Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф09-1520/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А76-1776/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 октября 2016 г. по делу N А76-1776/2016 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании принял участие представители:
акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - Рылова В.П. (доверенность от 16.11.2016), Шаламов А.А. (доверенность от 05.09.2016),
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Симоненко А.В. (доверенность от 11.01.2016), Миклина Ю.Б. (доверенность от 11.01.2016), Дрыга А.А. (доверенность от 18.01.2016), Курбангалеева А.Ш. (доверенность от 07.07.2016),
муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - Кочурова И.В. (доверенность от 11.01.2016),
индивидуальный предприниматель Капанцян Павел Акопович (паспорт).
Акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (далее - заявитель, АО "УТСК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в непринятии решения об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2016 год, как несоответствующее статьям 3, 7, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление Правительства N 1075); обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УТСК" путем принятия соответствующего решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями арбитражного суда от 02.02.2016, 11.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Чичакян Сурен Арменович, Чичакян Армен Сережаевич, индивидуальный предприниматель Капанцян Павел Акопович, открытое акционерное общество "Автогенный завод", муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети", общество с ограниченной ответственностью "Уралгидравлика", общество с ограниченной ответственностью "Фортум" (далее - третьи лица, ИП Чичакян С.А., Чичакян А.С., ИП Капанцян П.А., ОАО "Автогенный завод", МУП "ЧКТС", ООО "Уралгидравлика", ООО "Фортум").
Решением суда первой инстанции от 06.10.2016 (резолютивная часть объявлена 29.09.2016) в удовлетворении заявленных требований оказано.
АО "УТСК" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. В жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции неправомерно указал, что заявителю необходимо осуществлять подтверждение исполнения заключенных с конечными потребителями договоров теплоснабжения. Полагает, что суд дал ненадлежащую правовую оценку уведомлениям потребителей о расторжении договоров теплоснабжения, указав на отсутствие правового значения незавершенности процедуры расторжения; а также необоснованно принял во внимание довод Министерства о том, что действующая договорная схема взаимодействия между поставщиком тепловой энергии, теплосетевой и теплоснабжающей организацией исключает возможность установления тарифа для заявителя.
До начала судебного заседания от МУП "ЧКТС" и Министерства в материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу, в котором указанные лица, против доводов жалобы возражают, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители третьих лиц (за исключением ИП Капанцяна П.А.), не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика и третьего лица возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах. ИП Капанцян П.А. пояснил, что договор с заявителем не заключал и не подписывал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.04.2015 АО "УТСК" обратилось в Министерство с заявлением от 27.04.2005 N ЧТС / 507 об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2016 год (л.д.19-21 т.1).
Заявитель просил открыть следующие дела по установлению цен (тарифов): на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям города Челябинска на коллекторах источников тепловой энергии АО "УТСК" на 2016 год; на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Челябинска от сетей АО "УТСК" на 2016 год. Рассмотреть представленные документы и утвердить цены (тарифы) на тепловую энергию на 2016 г, в следующем размере: Тариф на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям города Челябинска на коллекторах источников тепловой энергии АО "УТСК" на 2016 год; Тариф на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Челябинска от сетей АО "УТСК" на 2016 год.
К заявлению были приложены документы: опись расчетных и обосновывающих материалов по установлению тарифа на тепловую энергию на 2016 год по ОАО "УТСК" в 1 экз. на 185 листах, расчетные и обосновывающие материалы в 1 экземпляре на 58 609 листах, CD диск со сметами - 1 шт.
В рамках тарифной заявки ОАО "УТСК" представило в Министерство, в том числе договоры теплоснабжения с конечными потребителями: Договор теплоснабжения (в горячей воде) от 31.03.2015 N Т-5627 от 31.03.2015 с ОАО "Автогенный завод" (л.д.58-62 т.1); Договор теплоснабжения (в горячей воде) от 17.03.2015 N Т-5605 с Капанцян П.А. (л.д.28-36 т.1); Договор теплоснабжения (в горячей воде) от 17.03.2015 N Т-5623 с ИП Чичакян С.А. (л.д.38-46 т.1); Договор теплоснабжения (в горячей воде) от 17.03.2015 N Т-5626 с Чичакян А.С. (л.д.48-56 т.1).
В соответствии с пунктом 1.1 договоров теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединительную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов оборудования
Указанные договоры заключены на срок по 31.12.2016 (пункт 8.1 договоров).
