г. Москва |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А41-17789/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Байрахтарова М.Р. - извещен, не явился, представителя не направил,
от администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области - Мялова С.Д. (представителя по доверенности от 06.04.2016),
от общества с ограниченной ответственностью "Ренесанс" - извещено, представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Байрахтарова М.Р. на решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2016 по делу N А41-17789/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Байрахтаров Мавлюд Расулович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 10.03.2016 N Г.ЭП. 162;
- обязать администрацию выдать предпринимателю разрешение на осуществление торговой деятельности в нестационарной торговой галерее расположенной на земельном участке по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. 8 Марта, у д. 57, с кадастровым номером 50:22:0010103079 принадлежащего на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Ренесанс" (далее - общество).
Общество участвует в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.07.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие предпринимателя, его представителя, представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между обществом и предпринимателем заключен договор аренды от 01.01.2016 N 01/2016 земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. 8 Марта, около дома 57, площадью 590 кв.м., кадастровый номер 50:22:0010103:79.
Участок принадлежит обществу на праве собственности в соответствии со свидетельством от 12.08.2011 о государственной регистрации права серия 50-АВN N 126034 (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.08.2011 50-50-22/059/2011-291).
Согласно пункту 1.3 договора аренды целевое назначение аренды участка - для эксплуатации здания.
Согласно пункту 1.6 договора аренды срок действий договора аренды установлен до 30.11.2016.
На арендуемом земельном участке установлен нестационарный торговый объект, без получения какой-либо разрешительной документации, который используется предпринимателем в своей предпринимательской деятельности.
Предпринимателем 10.03.2016 получено уведомление Главы муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области от 10.03.2016 N Г.ЭП.162, в соответствии с которым торговый павильон у дома 57 по улице 8 Марта, принадлежащий предпринимателю, размещен без получения соответствующей разрешительной документации, в связи с чем в срок до 14.03.2016 предприниматель в добровольном порядке должен произвести его демонтаж.
Предприниматель, посчитав данное уведомление незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, 25.03.2016 предприниматель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 статьи 11 Устава городского поселения Люберцы к полномочиям городского поселения Люберцы отнесены функции по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения (подпункт 20 Закона, подпункт 22 Устава).
Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земельных участков, в том числе, связанных с размещением движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов, осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городских поселений отнесены функции по с созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (подпункт 10 Закона, подпункт 12 Устава).
В соответствии со статьей 5 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве) собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве.
Содержание территорий Московской области и мероприятия по развитию благоустройства осуществляются в соответствии с настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области о социальной защите инвалидов и правилами благоустройства, утверждаемыми уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области для каждого муниципального образования Московской области.
Статьей 4 Закона о благоустройстве установлено, что объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты) это - объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения.
Согласно статье 25 Закона о благоустройстве установка некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Таким образом, исходя из указанных норм права следует, что размещение любых видов нестационарных объектов на земельных участках находящихся в частной собственности или на земельных участках государственная собственность на которые не разграничена возможно только с разрешения органа местного самоуправления поселения.
Порядок размещения объектов мелкорозничной торговой сети в городе Люберцы регулируется Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 17.04.2014 N 350/2 (далее - Положение о размещение нестационарных торговых объектов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Положения о размещение нестационарных торговых объектов, нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Общим критерием отнесения объектов к нестационарным объектам мелкорозничной торговой сети (движимому имуществу) является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их сохранности, включая возможность их демонтажа с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
Согласно пункту 5 статьи 1 Положение о размещение нестационарных торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам, а также иметь соответствующий художественно-декоративный уровень оформления.
Согласно статье 4 Положения о размещение нестационарных торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы осуществляется в местах, определенных Схемой, утвержденной постановлением администрацией сроком на пять календарных лет, или на земельных участках, находящихся в частной собственности, на основании постановления администрации с учетом требований настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 3 Положения о размещение нестационарных торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов запрещается: на земельных участках, находящихся в частной собственности, при отсутствии согласия собственника земельного участка и постановления администрации, выданного в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Положения;
Согласно пункту 2.2 статьи 8 Положения основанием для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта субъектом торговли на земельных участках, находящихся в частной собственности, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, проект и постановление администрации города Люберцы о размещении нестационарного торгового объекта (далее - постановление), подтверждающие соответствие установленного объекта требованиям настоящего Положения.
Основанием для изготовления субъектом торговли нестационарного торгового объекта и осуществления предварительных работ по его установке на территории города Люберцы в месте, определенном собственником земельного участка, являются выписка из протокола заседания МВК и проектная документация.
При этом данная выписка не дает права на эксплуатацию нестационарного торгового объекта без получения постановления.
