г. Москва |
|
16 сентября 2016 г. |
Дело N А41-16197/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Ремизова В.М. (представителя по доверенности от 17.03.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новикова С.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
от международной межправительственной организации "Объединенный институт ядерных исследований" - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2016 по делу N А41-16197/16, принятое судьей Уваровым А.О.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0020402:13, изложенный в сообщении от 22.12.2015 N 50-50/001-50/001/006/2015-4561;
- обязать произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует международная межправительственная организация "Объединенный институт ядерных исследований" (далее - институт).
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, несоответствие выводов им обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель агентства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя института.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между институтом и Правительством Российской Федерации подписано Соглашение от 23.10.1995 о местопребывании и об условиях деятельности института в Российской Федерации (далее - Соглашение). Данное Соглашение ратифицировано Федеральным Собранием Российской Федерации путем принятия Федерального закона от 02.01.2000 N 39-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения Правительство Российской Федерации подтверждает право института пользоваться и занимать район института, точные границы которого будут зафиксированы в специальных протоколах, подлежащих заключению между Правительством Российской Федерации и институтом. Эти протоколы должны быть предварительно согласованы с компетентными властями и будут являться неотъемлемой частью Соглашения. По согласованию между сторонами в такие протоколы по мере надобности могут вноситься изменения.
В соответствии с условиями Соглашения между сторонами 23.06.1998 подписан Протокол о земельных участках, занимаемых институтом (далее - Протокол), являющийся неотъемлемой частью соглашения.
Согласно пункту 1 Протокола стороны признают за институтом право бессрочного постоянного пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации земельными участками согласно перечню земельных участков, приведенных в приложении к Протоколу и являющемуся его неотъемлемой частью.
В данный перечень вошел земельный участок с кадастровым номером 50:40:0020402:13 площадью 25000+/-55 кв. м. со следующим месторасположением Московская область, город Дубна.
Агентство 10.11.2015 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок.
По результатам рассмотрения представленных документов управление составило сообщение от 22.12.2015 N 50-50/001-50/001/006/2015-4561 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, сославшись на то, что он в силу закона не относится к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Получив данное сообщение 29.12.2015 (л.д. 133: роспись в получении документа), агентство 28.03.2016 (то есть в пределах трехмесячного срока) оспорило отказ в государственной регистрации, выраженный в данном сообщении, в судебном порядке.
Удовлетворяя требования агентства, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что институт образован путем подписания сторонами Соглашения об учреждении данного института от 26.03.1956 в целях обеспечения совместного проведения теоретических и экспериментальных исследований в области ядерной физики учеными государств, подписавших настоящее соглашение, и является международной научно-исследовательской организацией.
Согласно статье 1 Устава института он является международной межправительственной научно-исследовательской организацией, созданной в соответствии с Соглашением об организации института от 26.03.1956 и осуществляющей свою деятельность на принципах ее открытости для участия всех заинтересованных государств, их равноправного взаимовыгодного сотрудничества.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" институт является некоммерческой организацией.
Также обоснованно утверждение суда первой инстанции о том, что в 1956 году СССР утвердил образование института как некоммерческой организации, тем самым предоставив ему территорию и обеспечив его размещение на своей суверенной территории в г. Дубна Московской области.
Российская Федерация 23.10.1995 подписала Соглашение о местопребывании и об условиях деятельности института в Российской Федерации, утвердив также перечень земельных участков, предоставленных институту на праве постоянного (бессрочного) пользования, в который вошел заявленный к государственной регистрации земельный участок с кадастровым номером 50:40:0020402:13, площадью 25000+/-55 кв. м., расположенный в г. Дубна Московской области.
Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.
В Преамбуле к Соглашению от 23.10.1995 указано, что оно заключено между Правительством Российской Федерации и институтом, в частности, принимая во внимание Соглашение об организации института от 26.03.1956 и Протокол к нему от 04.03.1987, а также учитывая, что Российская Федерация является государством, продолжающим членство Союза Советских Социалистических Республик в этой международной организации.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, является собственником указанного в Перечне к Протоколу от 23.07.1998, земельного участка с кадастровым номером 50:40:0020402:13, представленного институту на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что имеющиеся у агентства и представленные им документы подтверждают отнесение названного земельного участка к федеральной собственности. Данный земельный участок предоставлен Российской Федерацией некоммерческой организацией. Международные соглашения, заключенные Российской Федерацией (ранее - СССР) об образовании института и впоследствии о закреплении за ним земельных участков, являются частью законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в силу норм земельного законодательства Российской Федерации, упомянутый земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
В связи с этим отказ от государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок является незаконным и нарушает права и интересы государства.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2016 по делу N А41-16197/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16197/2016
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Дубна Московской области, Министерство имущественных отношений МО, Объединенный институт ядерных исследований, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области