Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф05-17872/16 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А41-21792/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истцов, Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С. по доверенности от 23.12.15 N 27Дов-432; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Ремизов В.М. по доверенности от 17.02.15 N 81/Д-07;
от ответчика, ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс": Герасименко М.Б. по доверенности от 03.11.15 б/н;
от 3-их лиц, Глава городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской: Лисицин Д.А. по доверенности от 19.01.16 N 20/01-23;
Швецов Александр Сергеевич, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области; Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области; Министерство имущественных отношений Московской; Правительство Московской области; ООО "СВ-Проект": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-21792/15 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс",
третьи лица: Глава городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области; Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области; Министерство имущественных отношений Московской; Правительство Московской области; ООО "СВ-Проект"; Швецов Александр Сергеевич,
об истребовании из незаконного чужого владения, снятии с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Кредит- Плюс" (далее - ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс", ответчик), в котором просил суд:
- истребовать из незаконного владения ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3845, 50:09:0100101:3846, 50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848, как полностью накладывающиеся на земли лесного фонда 13 квартала Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества, а также часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:3842, накладывающуюся на земли лесного фонда 13 квартала Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества в следующих координатах:
N |
Х |
Y |
1 |
500594,25 |
2172337,82 |
2 |
500583,15 |
2172328,36 |
3 |
500545,64 |
2172328,43 |
4 |
500541,71 |
2172329,32 |
5 |
500473,86 |
2172349,18 |
6 |
500510, 55 |
2172390,06 |
7 |
500530,73 |
2172425,65 |
|
500533,75 |
2172443,53 |
снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3845, 50:09:0100101:3846, 50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848; погасить записи в ЕГРП в отношении следующих земельных участков 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3845, 50:09:0100101:3846, 50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848;
внести изменения, связанные с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:3842, в ЕГРП и государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изначально было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в Московской области), которое в дальнейшем вступило в дело в качестве соистца.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ уточнили исковые требования и просили суд:
истребовать из чужого незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" 50:09:01000101:3843, 50:09:01000101:3844, 50:09:01000101:3845, 50:09:01000101:3846, 50:09:01000101:3847, 50:09:01000101:3848, нескладывающиеся на земли лесного фонда 13 квартала Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества;
- истребовать из чужого незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:01000101:3949 общей площадью 6272 кв.м, расположенную на землях лесного фонда, образующего квартал 13 выдела 11, 12 Сходненского участкового лесничества, площадью 6272 кв.м, в соответствии со следующими координатами:
N |
X |
У |
1 |
500588.09 |
2172332.73 |
2 |
500594.02 |
2172337.88 |
3 |
500542.08 |
2172429.05 |
4 |
500531.59 |
2172431.15 |
5 |
500530.57 |
2172425.68 |
6 |
500510.36 |
2172390.02 |
7 |
500473.75 |
2172349.22 |
8 |
500508.29 |
2172339.1 |
9 |
500547.7 |
2172329.79 |
1 |
500588.09 |
2172332.73 |
| ||
N |
X |
У |
1 |
500542.08 |
2172429.05 |
2 |
500533.88 |
2172443.45 |
3 |
500531.59 |
2172431.15 |
1 |
500542.08 |
2172429.05 |
- внести изменения, связанные с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:01000101:3949, в ЕГРП и государственный кадастр недвижимости. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:01000101:3949 в следующих координатах: | ||
N |
X |
У |
1 |
500579.94 |
2172325.64 |
2 |
500588.09 |
2172332.73 |
3 |
500547.7 |
2172329.79 |
4 |
500508.29 |
2172339.1 |
5 |
500544.73 |
2172328.42 |
6 |
500545.47 |
2172328.25 |
1 |
500579.94 |
2172325.64 |
погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственный регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:01000101:3843, 50:09:01000101:3844, 50:09:01000101:3845, 50:09:01000101:3846, 50:09:01000101:3847, 50:09:01000101:3848;
исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:01000101:3843, 50:09:01000101:3844, 50:09:01000101:3845, 50:09:01000101:3846, 50:09:01000101:3847, 50:09:01000101:3848.
