Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17968/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
08 ноября 2016 г. |
Дело N А55-1002/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2016 года по делу N А55-1002/2016 (судья Плотникова Н.Ю.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Самара, к акционерному обществу "РН-Транс", г. Новокуйбышевск, о взыскании 932 010 руб. 85 коп.,
с участием:
от истца - представитель Есина Т.Ю., доверенность от 22.07.2015 (до перерыва), представитель Ильина Н.Д., доверенность от 02.09.2015 (после перерыва),
от ответчика - представитель Туишева О.А., доверенность от 01.12.2015 (до и после перерыва),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 932 010 руб. 85 коп.
Решением суда первой инстанции от 08 июля 2016 года иск удовлетворен.
С акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) взыскана плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 932010 (Девятьсот тридцать две тысячи десять) рублей 85 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 21640 (Двадцать одна тысяча шестьсот сорок) рублей 20 копеек.
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) из федерального бюджета постановлено возвратить государственную пошлину в сумме 2 644 (Две тысячи шестьсот сорок четыре) рубля, перечисленную платежным поручением N 56801 от 19.02.16 г.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "РН-Транс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2016 года по делу N А55-1002/2016, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не представлено бесспорных допустимых доказательств, которые свидетельствовали бы о реальной причине простоя вагонов на путях ст. "Кротовка" и доказательств вины ответчика в простое вагонов. Кроме того, заявитель считает, что акты общей формы, составленные в рамках договора N М-10, являются ненадлежащим доказательством и не имеют отношения к существу рассматриваемого спора.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.
Представители истца считали обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 19 января 2015 года по дорожным ведомостям N ЭЧ435175, 41507641, 41507666, ЛО349166, ЛО349150, 41450685,41516147, 41512732, 41512724, ЭЧ491860, ЭЧ456631 в адрес ЗАО "РН-Транс" на станцию Новокуйбышевская прибыли 47 порожних цистерн под погрузку грузов с просроченным сроком доставки.
На основании договора N 3/245 от 10.09.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "РН-Транс" (разъезд "Северный") при станции Новокуйбышевская и перевозочных документов прибывающие в адрес ответчика порожние вагоны должны быть поданы перевозчиком на места погрузки-выгрузки.
Причиной доставки вагонов на станцию Новокуйбышевская с нарушением сроков доставки послужила задержка вагонов по распоряжению перевозчика на станции Кротовка в связи с занятостью путей необщего пользования АО "РН-Транс" и путей станции Новокуйбышевская вагонами ответчика.
Задержка вагонов на станции Кротовка произведена на основании 'аза ОАО "РЖД" от 09.01.2015 г. N 233, о чем представитель ответчика 5ыл поставлен в известность путем вручения уведомления от 09.01.2015 г.
Поднятие вагонов произведено на основании приказа перевозчика от 19.01.2015 г. N 352, о чем поставлен в известность грузополучатель путем зсучения уведомления от 19.01.2015 г.
По факту задержки вагонов на станции Кротовка истцом составлены 1хты общей формы N 2/77 от 09.01.2015 г. и N 2/146 от 19.01.2015 г.
В связи с прибытием на стацию Новокуйбышевкая 47 вагонов с просроченным сроком доставки были составлены акты общей формы N 11 1-6/281 от 20.01.2015 г.
Период задержки вагонов на станции Кротовка составил 234 часа, а именно-с 11:43 09.01.2015 г. до 14:46 19.01.2015 г.
В соответствии с пунктом 16.2.2 договора N 3/245 от 29.06.2009 (в редакции дополнительного соглашения от 17.04.2014, подписанного с протоколом согласования разногласий) ОАО "РЖД" начислило плату за пользование вагонами за время их нахождения на путях общего пользования, с учетом НДС - 18 %, которая составила 932 010 руб. 85 коп.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием обращения в суд с иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 39 Устава (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Пунктом 1.2 Распоряжения ОАО "РЖД" N 558р от 22.03.2012 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Распоряжение N558) определены причины неприема вагонов железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования.