На заседании Правления Министерства 18.12.2015 рассматривался вопрос об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "УТСК" потребителям, теплоснабжающим организациям, на 2016 год.
Экспертами Министерства установлен факт договорных отношений МУП "ЧКТС" с ОАО "Автогенный завод", а также ИП Капанцян П.А., ИП Чичакян С.А., Чичакян А.С. Одновременно в адрес АО "УТСК" и Министерства направлены уведомления о расторжении договора теплоснабжения данных потребителей с АО "УТСК" (вх. Министерства от 14.12.2015 N 8608/02) с указанием даты и с расшифровкой подписи (л.д.130, 132, 134, 136 т.2).
В рамках заседания Правления АО "УТСК" заявлены возражения от 18.12.2015 б/н. (л.д.70-73 т.1), в котором АО "УТСК" представлены информационные письма потребителей: Чичакяна А.С., ИП Чичакяна С.А., ИП Капанцяна П.А. - подтверждающие наличие заключенных договоров с АО "УТСК", а также подтверждающие намерение приобретать тепловую энергию в 2016 год у АО "УТСК", расторгая договор теплоснабжения с МУП "ЧКТС" (л.д.63-65 т.1).
Рассмотрев заявления ОАО "УТСК", Правление Министерства вынесло предложение об отказе в установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2016 год на голосование, по результатам которого приняло решение об отсутствии основания для установления тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2016 год.
Не согласившись с тем, что Министерство, не приняло решения об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2016 г. заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований АО "УТСК" и об отсутствии совокупности обстоятельств, являющихся основанием для признания ненормативного правого акта недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190 - ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию и устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ, Постановлением Правительства N 1075, Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" (далее - Регламент).
Статьей 7 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на услуги, связанные с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В Челябинской области органом государственной власти, отвечающим за реализацию единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), является Министерство (Постановление Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области").
В соответствии с пунктом 2 Регламента открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов 12 Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы регулирования):
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования:
- в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Правила);
- в случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
- в случае изменения установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных уровней тарифов.
Как подтверждается материалами дела, 27.04.2015 АО "УТСК" обратилось в Министерство с заявлением от 27.04.2015 N ЧТС / 507 об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2016 год (л.д.19-21 т.1).
Заявитель просил открыть следующие дела по установлению цен (тарифов): на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям города Челябинска на коллекторах источников тепловой энергии АО "УТСК" на 2016 год; на тепловую энергию, поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Челябинска от сетей АО "УТСК" на 2016 год.
К заявлению были приложены следующие документы: опись расчетных и обосновывающих материалов по установлению тарифа на тепловую энергию на 2016 год по ОАО "УТСК" в 1 экз. на 185 листах, расчетные и обосновывающие материалы в 1 экземпляре на 58 609 листах, CD диск со сметами - 1 шт.
Приказом Министерства от 14.05.2015 года N 02/01-т "Об открытии дела об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ОАО "УТСК" открыты дела:
1) на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии на 2016-2018 гг. с использованием метода индексации установленных тарифов (от 14.05.2015 N дела - 02/01_т-2016);
2) на теплоноситель, поставляемый ОАО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2016 - 2018 годы с использованием метода индексации установленных тарифов (от 14.05.2015 N дела - 02/02_т-2016);
3) на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2016 год с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) (от 14.05.2015 N дела - 02/03_т-2016).
Приказом Министерства от 26.11.2015 N 02/09_т "Об открытии дела и назначении уполномоченного по делу об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении АО "УТСК" (приложение 3) открыто дело от 26.11.2015 N 02/17_т-2016 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя на очередной регулируемый период".
Согласно пункту 16 Правил (в редакции на дату обращения) к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы: а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках); б) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату; в) расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям; г) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период; д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания); е) расчет цен (тарифов); ж) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы; з) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов); и) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов); к) копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении); л) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Согласно пункту 4 Регламента, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
При таких обстоятельствах, для того чтобы обратиться в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов организация должна владеть на законном основании имущественным комплексом и осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения, то есть иметь договорные отношения с потребителями, получающими тепловую энергию как услугу.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, исходя из положений Федерального закона N 190-ФЗ, Постановления Правительства N 1075 тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются для организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности. Следовательно, в случае, если организацией не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (не представлены договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования), у органа регулирования не имеется оснований для установления в отношении такой организации регулируемых тарифов сфере теплоснабжения.