Уточнения были приняты судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области; Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Глава городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "СВ -Проект", Швецов Александр Сергеевич.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2016 г. по делу N А41-21792/15 исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области удовлетворены.
В удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" и Швецов Александр Сергеевич подали апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2016 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ исковые требования, просил:
Истребовать из незаконного владения у ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" земельные участки с кадастровыми номерами: 50:09:0100101:3843; 50:09:0100101:3844;; 50:09:0100101:3846 50:09:0100101:3847; 50:09:0100101:3848, как полностью накладывающиеся на земли лесного фонда 13 квартала Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества.
Истребовать из незаконного владения у ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:3845, накладывающийся на земли лесного фонда 13 квартала Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества, за исключением его части в следующих координатах:
N |
X |
У |
1 |
500792.46 |
2172607.66 |
2 |
500791.47 |
2172605.30 |
3 |
500785.00 |
2172615.00 |
4 |
500778.98 |
2172642.04 |
5 |
500779.44 |
2172642.08 |
1 |
500792.46 |
2172607.66 |
3. Истребовать из незаконного владения у ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:3949, накладывающийся на земли лесного фонда 13 квартала Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества, за исключением его части в следующих координатах:
N |
X |
У |
1 |
500579.94 |
2172325.64 |
2 |
500590.25 |
2172334.60 |
3 |
500538.38 |
2172330.28 |
4 |
500544.73 |
2172328.42 |
5 |
500545.47 |
2172328.25 |
1 |
500579.94 |
2172325.64 |
Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0100101:3843; 50:09:0100101:3844; 50:09:0100101:3846 50:09:0100101:3847; 50:09:0100101:3848
Погасить записи в ЕГРП в отношении следующих земельных участков 50:09:0100101:3843; 50:09:0100101:3844; 50:09:0100101:3846 50:09:0100101:3847; 50:09:0100101:3848;
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:3949 в следующих координатах:
N |
X |
У |
1 |
500579.94 |
2172325.64 |
2 |
500588.09 |
2172332.73 |
3 |
500547.7 |
2172329.79 |
4 |
500508.29 |
2172339.1 |
5 |
500544.73 |
2172328.42 |
6 |
500545.47 |
2172328.25 |
1 |
500579.94 |
2172325.64 |
7. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:3845 в следующих координатах:
N |
X |
У |
1 |
500792.46 |
2172607.66 |
2 |
500791.47 |
2172605.30 |
3 |
500785.00 |
2172615.00 |
4 |
500778.98 |
2172642.04 |
5 |
500779.44 |
2172642.08 |
1 |
500792.46 |
2172607.66 |
Уточнения были приняты судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие 3-х лиц - Швецов Александр Сергеевич, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области; Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области; Министерство имущественных отношений Московской; Правительство Московской области; ООО "СВ-Проект", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, явившегося в судебное заседание, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно исковому заявлению, ООО "Инвестиционная компания "Кредит- Плюс", на момент обращения Комитета лесного хозяйства в суд, на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0010409:11 и 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3845, 50:09:0100101:3846, 50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848, 50:09:0100101:3842, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленными в материалы дела.
В соответствии с материалами дела, в том числе кадастровыми выписками в отношении спорных земельных участков, кадастровым делом в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:3781, следует, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:33:0010409:11 и 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3845, 50:09:0100101:3846, 50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848, 50:09:0100101:3842 были внесены в государственный кадастр недвижимости 04.03.2014 года, а образованы данные земельные участки были в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:3781.
Право собственности ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс" на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:3781 возникло на основании Договора купли-продажи земельного участка от 10.01.2014 года N 10/01-14, заключенного с гражданином Швецовым Александром Сергеевичем.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0100101:3781 были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области от 02.08.2012 года, принятого по результатам рассмотрения Межевого плана земельного участка от 13.07.2012 года, подготовленного в соответствии с постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 11.07.2012 года N 4004 "Об утверждении Акта о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, установлении вида разрешенного использования и предварительном согласовании места "для общественно-делового и гражданского строительства, ООО "Евродом", расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Менделеево, рабочий поселок Менделеево".
Истцы полагают, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда и соответственно принадлежат Российской Федерации на праве собственности в силу закона.