В числе прочих, названа занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В качестве доказательств, подтверждающих основания задержки вагонов в пути следования в связи с невозможностью принятия их станцией назначения по причинам, зависящим от ответчика, истцом представлены акты общей формы, свидетельствующие о простое вагонов ответчика на путях общего пользования станции назначения в ожидании накопления отправительского маршрута, памятки приемосдатчиков, подтверждающие нарушение ответчиком технологических сроков налива вагонов и занятость путей необщего пользования в указанные даты, анализ занятости путей необщего пользования.
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 39 Устава размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО "РЖД"), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе, определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов. Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 ГК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях предусмотрена договором, то истцом правомерно может быть начислена плата при наличии оснований для ее начисления.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Оценив представленные истцом доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "РЖД" не нарушены нормативные акты, регулирующие порядок задержки поездов на промежуточных станциях по причине непринятия их станцией назначения по вине грузополучателя.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе, на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузополучателя.
В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Аналогичный порядок задержки вагонов в пути следования определен Распоряжением N 558.
Согласно пункту 2.5 Распоряжения N 558р при отставлении поезда от движения уполномоченный работник станции задержки вагонов, составляет на все задержанные вагоны, контейнеры акт общей формы с указанием наименования станции задержки, номера и индекса поезда, номеров вагонов, контейнеров, номера распоряжения начальника Дирекции управления движением, даты, времени и причины отставления поезда от движения, передает в информационные системы сообщение 204 с кодом "01".
Уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
По факту задержки вагонов на станции Кротовка составлены акты общей формы N 2/77 и N 2/79 (на 45 вагонов и 2 вагона соответственно) от 09 января 2015 года, грузополучателю переданы извещения о задержке.
Распоряжением от 19.01.15 г. N 352 предписано отправить ранее отставленный от движения поезд (т.1 л.д.21).
На станции Кротовка составлены соответствующие акты общей формы: N 2/146, N 2/148 от 19.01.15 г.
Акт общей формы N 6/1217 от 20.02.2015 (л.д.29) был составлен в связи с прибытием на стацию Новокуйбышевкая 47 вагонов с просроченным сроком доставки.
Акт подписан ответчиком с возражениями (т.1 л.дд.33).
Согласно пункту 3.1 Распоряжения N 558р об освобождении мест погрузки, выгрузки, расположенных на железнодорожном пути необщего пользования, в местах общего пользования, освобождении железнодорожных путей станции или устранении других причин, повлекших за собой задержку вагонов, контейнеров в пути следования по вине грузополучателя, начальник станции оперативно информирует начальника Дирекции управления движением. Дирекция управления движением после получения указанной информации действует в порядке, установленном пунктом 2.2 настоящих Рекомендаций, оформляя распоряжение об отправлении вагонов, контейнеров, задержанных в пути следования, согласно приложению 4 к настоящим Рекомендациям.
В соответствии с пунктом 3.3 Распоряжения N 558р уполномоченный работник станции задержки вагонов, контейнеров после получения распоряжения начальника Дирекции управления движением обязан: составить второй акт общей формы на окончание задержки вагонов, сделать в железнодорожной транспортной накладной в графе "Отметки перевозчика" и дорожной ведомости под наименованием груза соответствующую отметку.
Оформление увеличения срока доставки грузов осуществляется по прибытии задержанных в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения в порядке, установленном пунктом 4 распоряжения ОАО "РЖД" от 9.11. 2011. N 2409р. (пункт 3.5. Распоряжения N 558р).
По прибытии на станцию назначения задержанных в пути следования вагонов, контейнеров с фактическим нарушением нормативного срока доставки уполномоченный работник станции назначения дополнительно рассматривает обоснованность отнесения задержки поезда в пути следования на вину грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В этих целях на станции назначения по каждому дню за период задержки вагонов, контейнеров в пути следования ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, под погрузкой и выгрузкой в местах общего пользования на основании сведений памяток приемосдатчика, актов общей формы и условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов, оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования (пункт 3.6. Распоряжения N 558р).
