Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А41-51627/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии:
от административного органа по делу - Воскресенской городской прокуратуры Московской области - Пастуховой Е.В. (по удостоверению ТО N 187542),
от заинтересованного лица по делу - ООО "Инстрой" - Медведевой В.П. (по доверенности от 27.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инстрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2016 года по делу N А41-51627/16, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению Воскресенской городской прокуратуры Московской области к ООО "Инстрой" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Воскресенская городская прокуратура Московской области (далее - прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении ООО "Инстрой" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.10.2016 заявленные требования удовлетворены, ООО "Инстрой" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель прокуратуры в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, отзыва и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 03.08.2016 в ходе выездной проверки Воскресенской городского прокурора совместно представителями ООО "Инстрой-ХХ1 век", ООО "Инстрой", специалистами Госжилинспекции по Московской области и ОНД по Воскресенскому району соблюдения законодательства в части обеспечения технического состояния вентиляционных каналов в многоквартирных домах, установлено, что работы по проверке работоспособности вентиляционных каналов в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Воскресенск, пер. Юбилейный, д. 12, осуществляются ООО "Инстрой" на основании заключенного с ООО "Инстрой-ХХ1 век" договора от 01.04.2015 N 9-12/15, при отсутствии специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности Результаты проверки зафиксированы актом проверки от 13.08.2016 (л.д. 11, 12-16).
05.08.2016 по результатам рассмотрения материалов проверки Вокресенским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Инстрой" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Копия постановления получена Обществом в тот же день (л.д. 13-21).
Учитывая, что дела об административных правонарушениях предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган направил рассматриваемое заявление в арбитражный суд.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
На основании ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Привлекая ООО "Инстрой" к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 далее - Закон N 99-ФЗ, лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в п. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, к которым в частности относится сеть противопожарного водопровода, подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования данного вида деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (п. 3 указанного Положения, п. 3 приложения к Положению).
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, а именно: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п. п. 1, 2, 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410). Пунктом 5 Правил N 410 предусмотрено, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов. Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 Правил.
Пунктом 12 Правил N 410 предусмотрено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового газоиспользующего оборудования; б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов; в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона); г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении. Согласно пункту 14 Правил N 410 договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что лицензированию подлежит деятельность по ремонту и обслуживанию (в том числе обследование, проверка, очистка) дымовых и вентиляционных каналов.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что работы по санитарному содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту строительных конструкций и инженерных систем здания - многоквартирного дома N 12 пер. Юбилейный г. Воскресенска Московской области осуществляет ООО "Инстрой" на основании заключенного с ООО "Инстрой-ХХ1 век" договора от 01.04.2015 N 9-12/15.
Согласно п. 2.1.2 Договора, исполнитель - ООО "Инстрой" принял на себя обязательства по производству комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы конструкций, оборудования и технических устройств многоквартирного дома согласно приложения N 2.
В силу данного приложения в перечень работ по санитарному содержанию, техническому обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем указанного многоквартирного жилого дома входят в том числе: проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах; утепление и прочистка дымовентиляционных каналов; проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и газоходах; регулировка и наладка вентиляций.
В соответствии с п. 2.1.4 Договора Исполнитель обязуется проводить осмотры и обследования конструктивных элементов и инженерного оборудования многоквартирного дома, в соответствии с приложением N 3.
Согласно Приложению N 3 каменщик или жестянщик осуществляют осмотр вентиляционных каналов и шахт.
В Силу п. 2.1.8 Договора исполнитель обязуется производить комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем многоквартирного дома (текущий ремонт) согласно приложению N 4.
Приложением N 4 установлено, что в перечень работ относящихся к текущему ремонту относятся, в том числе: крыши - ремонт вентиляции; вентиляции - замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции, включая собственно вентиляторы и их электроприводы.
По факту выполненных ООО "Инстрой" работ сторонами договора составлены акты о приемке выполненных работ (л.д. 1-145 т. 2).
В приложении к договору имеется калькуляция затрат по оказанию услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту строительных конструкций и инженерных систем, куда включены также затраты на выполнение работ связанных с эксплуатацией и проверкой вентиляционных каналов.
Таким образом, ООО "Инстрой" осуществляло деятельность по санитарному содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту строительных конструкций и инженерных систем здания - многоквартирного дома N 12 пер. Юбилейный г. Воскресенска Московской области на основании заключенного с ООО "Инстрой-ХХ1 век" договора от 01.04.2015 N 9-12/15, в отсутствие оформленной в установленном порядке лицензии.
Факт совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо в силу ч. 2 данной нормы признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Инстрой" является юридическим лицом и обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу с учетом требований ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Инстрой" о незаконности решения суда первой инстанции признаются судом несостоятельными по следующим основаниям.
ООО "Инстрой" получало денежные средства от ООО "Инстрой - ХХI век" на основании договоров на санитарное содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт строительных конструкций и инженерных систем здания, т.е. осуществляло деятельность, связанную с получением прибыли, т.к. выполняет условия, предусмотренные ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Доводы ООО "Инстрой" об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности также не подлежат удовлетворению по причине того, что правонарушение было обнаружено только по результатам проведенной Воскресенской городской прокуратурой Московской области проверки и оформленной рапортом помощника Воскресенского городского прокурора Московской области Широкова И.В. на имя заместителя Воскресенского городского прокурора Московской области Каплуна Г.В. об обнаружении в действиях ООО "Инстрой" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ от 05.08.2016 года.
Одновременно анализ заключенных договоров на санитарное содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт строительных конструкций и инженерных систем здания показывает, что договорные отношения носят длящийся характер, поскольку права и обязанности у сторон возникают с момента его заключения и истекают по прекращению его действия. Кроме того, в случае, если ни одна из сторон не заявит об изменении или прекращении договора, то он считается пролонгированным на каждый следующий календарный год.
Следовательно, правонарушение выявлено лишь после проведенной проверки, что оформлено рапортом помощника Воскресенского городского прокурора Московской области Широкова И.В. на имя заместителя Воскресенского городского прокурора Московской области Каплуна Г.В., обязанности ООО "Инстрой" перед ООО "Инстрой - XXI век" на момент проведения проверки носили длящийся характер и действовали в силу заключенных договоров. Одновременно в силу прямого императивного нормативного правового регулирования, вытекающего из положения п. 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов проводится не реже 3 раз в год. Таким образом, ООО "Инстрой" фактически выполнило требование Постановления Правительства РФ и возложенные обязанности по договорным обязательствам с ООО "Инстрой - XXI век".
Обществом приняты на себя обязательства из соответствующих договоров. Заявителем жалобы не указаны нормы права, в силу которых визуальный осмотр не входит в состав действий по переработке состояния дымовых и вентиляционных каналов.
По нарушениям в области пожарной безопасности срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2016 по делу N А41-51627/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51627/2016
Истец: Воскресенская городская прокуратура Московской области
Ответчик: ООО "Инстрой"
Третье лицо: ООО "Инстрой"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16725/16