Ответчик против удовлетворения требований возражал, заявил о том, что истцом не доказано отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, а соответственно и к собственности Российской Федерации.
В обоснование своих исковых требований истцами были представлены следующие документы: Планшет лесоустройства 1999 года и Проект организации и ведения лесного хозяйства Солнечногорского опытного лесхоза Московского управления лесами 1999-2000 гг.
Ответчик возражал против того, что данные документы доказывают отнесение спорных участков к землям лесного фонда.
С целью установления обстоятельства расположения спорных земельных участков относительно земельных участков, сведения о которых содержатся в Планшете лесоустройства 1999 года и Проекте организации и ведения лесного хозяйства Солнечногорского опытного лесхоза Московского управления лесами и в целях установления факта наложения земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0010409:11 и 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3845, 50:09:0100101:3846, 50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848, 50:09:0100101:3842 на земли лесного фонда судом первой инстанции по ходатайству истцов, определением от 14 октября 2015 года была назначена экспертиза, проведение которой было поручено ООО"ПИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ".
После поступления экспертизы судом первой инстанции было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:01000101:3842 был разделен на два земельных участка площадью 6474 кв.м и 106 кв.м, сведения о которых были внесены в ГКН и им были присвоены кадастровые номера 50:09:01000101:3949 и 50:09:01000101:3950 соответственно. Право собственности ООО "Инвестиционная компания "Кредит- Плюс" на данные земельные участки было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Определением от 10.02.2016 года судом первой инстанции по делу была назначена дополнительная экспертиза, проведение которой было поручено тем же экспертам.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 года N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суд выясняет также сведения о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и указывает их вопределении
о назначении экспертизы.
При этом, согласно экспертнымзаключениям
ООО
"ПИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ"
полевые геодезические изыскания и обработка полевых измерений выполнялись при участии инженера геодезиста
И.В.
Каменщикова.
Соответственно, И.В. Каменщиков участвовал в проведении экспертизы, но при назначении экспертизы суд в отношении данного лица не устанавливал вышеуказанные сведения, проведение экспертизы не поручал, и соответственно, в определении о назначении экспертизы не указывал.
Кроме того лица, участвующие в деле, были лишены права на заявление отвода данному лицу в соответствии со ст. 23 АПК РФ.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд в соответствии с п. 2 ст. 87 АПКопределением от 28 сентября 2016 года
назначил повторную судебную экспертизу.
Данное определение было обжаловано в кассационном производстве и оставлено без изменения Постановлением арбитражного суда Московского округа от 03 ноября 2016 года.
При этом, в порядке ст. 69 АПК РФ было установлено, что экспертиза ООО "ПИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" не являться допустимым доказательством по делу.
При проведении повторной экспертизы в суде апелляционной инстанции, проведение экспертизы было поручено ООО "Экспертиза и Оценка".
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- Возможно ли на основании материалов дела определить границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал 13 Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества? Если да, то определить установить границы (определить координаты) квартала 13 Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества с приложением графического материала;
- Установить имеется ли наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:01000101:3843, 50:09:01000101:3844, 50:09:01000101:3845, 50:09:01000101:3846, 50:09:01000101:3847, 50:09:01000101:3848, 50:09:01000101:3949 на границы лесного участка (квартал 13 Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества) с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы. Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала, а также установить границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:01000101:3843, 50:09:01000101:3844, 50:09:01000101:3845, 50:09:01000101:3846, 50:09:01000101:3847, 50:09:01000101:3848, 50:09:01000101:3949 за вычетом площади наложения;
- Установить местонахождение земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:01000101:3843, 50:09:01000101:3844, 50:09:01000101:3845, 50:09:01000101:3846, 50:09:01000101:3847, 50:09:01000101:3848, 50:09:01000101:3949 относительно карты (схемы) описания границ городского поселения Менделеево, содержащегося в Законе Московской области N 27/2005-ОЗ от 21.01.2005 года;
- Предоставить графический чертеж местонахождения земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:01000101:3843, 50:09:01000101:3844, 50:09:01000101:3845, 50:09:01000101:3846, 50:09:01000101:3847, 50:09:01000101:3848, 50:09:01000101:3949 относительно границ городского поселения Менделеево Солнечногорского муниципального района Московской области.