По мнению апелляционной коллегии, принимая во внимание отсутствие документов, свидетельствующих об осуществлении деятельности заявителя, судом были сделаны обоснованные выводы о правомерности действий Министерства по неустановлению тарифа.
Как следует из материалов дела, в рамках тарифной заявки ОАО "УТСК" представило в Министерство, в том числе, договоры теплоснабжения с конечными потребителями: Договор теплоснабжения (в горячей воде) N Т-5627 от 31.03.2015 г. с ОАО "Автогенный завод" (л.д.58-62 т.1); Договор теплоснабжения (в горячей воде) N Т-5605 от 17.03.2015 г. с Капанцян П.А. (л.д.28-36 т.1); Договор теплоснабжения (в горячей воде) N Т-5623 от 17.03.2015 г. с ИП Чичакян С.А. (л.д.38-46 т.1); Договор теплоснабжения (в горячей воде) N Т-5626 от 17.03.2015 г с Чичакян А.С. (л.д.48-56 т.1).
В соответствии с пунктами 1.1, 8.1 договоров теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединительную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов оборудования Указанные договоры заключены на срок по 31.12.2016.
Положением о Министерстве предусмотрено, что вопросы, относящиеся к государственному регулированию, рассматриваются на заседании Правления.
Пунктом 19 Регламента предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).
На заседании Правления Министерства от 18.12.2015 рассматривался вопрос об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "УТСК" потребителям, теплоснабжающим организациям, на 2016 год. Как указал представитель Министерства, экспертной группой Министерства проведен анализ обоснованности установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "УТСК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2016 год, согласно которому АО "УТСК" не подтвержден факт осуществления деятельности по теплоснабжению потребителей города Челябинска.
При рассмотрении заявки общества, в совокупности с вышеназванными документами, Министерство установило следующие обстоятельства:
1. не имелось доказательств того, что исполнение по указанным договорам имеет место быть (отсутствуют счета-фактуры, документы об оплате, иные материалы, свидетельствующие о факте исполнения договоров);
2. Получены уведомления от указанных потребителей о расторжении договоров теплоснабжения с АО "УТСК". Экспертами Министерства установлен факт договорных отношений МУП "ЧКТС" с ОАО "Автогенный завод", а также Капанцян П.А., ИП Чичакян С.А., Чичакян А.С. Одновременно в адрес АО "УТСК" и Министерства направлены уведомления о расторжении договора теплоснабжения данных потребителей с АО "УТСК" (вх. Министерства от 14.12.2015 N 8608/02) с указанием даты и с расшифровкой подписи (л.д.130, 132, 134, 136 т.2). В рамках заседания Правления АО "УТСК" заявлены возражения от 18.12.2015 б/н. (л.д.70-73 т.1) в котором АО "УТСК" представлены информационные письма потребителей: Чичакяна А.С., Чичакяна С.А., Капанцяна П.А. - подтверждающие наличие заключенных договоров с АО "УТСК", а также подтверждающие намерение приобретать тепловую энергию в 2016 году у АО "УТСК", расторгая договор теплоснабжения с МУП "ЧКТС" (л.д.63-65 т.1).
3. Письмом от 14.12.2015 N 6811 МУП "ЧКТС" (в ответ на письмо от 26.11.2015 N02/4727) подтвердило намерение осуществлять работу в регулируемом периоде в рамках существующих договорных отношений с потребителями тепловой энергии г. Челябинска (физическими и юридическими лицами). У организации заключены договоры поставки тепловой энергии с ОАО "Фортум" (разногласия при заключении указанного договора урегулированы сторонами в судебном порядке при рассмотрении Арбитражным судом Челябинской области) и АО "УТСК" (разногласия при заключении указанного договора урегулированы сторонами в судебном порядке при рассмотрении Арбитражным судом Челябинской области).
4. В МУП "ЧКТС" со стороны поставщиков тепловой энергии извещений об изменении договорных отношений не поступали. Организация планирует деятельность на 2016 год в рамках имеющихся договорных отношений.
Как отметил суд первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств исполнения заключенных с конечными потребителями договоров теплоснабжения. В судебном заседании представитель ОАО "Автогенный завод" и Капанцан П.А. указали, что соответствующую услугу по теплоснабжению получают от МУП "ЧКТС", счетов от АО "УТСК" не получали, оплату не производили. Капанцян П.А., пояснил, что договор теплоснабжения (в горячей воде) от 17.03.2015 N Т-5605 он не подписывал, подпись в договоре ему не принадлежит. Представители указанных лиц не подтвердили свое намерение расторгнуть договоры с МУП "ЧКТС" ни в прошлом, ни в настоящем. При этом, третьи лица указали, что действительно направляли в Министерство и АО "УТСК" уведомления о расторжении договоров теплоснабжения.
