N 1).
Полагая, что указанное предписание нарушает права и законные интересы при осуществлении предпринимательской деятельности, общество "УЖК "Урал-СТ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Департамент наделен полномочиями по осуществлению регионального жилищного надзора, следовательно, предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Правила N 307 применяются до 01.07.2016.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил N 307).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки исполнения предписания от 22.04.2015, при исследовании представленных ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" документов Департаментом установлено, что в платежных документах за февраль 2016 года собственникам/нанимателям жилых помещений, расположенных в МКД по вышеуказанному адресу, проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год к доначислению "плюс" 31 043 руб. 22 коп., в том числе по кв. 27 "плюс" 641 руб. 30 коп., что подтверждается копиями письма в адрес общества с ограниченной ответственностью "ЕРЦ" от 15.02.2016 N 1368 и информацией от общества "ЕРЦ" о начислениях (перерасчетах) по лицевому счету N 4808749352 (ул. Мира, д. 1, корп. "Б", кв. 27, Пузиков П.Е.) за февраль 2016 года; данный факт заявитель не оспаривает.
Между тем Департамент, проанализировав в ходе проверки объемы тепловой энергии для нужд отопления, исходя из которого общество произвело корректировку размера платы за отопление за 2013 год по многоквартирному дому, а также объемы тепловой энергии, в соответствии с расчетными ведомостями ООО "СТК" за 2013 год, установил расхождения в объемах тепловой энергии в размере 40, 69 Гкал.
Так, при проведении проверки исполнения предписания Департаментом установлено, что по представленной информации общества "УЖК "Урал-СТ" за период с января по декабрь 2013 года жителям спорного дома выставлена плата за потребление тепловой энергии исходя из утвержденного норматива потребления тепловой энергии для целей отопления (0,033 Гкал/кв. метр) за 658,99 Гкал на сумму 842 910 руб.72 коп, что подтверждается информацией от общества "ЕРЦ" начислениях по лицевому счету N 4808749352 (ул. Мира, д. 1, корп. "Б", кв. 27, Желвакова В.Н.)
ООО "СТК" выставлены счета за потребленную тепловую энергию для целей отопления за 2013 год к обществу "УЖК "Урал-СТ" за 640,13 Гкал на сумму 820 513 руб. 83 коп.
Следовательно, объем тепловой энергии, предъявленный для оплаты обществом "СТК" по расчетным ведомостям за поставленную тепловую энергию (640,13 Гкал) меньше объема тепловой энергии, рассчитанного и предъявленного обществом "УЖК "Урал-СТ" жителям дома за 2013 год исходя из норматива (658,99 Гкал) на 18,86 Гкал.
В связи с чем, Департаментом произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления, предоставленную в 2013 году, исходя из фактических объемов тепловой энергии на отопление, потребленной в многоквартирном доме в 2013 году - 640, 13 Гкал, размер корректировки по данным Департамента составляет "минус" 22 396, 89 рублей.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, поддерживая позицию Департамента, пришел к выводу, что объемы тепловой энергии, указанные обществом "УЖК "Урал-СТ" в письме, не подтверждены первичными документами (карточки регистрации параметров тепловой энергии, счета-фактуры и/или иные документы), на основании которых определены объемы потребленной тепловой энергии в МКД за 2013 год и исходя из которых произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления за 2013 год. При этом Департаментом сумма корректировки платы определена исходя из расчетных ведомостей за поставленную тепловую энергию, предъявленных для оплаты ресурсоснабжающей организацией - обществом "СТК".
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что общество не согласно с порядком определения количества тепловой энергии, в соответствии с которым Департаментом произведен расчет.
Оценив доводы жалобы применительно к фактическим обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции позицию общества о неправильности расчета Департамента со ссылкой на использование для расчета корректировки платы за услугу "отопление" объемов тепловой энергии с учетом объемов, израсходованных на горячее водоснабжение, признает ошибочной.
Из расчета Департамента следует, что для определения объема тепловой энергии на нужды отопления из общего объема тепловой энергии, указанной в счетах-фактурах ресурсоснабжающей организации, установлен и вычтен объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, исходя из объема тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м воды 0,0478 Гкал/кв. м соответствии с письмом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 23.01.2013 N 354.
Данный расчет апелляционный суд считает правильным, поскольку Департаментом использованы данные о фактическом потреблении тепловой энергии в жилом доме, полученные от ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что проведенная ЗАО "УЖК "Урал-СТ" корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление", предоставленную в 2013 году в размере "плюс" 31043, 22 руб. исходя из объема тепловой энергии для отопления 658, 99 Гкал, не подтверждена документально и не соответствует фактическим объемам тепловой энергии на отопление, потребленной в многоквартирном доме в 2013 году.
В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для признания недействительным предписания Департамента от 22.04.2016 N 29-09-06-57.
В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений - до 09.06.2016 по корректировке за 2013 год.
Оспариваемое предписание апелляционный суд признает исполнимым, содержащим четко сформулированное требование о необходимости обеспечить проведение корректировки платы за услугу "отопление" в соответствии с Правилами N 307: провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год, отменив корректировку, проведенную в платежных документах за февраль 2016 года.
Выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По изложенным мотивам апелляционный суд оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2016 года по делу N А60-28172/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28172/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2017 г. N Ф09-12480/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