В материалы дела представлено заключение экспертов от 15 ноября 2016 года.
При ответе на первый вопрос эксперты пояснили следующее:
- из всей предоставленной на исследование документации только "Проект организации и ведения лесного хозяйства Солнечногорского опытного лесхоза Московского управления лесами. Таксационное описание Сходненского лесничества" и "Планшет лесоустройства N 3" подходят под установленные критерии как документы, характеризующие участки лесного фонда, как ранее учтенные объекты недвижимости;
- в представленных материалах нет сведений о правах, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- предоставленные в материалах дела документы, подтверждающие границы земель лесного фонда, датированы 1999 г., т.е. превышают установленный законом срок своего действия - не более 10 лет.
- определить местоположения границ земель лесного фонда, с использованием в качестве местоположения границ лесоустроительных знаков, не представляется возможным, ввиду их отсутствия на местности.
То есть представленные в материалах дела документы не доказывают однозначно, что представленные участки являются землями лесного фонда, знаки, обозначающие границы земель ГЛФ на местности, отсутствуют.
- на основании представленного в материалах дела планово- картографического материала, Планшета лесоустройства N 3, 1999 г. возможно определить границы земельного участка, обозначенного как участок лесного фонда, образующий квартал 13 Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества.
Каталог координат границы земельного участка, обозначенного на планшете лесоустройства N 3, как участок лесного фонда, образующий квартал 13 Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества, представлен в таблице N 1 стр. 15.
По второму вопросу эксперты пояснили следующее:
- чертеж границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0100101:3843,50:09:0100101:3844,50:09:0100101:3845,50:09:0100101:38 46,50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848, 50:09:0100101:3949 и границ участка, обозначенного на планшете как 13 квартал Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества, установленных в рамках вопроса N 1 настоящей экспертизы, представлен в приложении 1 стр. 22.
На чертеже видно, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3846, 50:09:0100101:3847, 50:09:0100101:3848 полностью расположены в границах участка, обозначенного на планшете как 13 квартал Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества.
За границы вышеобозначенного участка частично выходят участки с кадастровыми номерами 50:09:0100101:3845 на площади 99 кв.м и 50:09:0100101:3949 на площади 236 кв.м.
Каталог координат участков вне границ участка, обозначенного как участок лесхоза, представлены в таблице 2 стр. 17.
При ответе на поставленные третий и четвертый вопросы эксперт пояснил, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0100101:3843, 50:09:0100101:3844, 50:09:0100101:3845,50:09:0100101:3846,50:09:0100101:3847,50:09:0100101:38 48,50:09:0100101:3949 входят в границу городского поселения Менделеево, установленную Законом Московской области N 27/2005-03 от 21.01.2005 года.
Таким образом, с учетом выводов сделанных в экспертном заключении о том, чтопредставленные в материалах дела документы не доказывают однозначно, что представленные участки являются землями лесного фонда в связи с тем что:
-предоставленные в материалах дела документы, подтверждающие границы земель лесного фонда, датированы 1999 г., т.е. превышают установленный законом срок своего действия - не более 10 лет;
- определить местоположения границ земель лесного фонда, с использованием в качестве местоположения границ лесоустроительных знаков, не представляется возможным, ввиду их отсутствия на местности;
-знаки, обозначающие границы земель ГЛФ на местности, отсутствуют, апелляционный суд приходит к выводу о том, что подлежат исследованию и соответствующей оценке первичные документы представленные истцами в обоснование своих исковых требований на предмет допустимости таких документов в качестве доказательств подтверждающих отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда.
Истцы ссылаются на документы Планшет лесоустройства и Проект организации и ведения лесного хозяйства 1999-2000гг., таким образом судебная коллегия считает необходимым исследовать ряд соответствующих
нормативных
актов
которыми надлежало руководствоваться истцам
при составление таких документов, которые должны
подтверждать
отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда в период с 1999 года и до момента принятия к производству настоящего иска.