Доводы заявителя о том, что представленные в материалы дела договоры теплоснабжения заключенные с потребителями являются действующими, судебные акты, указывающие на расторжение договоров, отсутствуют, а потому, направленные в АО "УТСК" письма от потребителей о расторжении договоров теплоснабжения, не являются основаниями для признания таких договоров расторгнутыми в одностороннем порядке, отклоняются в связи со следующим.
Следует отметить, что обществом при подаче заявки и рассмотрении ее Министерством не подтверждён факт осуществления регулируемой деятельности, не исполнен один из пунктов перечня по пункту 16 Правил, соответственно у органа регулирования не имеется оснований для установления в отношении такой организации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.
Как правомерно указал суд первой инстанции, невозможно исходить из формальной логики того, что необходимые договоры представлены, при том, что на момент рассмотрения в отношении каждого из представленных договоров наличествует если не само соглашение о его расторжении, то уже точно намерение на отказ от него до начала его действия, при наличии длящихся отношений обозначенных лиц с иной теплоснабжающей организацией, что этой организацией (МУП "ЧКТС") подтверждено (т.2 л.д. 140).
Суд первой инстанции также правомерно учел следующее. В рассматриваемой ситуации не имеет правового значения завершена ли процедура расторжения таких договоров, поскольку сам факт установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2016 год не имеет смысла при отсутствии таких потребителей и их воли на прием такой тепловой энергии. Более того, факт незаключения договора теплоснабжения с Капанцан П.А. подтвержден предпринимателем лично в судебном заседании.
Довод заявителя о необоснованности выводов суда первой инстанции, по действующей договорной схеме взаимодействия между поставщиком тепловой энергии, теплосетевой и теплоснабжающей организацией не принимается судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В ответ на запрос Министерства от 26.11.2015 N 02/4727 о предоставлении информации об изменении и (или) планируемом изменении договоров на покупку тепловой энергии (теплоносителя) с ОАО "Фортум" и ОАО "УТСК" на 2016 год МУП "ЧКТС" сообщило, что подтверждает намерения осуществлять работу в регулируемом периоде (2016 год) в рамках существующих договорных отношений с потребителями тепловой энергии г.Челябинска. У организации заключены договоры поставки тепловой энергии с ОАО "Фортум" и АО "УТСК". В адрес МУП "ЧКТС" со стороны поставщиков тепловой энергии извещения об изменении договорных отношений не поступали, планируется деятельность на 2016 год в рамках имеющихся договорных отношений.
В связи с существующими договорными отношениями между АО "УТСК и МУП "ЧКТС" весь объем тепловой энергии, поставляемый в магистральные сети АО "УТСК", приобретался МУП "ЧКТС" на коллекторах ОАО "Фортум" и АО "УТСК". Вопрос изменения схемы отношений между МУП "ЧКТС" и АО "УТСК", МУП "ЧКТС" и ОАО "Фортум" должен быть урегулирован заранее для устранения возможности повторного учета одного и того же объема тепловой энергии при установлении тарифов.
Кроме того, за последний трехлетний период 2013-2015 года у АО "УТСК" отсутствовали объемы полезного отпуска, реализуемые по договорам теплоснабжения с конечными потребителями Челябинского городского округа.
При изложенных обстоятельствах, у АО "УТСК" отсутствовала информация о фактически подтвержденном полезном отпуске тепловой энергии, отпускаемой конечным потребителям в рамках заключенных договоров теплоснабжения.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ОАО "УТСК" не принимаются.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с абзацем 3 подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1500 руб.
При обращении с апелляционной жалобой АО "УТСК" по платежному поручению от 28.10.2016 N 5981 уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. При указанных обстоятельствах, ошибочно уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 октября 2016 г. по делу N А76-1776/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН 1077203052772) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28 октября 2016 г. N 5981.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1776/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф09-1520/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "УРАЛЬСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Капанцян Павел Акопович, МУП "Челябинские коммунальные тепловые сети", ОАО "Автогенный завод", ОАО "ФОРТУМ", ООО "УРАЛГИДРАВЛИКА", Чичакян Армен Сережаевич, Чичакян Сурен Арменович