Для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, субъект торговли направляет в администрацию заявление с приложением к нему следующих документов (оригиналы либо заверенные копии):
а) устав, свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц) или свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
в) документы, подтверждающие право собственности на земельный участок;
г) проектная документация на планируемый к размещению нестационарный торговый объект, разработанная в соответствии с требованиями к архитектурно-дизайнерскому решению нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Люберцы, утверждаемыми постановлением администрации города Люберцы;
д) Схема расположения нестационарного торгового объекта на земельном участке;
е) согласие собственника земельного участка на размещение нестационарного торгового объекта в случае, если субъектом торговли является иное лицо;
ж) подписанный субъектом торговли проект типового договора на право размещения специализированного нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы;
з) информация о виде деятельности и виде продукции, планируемой к реализации (специализацию).
Заявление о размещении нестационарного торгового объекта рассматривается администрацией в течение 30 дней с момента подачи заявления.
При отсутствии указанных документов на заседании МВК данное заявление отклоняется, о чем составляется соответствующая выписка из протокола.
Субъект торговли не должен находиться в процессе ликвидации или признания неплатежеспособным (банкротом), его деятельность на момент подачи и рассмотрения заявления МВК не должна быть приостановлена.
Порядок рассмотрения заявления на заседании МВК определяется администрацией города Люберцы. Обязательными критериями являются:
а) внешний вид нестационарного торгового объекта с учетом требований, указанных в подпункте "в" пункта 10 статьи 4 Положения;
б) специализация предполагаемого к установке нестационарного торгового объекта.
Итоги рассмотрения заявления субъекта торговли на заседании МВК оформляются протоколом. В протоколе указывается специализация нестационарного торгового объекта, а также срок, на который размещается нестационарный торговый объект.
В соответствии с решением комиссии МВК в течение пяти рабочих дней субъекту торговли на основании письменного обращения в администрацию выдается выписка из протокола конкурсной комиссии.
Постановление выдается на срок, указанный в решении МВК, вместе с подписанным со стороны администрации договором на право размещения специализированного нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы в течение десяти дней с момента подачи субъектом торговли в администрацию заявления о выдаче постановления.
Действие постановления может быть прекращено администрацией в случаях, предусмотренных в пунктом 2 статьи 5 Положения.
Нестационарный торговый объект в случае окончания срока его размещения, установленного постановлением, а также в случае прекращения действия постановления подлежит обязательному демонтажу собственником объекта в срок не позднее 5 дней со дня окончания срока действия данного документа или его отмены.
При этом субъекту торговли не компенсируются понесенные им расходы на изготовление, установку, благоустройство территории и другие работы, связанные с размещением данного объекта. В случае неисполнения владельцем нестационарного торгового объекта сроков демонтажа его демонтаж производится в порядке, установленном решением Совета депутатов города Люберцы от 15.04.2010 N 66/5 "О порядке демонтажа незаконно возведенных нестационарных объектов на территории города Люберцы". При этом с владельца нестационарного торгового объекта в добровольном и (или) судебном порядке взыскиваются расходы, связанные с перемещением и хранением его нестационарного торгового объекта.
В связи с незаконным размещением нестационарного торгового объекта администрацией неоднократно направлялись в адрес предпринимателя уведомления о демонтаже торгового павильона (от 03.02.2016, от 02.03.2016).
Администрацией принято постановление от 25.03.2016 N 279-ПА "О демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта по адресу: г. Люберцы, ул. 8 Марта, у дома 57". Данное постановление администрации является действующим и предпринимателем в установленном законодательстве порядке не оспорено.
Доводы предпринимателя о том, что он ранее обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о выдаче разрешения на установку нестационарного торгового объекта не принимаются судом во внимание, поскольку предприниматель не представил доказательства направления администрации заявления о размещении нестационарного торгового объекта с приложенными документами в соответствии с требованиями, установленными Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 17.04.2014 N 350/2, а также доказательств получения выписки из протокола заседания МВК, постановления вместе с подписанным со стороны администрации договором на право размещения специализированного нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы.
Более того, из материалов дела следует и не отрицалось предпринимателем в судебном заседании суда первой инстанции, что при первоначальном установлении торгового павильона какой-либо разрешительной документации на его установку не оформлялось, а обращение предпринимателя в суд состоялось только после принятия решения органом местного самоуправления о демонтаже торгового павильона.
Разрешительную документацию индивидуальный предприниматель апелляционному суду также не представил.
Из доводов предпринимателя, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.07.2016 по делу N А41-17789/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17789/2016
Истец: Ип Байрахтаров Мавлюд Расулович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮБЕРЦЫ ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "РЕНЕСАНС"