Согласно?п. 4.1.2 Приказа Федеральной службы лесного хозяйства России N 265 от 15 декабря 1994 года "Об утверждении инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России"?(период действия 27.07.1995 г. по 19.12.2011 г.) ?юридическое оформление границ лесного фонда по каждому лесхозу, организации, сельскохозяйственному формированию, ведущему лесное хозяйство,?производится?органами?землеустройства ?районных?администраций.
Таким образом, границы лесного фонда подлежали оформлению органами землеустройства районной администрации.
Имеющийся в материалах делапланшет изготовлен комплексной (7-й Московской) лесоустроительной экспедицией Центрального государственного лесоустроительного предприятия.
Планшет составлен с использованием ГИС технологии И ВЦ "Центрлеспроекта" на основетопокарт
Ml:
10000, аэрофотоснимков, материалов землеустройства и прошлого лесоустройства 1989 года.
Таким образом, доказательств, подтверждающих, что границы земель лесного фонда в квартале 13 Клинского лесничестваСходненского
участковог о
лесничества были
оформлены
органами землеустройства районных администра ции
материалы дела не содержат.
Согласно ст. 7Лесного
кодекса
Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
В силу ст. 9Лесного
кодекса
Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ, к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в
планово
- картографических материалах (лесных картах).
В соответствии со ст. 72Лесного
кодекса
Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ, лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно - технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются определение в установленном порядке границ участков лесного фондаи внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Однако, из представленныхИстцами
- Планшета лесоустройства и Проекта организации и ведения лесного хозяйства, не
следует, что границы участка лесного фонда надлежащим образом определены, в том числе, обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков, что позволяло бы отграничить их от участков земель иных категорий.
Из экспертного заключенияООО "Экспертиза и оценка"
следует,
что на местности расположен только один лесоустроительный знак, фотоизображение которого приведено на рис. 1, стр. 14 экспертизы, при этом данный лесоустроительный знак
расположен за границами
спорных
земельных участков и не входит в их границы.
Сучетом изложенного, эксперты пришли к выводу о том, что закрепление лесных участков на местности отсутствует.
Также из?п. 4.1.8?вышеуказанной?Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде, утвержденной Приказом N 265 от 15.12.1994 года Федеральной службы лесного хозяйства России?следует, что?все планшеты, имеющие?смежества?с другими землепользователями, должны быть заверены отделом землеустройства района, на территории которого проводились лесоустроительные работы.??
В правом нижнем углу указано, что планшет лесоустройства подписан начальником партии Соколовым А.Ю., а также таксатором Соколовой О.И. Документ озаглавлен: "Планшет N 3 лесоустройство 1999 г.".?
Также в материалы дела представлена выписка из Проекта организации и ведения лесного хозяйства Солнечногорского опытного лесхоза Московского управления лесами - таксационное описаниеСходненского
лесничества, книга 1, датированный 1999-2000
г.г., на титульном листе которого содержится информация о разработке данного документа
Центрлеспроектом
(т.
I
л.д. 107-112).
На имеющейся копии планшета лесоустройства 1999 года имеется описаниесмежеств
среди которых в том числе указан и
пос. Менделеево, однако
такой планшет
не
содержит
подписей должностных лиц землеустройства района, о согласовании границ лесничества со смежными землепользователями.
Кроме того согласно п. 1.2.2 Инструкции проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Однако, представленный в материалы дела Планшет лесоустройства 1999 года не имеет отметок о его утверждении.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что нельзя сделать вывод о том, что границы лесничества были согласованы, а соответственно отграничены от земель иных категорий и соответственно установлены в порядке предусмотренном действующими нормами права в период составления таких документов.
Таким образом, данные документы не являются допустимым доказательствами которые могли бы подтверждать факт установления границ лесного фонда в имеющейся редакции таких границ в данных документах.
Эксперт в своем заключении указал, что на основании представленного в материалах дела планово- картографического материала, Планшета лесоустройства N 3, 1999 г. возможно определить границы земельного участка, обозначенного как участок лесного фонда, образующий квартал 13 Клинского лесничества Сходненского участкового лесничества.