При наличии доказательств вины грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования в задержке вагонов, контейнеров в пути следования уполномоченный работник станции назначения составляет новый акт общей формы, в котором указываются станция задержки вагонов, контейнеров, причины их задержки, номер и индекс поезда, количество задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, номера и даты распоряжений, на основании которых они задержаны и отправлены.
Уполномоченный работник станции назначения формирует комплект первичных документов, позволяющий доказать, что отстановка поезда от движения произошла из-за задержки грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования приема вагонов, находящихся на станции назначения, включающий в себя: акт общей формы станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров в пути следования, подписанный грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, в том числе подписанный с разногласиями, возражениями; памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и в местах общего пользования, составленные по этой причине акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, в места общего пользования; копии извещения грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о дате и времени задержки и отправления вагонов с отметкой о получении их указанными лицами либо копию почтовых уведомлений о получении ими этих извещений.
В актах указаны причины задержки, время простоя и иная необходимая информация.
Оценив представленные истцом акты общей формы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что они соответствуют требованиям Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (далее -Правила N 45).
Довод заявителя жалобы о том, что истец должен представить акты общей формы, подтверждающие нарушение сроков простоя вагонов и иные нарушения, а судом первой инстанции ошибочно приняты во внимание акты общей формы, составленные в рамках договора N М-10 по оформлению отправительских маршрутов, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В пункте 3.6.1. Распоряжения N 558р указано на формирование пакета документов, включающего в себя, в том числе, акты общей формы. Однако, акты необходимы только в случае сверхнормативного нахождения вагонов в местах общего пользования. Истец представил указанные в данном пункте памятки приемосдатчиков, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, анализ занятости путей необщего пользования, а также приобщил к материалам дела акты общей формы, подтверждающие занятость путей общего пользования вагонами ответчика в ожидании накопления отправительского маршрута.
Ссылки ответчика на то, что перевозчик принял на себя соответствующие обязательства по оказанию услуг по формированию отправительских маршрутов на железнодорожных путях общего пользования в соответствии с договором N М-10, в связи с чем, по мнению ответчика, истец не может ссылаться на занятость путей маршрутными отправками, опровергается условиями заключенного между сторонами договора от 10 октября 2013 года N М-10.
Грузоотправитель в соответствии с разделом 2.2. договора обязался производить оплату договорного сбора за оказанные услуги, а в случае нарушения порядка формирования, - плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих Исполнителю. При этом, пункт 2.2.6. в последнем случае обязывает ответчика подписывать соответствующие акты общей формы для учета времени нахождения на железнодорожных путях общего пользования в случае нарушения п.1.2.
Согласно п.2.2.7 договора, за формирование маршрута на путях общего пользования помимо рассчитанного и установленного для каждого маршрута договорного сбора, на основании акта общей формы, грузоотправитель вносит оплату (плату за пользование вагонами) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов во время формирования маршрута, с момента вывода первой группы вагонов для формирования маршрута до времени передачи на путь общего пользования формирования состава последней группы вагонов этого маршрута.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истцом были составлены все необходимые документы (приказы, акты общей формы, уведомления) и совершены все необходимые действия (извещение грузополучателя о задержке и отправлении задержанных вагонов), связанные с задержкой вагонов в пути следования. Занятость путей необщего пользования АО "РН-Транс" подтверждается памятками приемосдатчиков, подписанными обеими сторонами. Занятость путей станции Новокуйбышевская вагонами АО "РН-Транс" подтверждается актами общей формы на простой вагонов, простаивающих на станции в ожидании накопления отправительских маршрутов, подписанными ответчиком.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не имел возможности принять задержанные на станции Кротовка вагоны, так как и пути необщего пользования, и пути станции Новокуйбышевская были заняты вагонами ответчика, которые в связи с несвоевременным наливом вагонов стояли на путях станции Новокуйбышевская в ожидании накопления отправительского маршрута. Таким образом, задержка вагонов на промежуточной станции была обоснованной.
На основании изложенного, заявленные исковые требования судом первой инстанции удовлетворены обоснованно.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску отнесены на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная государственная пошлина по иску подлежит возврату из федерального бюджета истцу.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2016 года по делу N А55-1002/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1002/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17968/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "РН-Транс"