г. Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2016 г. |
дело N А53-23552/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2016 по делу N А53-23552/2016
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ
принятое судьей Пименовым С.В.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - предприятие) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2016 (резолютивная часть объявлена 12.10.2016) требования управления удовлетворены, предприятие привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 30 000 руб. Решение мотивировано доказанностью факта вмененного предприятию правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, наличием отягчающего ответственность обстоятельства - неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что проверка в отношении предприятия проведена с грубыми нарушениями положений Закона N 294-ФЗ; судом первой инстанции неправильно применена часть 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.08.2016 Управлением была проведена проверка по контролю деятельности в области почтовой связи предприятия.
При проведении плановой выездной проверки предприятия установлено, что предприятием допущено нарушение пункта 5 Лицензионных требований по осуществлению деятельности в соответствии с лицензией N 108074 на оказание услуг почтовой связи, статьи 16 ФЗ "О почтовой связи", подпунктов "а", "в" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, выразившееся в необеспечении качественного предоставления услуг почтовой связи в части несоблюдении установленных сроков пересылки регистрируемых почтовых отправлений.
Установив указанные обстоятельства, 11.08.2016 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении N АП-61/4/2093 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для принятия решения по существу.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии основания для привлечения предприятия к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ), регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пункт 36 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
В силу положений статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством
Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Из материалов дела следует, что предприятие имеет лицензию от 11.04.2013 N 108074 на оказание услуг почтовой связи. Срок действия лицензии - 11.04.2018.
Согласно пункту 5 лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
В статьей 47 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотрено, что операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора; г) оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; д) бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов; е) соблюдать тайну связи.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг; согласно подпунктам "а", "в" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи и условиями договора.
В ходе проверки выявлено необеспечение качества предоставляемых услуг, а именно: допущенное предприятием нарушение выразилось в несоблюдении установленных сроков пересылки регистрируемых почтовых отправлений N 34400001347154 и N 34400001347130 из Ростова-на-Дону в г. Азов в Ростовском магистральном сортировочном центре - обособленном структурном подразделении ЩМГШ филиала ФГУП Почта России (далее - Ростовский МСЦ).
На основании поступившего обращения Сулейманова Н.М. о нарушении установленных сроков пересылки заказных писем N 34400001347154 и N 344000001347130 из г. Ростова-на-Дону в г. Азов, Управлением был направлен запрос в ФГУП "Почта Россия) о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения заявителя.
Из информации, полученной из УФПС Ростовской области филиал ФГУП "Почта России" (вхд. от 09.08.2016 N 13236/61) следовало, что нарушение контрольных сроков обработки заказных писем N 34400001347154 и N 34400001347130 произошло в Ростовском магистральном сортировочном центре - обособленном структурном подразделении ГЦМПП филиала ФГУП "Почта России".
Контрольный срок пересылки письменной корреспонденции определяется от даты места приёма почтового отправления отделением почтовой связи (без учета дня приема) до даты поступления в доставочное отделение почтовой связи. Контрольные сроки пересылки и доставки письменной корреспонденции и доставки письменной корреспонденции установлены нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160.
В соответствии с Нормативами, контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учёта дня приёма) из г. Ростов на Дону в г. Азов составляет 2 дня, фактический срок пересылки заказных писем N 344000013347154 и N 34400001347130 из Ростова на Дону в г. Азов составил 3 дня.
Из анализа поступившей информации из предприятия установлено, что заказные письма N 34400001347154 и N 34400001347130 приняты в ОПС 344000 Ростов на Дону 20.07.2016 для отправки его по адресу, 346780 г. Азов, ул. Мирошниченко, 35а, что подтверждается копиями конвертов писем N 34400001347154 и N 34400001347130.
В Ростовский сортировочный центр заказные письма поступили 21.07.2016 в 09 час. 45 мин. В соответствии с сопроводительными документами заказные письма N 34400001347154 и N 3440001347130 отправлены почтовой автомашиной только 23.07.2016 в 04 час. 15 мин.
Таким образом, в Ростовском МСЦ на этапе обработки произошло нарушение сроков обработки и отправки регистрируемого почтового отправления адресом Азов 346780 на 1 день, что привело к нарушению установленных сроков пересылки письменной корреспонденции из г. Ростов на Дону в г. Азов.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о нарушении ФГУП предприятием условий лицензии N 108074 и верной квалификации административным органом выявленного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод предприятия о нарушении судом первой инстанции части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу. Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня ее принятия.
Резолютивная часть решения от 12.10.2016 опубликована на сайте "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru 13.10.2016 г. 14:42:47 МСК.
В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Из материалов дела следует, что предприятие с заявлением о составлении мотивированного решения арбитражного суда не обращалось.
26.10.2016 в Арбитражный суд Ростовской области поступила апелляционная жалоба, в связи с чем, Арбитражный суд Ростовской области счел необходимым изготовить мотивированное решение.
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2016, которое опубликовано на сайте "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru 15.11.2016 г. 09:09:38 МСК.
Аналогичный вывод изложен в судебных актах по делу N А53-12983/2016, в том числе в Постановлении Верховного суда от 28.11.2016 N 308-АД16-15864.
Довод предприятия о том, что проверка проведена административным органом с существенным нарушением требований законодательства Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно отклонена в связи со следующим.
В рассматриваемом случае привлечение предприятия к административной ответственности основано на протоколе об административном правонарушении от 11.08.2016 N АП-61/4/2093 как на процессуальном документе, фиксирующем место, время совершения и событие административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2, пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Выявление административным органом в ходе проверки административного правонарушения означает переход от процедур, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ, к привлечению виновного лица к административной ответственности с соблюдением специально предусмотренных для этого процедур.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит специальный порядок возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела, привлечения к ответственности, обязательный для соблюдения административным органом.
Порядок проведения проверки, составления акта по её результатам регламентирован нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в то время как основания и порядок составления протокола об административном правонарушении - нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также не применяется к действиям государственных органов при проведении административного расследования.
Следовательно, Федеральный закон N 294-ФЗ не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, в том числе в части его уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Судом первой инстанции назначено предприятию наказание в пределах санкции статьи в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
При назначении административного наказания судом первой инстанции учтено, что предприятие ранее неоднократно привлекалось за однородные правонарушения (А53-17521/2015, А53-19525/2015, А53-15020/2015, А 53-12983/2016).
Предприятие привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершённого предприятием правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Предприятие в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2016 по делу N А53-23552/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23552/2016
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"