Апелляционный суд считает, что эксперт с учетом поставленных перед ним вопросов исследовал данные документы с геодезической точки зрения, а не с точки зрения правоустанвливающих документов и смог прийти к выводу о возможности определения границ земельного участка, обозначенного как участок лесного фонда по таким документам, о чем им и было указано в заключении.
Так же до вступления в законную силу Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть до 01 марта 2008 года, необходимым требованием для кадастрового учета земельного участка, в том числе для установления описания местоположения его границ, являлось описание земельных участков, подготавливаемое в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом?Росземкадастра?от 02.10.2002 N П/327.?
Согласно пункту 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных названным приказомРосземкадастра, описание земельных участков представляло собой документ, который оформлялся на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках; при оформлении описаний земельных участков использовалась градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
В
2006 году был принят Лесной кодекс
Российской
Федерации.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 06.12.2006 N 200-ФЗ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы земель лесного фонда, лесных, участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69, 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Всоответствии со
ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации было предусмотрено ведение государственного лесного
реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их
использовании,
охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о
лесопарках.
Вгосударственном лесном
реестре должна
содержаться
документированная
информация о составе и границах земель лесного фонда, о лесных участках и об их границах, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов
и т.д.
В подтверждение того, что участок лесного фонда внесен в государственный лесной реестр, истцами в материалы дела представлена выписка из Государственного лесного реестра (т. 1л.д. 37) из которой видно, что участок лесного фонда, расположенный в квартале 13 Клинского лесничества
Сходненского
участкового лесничества по целевому назначению лесов относится к защитным лесам.
Однако, имеющийся в материалах дела Планшет лесоустройства и Проект организации и ведения лесного хозяйства не содержат сведений о границах Клинского лесничества.
Исходя из этого, довод о наложенииспорных
участков на границы лесного фонда, расположенных в Клинском лесничестве
Сходненском
участковом лесничестве, так же не подтвержден доказательствами и не обоснован.
Кроме того, во исполнение вышеуказаннойстатьи
91 ЛК РФ
был принят
приказ
Минприроды России от 11.11.2013
496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение"
содержащий перечень документов, на основании которых подлежал формированию лесной реестр.
Среди данных документов также было предусмотрено составление следующих документов:Акт
о
внесении
документированной
информации
в
государственный
лесной
реестр,
Акт
об
изменении
документированной
информации
государстве нного
лесного
реестра,
Акт
несоответствия
данных
государственного
лесного
реестра
натурному
обследованию.
Ни одного из вышеуказанных документов истцами представлено не было, в том числе и такого как - Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурном обследованию, однако выписка из государственного реестра о наличии квартала 13 Клинского лесничества представлена, в связи с чем можно сделать вывод о том, что такого несоответствия применительно к спорным земельным участкам выявлено не было, а именно данные документы должны были являться допустимыми доказательствами соответствующих обстоятельств.
Истцы в обоснование своей позиции ссылались на положения ст.
4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации",
согласно которой
лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Апелляционный суд учитывает положения вышеуказанных норм законодательства, однако с учетом того, что истцами не доказано обстоятельство отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством на момент составления таких документов (1999-2000) года (в том числе отсутствует установление границ лесного фонда, не соблюден порядок ихсогласования и утверждения),
приходит
к выводу о том, что положения такого законодательства не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Аналогичная позиция изложена в?письме?Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 сентября 2014 года N ?ВЛ-03-54/11079?"О?защите?прав?и?законных?интересов?Российской?Федераци и?на?земли?лесного?фонда"?из которого следует, что Министерство считает, что? к доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов?лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.?
В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
Отмечается, что в случае предоставления указанных доказательств в суд, такие документы должны отвечать принципу достоверности, то есть должны быть подписаны уполномоченным лицом, прошиты, пронумерованы, скреплены печатью.
Однако, таких документов истцами в материалы делав порядке ст. 65 АПК РФ
не представлено.
Как следует из пункта 1 статьи 7Земельного кодекса РФ (в редакции на
21.01.2005 г.)
земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Землями поселенийпризнаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (статья
83
Земельного кодекса РФ (в редакции на
21.01.2005 г.).
Всоответствии со
ст.
7 Лесным кодексом Российской Федерации от 22.01.1997 г. (в ред. Федерального
закона
от 10.12.2003 N 171-ФЗ)
все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
С учетом положения такого законодательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что земли лесного фонда не могут располагаться на землях городских поселений.
В силустатьи 84
Земельного кодекса РФ (в редакции на
21.01.2005 г.)
1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
2. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации.
Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.
3. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренныхпунктами 4
и
5
настоящей статьи.
6.Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Законом
Московской области "О статусе и границах Солнечногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" от 21.01.2005 N 27/2005-ОЗ
в составе Солнечногорского муниципального района, вошло в том числе "городское поселение Менделеева".
Апелляционный суд считает, что положения настоящего законаподлежат применению к спорным правоотношения в
связи с тем, что данным законом установлены
границы
городского поселения Менделеева.
Доказательств отнесения спорных земельных участков к государственному лесному фонду в установленном законном порядке истцами не представлено.
В экспертном заключении, эксперт подтвердил, чтоземельные участки с
кадастровыми
номерами
50:09:0100101:3843,50:09:0100101:3844,50:09:0100 101:3845,50:09:0100101:3846,50:09:0100101:3847,50:09:0100101:3848,50:09:0 100101:3949 входят в границу городского поселения Менделеево, установленную Законом Московской области N 27/2005-03 от 21.01.2005 года.
Как было указано выше земли лесного фонда не могут располагаться на землях городских поселений, что также содержалось в положениях ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 22.01.1997 г., согласно которой в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений - городские леса.
Спорные участки находятся на землях городских поселений.
Факт покрытия спорных участков лесной растительностью не свидетельствует об отнесении их к землям лесного фонда.
Так как земли лесного фонда не могут располагаться на землях городских поселений, а границы городского поселения установлены соответствующим законом,апелляционный
суд приходит к выводу о том, что спорные
земельные участки с
кадастровыми
номерами
50:09:0100101:3843,50:09:0100101:3844,50:09:0100 101:3845,50:09:0100101:3846,50:09:0100101:3847,50:09:0100101:3848,50:09:0 100101:3949 с располагаются в границах земель поселения.
Согласно пункту 36 Постановления N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Согласно пункту 45 Постановления N 10/22, в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Ввиду отсутствия доказательств нахождения земельных участков ответчика на землях лесного фонда, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, так как истцами не доказано право собственности на такие участки.
Иных правовых оснований заявленных требований истцами не указано.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда от 21.04.2016 г. подлежит отмене, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с назначением экспертизы по настоящему делу, денежные средства за ее проведение надлежит перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда экспертной организации ООО "Экспертиза и оценка" на основании счета N 60 от 07 ноября 2016 года в размере 60 000 руб., уплаченные по платежному поручению N 55 от 16 сентября 2016 г. по следующим реквизитам:
ООО "Экспертиза и оценка"
ИНН 7729212408 КПП 772901001
расчетный счет N 40702810000450000803
Банк получателя ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" г. Москва
БИК 044525659
корреспондентский счет 30101810745250000659.
Руководствуясь пунктом 61 статьи 268, статьей 271, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.04.2016 года по делу N А41-21792/15 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Перечислить с депозита Десятого арбитражного апелляционного суда 60 000 руб. за проведение экспертизы по счету N 60 от 07.11.2016 года ООО "Экспертиза и оценка".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21792/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2018 г. N Ф05-17872/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ТУ Росимущества в МО
Ответчик: ООО "Инвестиционная компания "Кредит-Плюс"
Третье лицо: Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Глава городского поселения Менделеево Солнечногорского района Московской области, Министерство имущественных отношений МО, Муниципальное образование городское поселение Менделеево Солнечногорского муниципального района, ООО "СВ-ПРОЕКТ", Правительство Московской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО, ФГБУ "ФКП Росреестра", Швецов Александр Сергеевич, ООО "ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВИСХАГИ - ЦЕНТР- ГЕОИНФОРМ", ООО "Экспертиза и Оценка", Совет депутатов МО ГП Менделеево, Швецов А.С.
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17872/16
21.12.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17907/17
29.09.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-21792/15
20.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17872/16
22.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7706/16
12.12.2016 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17872/16
03.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17872/16
21.04.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-21792/15