Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А55-13433/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" - представителя Юсуповой А.Х. (доверенность от 22.08.2016),
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представителя Садчиковой М.С. (доверенность от 23.11.2015),
Сызранской транспортной прокуратуры - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2016 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2016 года по делу N А55-13433/2016 (судья Якимова О.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", г.Самара, к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара, при участии: Сызранской транспортной прокуратуры, Самарская область, г.Сызрань,
о признании незаконным и отмене постановления N СМ 35-16 от 19 мая 2016 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, административный орган, Управление Ространснадзора) N СМ 35-16 от 19 мая 2016 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле привлечена Сызранская транспортная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2016 года в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Ространснадзора N СМ 35-16 от 19 мая 2016 года отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества события меняемого административного правонарушения, нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Сызранской транспортной прокуратуры, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Сызранской транспортной прокуратурой совместно со специалистами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на ОТИ - железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город и Кузнецк Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований указанного законодательства.
По результатам проверки органом прокуратуры 05 мая 2016 года было возбуждено дело об административном правонарушении в ОАО "РЖД" по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, путем вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которое вместе с приложенными материалами проверки было направлено в административный орган для рассмотрения по подведомственности.
В соответствии с п.10, п.4 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности (далее - ОТБ) объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством РФ.
Исходя из п.9 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании.
Согласно п.7 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагажуправомоченному на его получение лицу (получателю).
В данном случае, с учетом положений п. "а" п.5 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ, согласно которым объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы, железнодорожные вокзалы Сызрань-1, Сызрань-город и Кузнецк являются объектами транспортной инфраструктуры, а ОАО "РЖД" - субъектом транспортной инфраструктуры. На основании ч.1 ст.4 Федерального закона N 16-ФЗ, на ОАО "РЖД" возложено обеспечение транспортной безопасности ОТИ, в том числе железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город и Кузнецк.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона требования по ОТБ по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 Федерального закона, для различных категорий ОТИ и ТС, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Во исполнение вышеназванных норм Федерального закона Минтрансом России издан приказ N 43 от 08 февраля 2011 года, утвердивший "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее -ТС) железнодорожного транспорта" (далее - Требования), которые разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона.
В силу п.п.3,4 Требований они применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) на территории РФ, и являются обязательными для исполнения всеми СТИ и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Железнодорожные вокзалы станций Сызрань-1, Сызрань-город и Кузнецк внесены в реестр категорированных ОТИ и ТС (реестровые номера ЖВД 205051, ЖВД 205053 ЖВД 205065 от 30.05.2011) с присвоением 2 категории соответственно.
Результаты проведенной оценки уязвимости железнодорожных вокзалов Сызрань-1 и Сызрань-город утверждены 27.09.2012, железнодорожного вокзала Кузнецк - 22.09.2012. Планы ОТБ должны быть разработаны в июне 2016 года (по представленным сведениям, согласно графику, утвержденному заместителем начальника Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО "РЖД" Шпортуном Г.В.).
На ОАО "РЖД" как на субъект транспортной инфраструктуры в силу ч.1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ возложено обеспечение транспортной безопасности.
Начальником железнодорожного вокзала Сызрань-1 Пшеничным С.Н. в ходе проверки 04 апреля 2016 года представлен договор об оказании охранных услуг (рег.N 465-РДЖВ/БЗ от 30.12.2014) между ОАО "РЖД" и ООО "Частное охранное предприятие "РЖД-ОХРАНА", который не предусматривает защиту ОТИ от АНВ и согласно п.1.3 которого железнодорожные вокзалы не являются объектом охраны.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.5.5 Требований ОАО "РЖД" на объектах Куйбышевской РДЖВ не образованы (не сформированы) и не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) в зоне транспортной безопасности данного ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности. Подразделения транспортной безопасности на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не образованы и не привлечены.
В нарушение пунктов 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9 Требований, на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не исполняются внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности данного ОТИ: порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством РФ; порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ; порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ (ввиду отсутствия подразделений транспортной безопасности и групп быстрого реагирования).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 года N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности", вступившего в законную силу с 31 августа 2015 года, сведений, свидетельствующих об аттестации персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ - железнодорожных вокзалов Сызрань-1, Сызрань-город, в ходе проверки не представлено.
В нарушение п.5.13 Требований ОАО "РДЖ" на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности данного ОТИ, допущены сотрудники, не аттестованные в соответствии с законодательством РФ.
ОАО "РЖД" в нарушение п.5.22 Требований на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не создан и не оснащен необходимыми средствами управления и связи пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности.
Вопреки положениям п.5.28 Требований ОАО "РЖД" на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не обеспечено воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности данного ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (вход на пешеходный мост и далее на платформы (перевозочный сектор) - свободный).
ОАО "РЖД" в нарушение п.5.29 Требований на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не обеспечило воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности ОТИ (вход на пешеходный мост и далее на платформы (перевозочный сектор) железнодорожного вокзала Сызрань-1 - свободный, Сызрань-город - свободный вход).
ОАО "РЖД" в нарушение пункта 10.1 Требований на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не обеспечено воспрепятствование проникновению нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ.
На железнодорожном вокзале Сызрань-1 система видеонаблюдения состоит из 26 камер, информация с которых вводится в Сызранский ЛО МВД России на транспорте. На момент проверки камеры работают с нарушением технических параметров. В служебных помещениях вокзала видеонаблюдение отсутствует, просматривается не весь периметр перевозочного сектора. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие выполнение п.10.5.9,10.5.10 Требований, отсутствуют.
На железнодорожном вокзале Сызрань-город система видеонаблюдения состоит из 2 камер, информация с которых вводится в Сызранский ЛО МВД России на транспорте. В служебных помещениях вокзала видеонаблюдение отсутствует, просматривается не весь периметр перевозочного сектора. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие выполнение п. 10.5.9, 10.5.10 Требований отсутствуют.
В нарушение пунктов 10.5, 10.5.4, 10.5.7, 10.5.9, 10.5.10 Требований железнодорожные вокзалы Сызрань-1, Сызрань-город не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности; выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ; электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ; принятие решения о соответствии пропуска предъявителя его владельцу с применением биометрических устройств или иным путем, обеспечивающим достоверное сличение идентифицирующих признаков на КПП на границах зоны транспортной безопасности ОТИ.
На железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город на момент проверки имеются только рамки на входе в зал ожидания вокзала и ручные металлодетекторы (у дежурного помощника начальника вокзала и в комнате отдыха), по одному взрывозащитному контейнеру на вокзале Сызрань-1 и Сызрань-город.
В нарушение п.10.6 Требований ОАО "РЖД" на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не обеспечен необходимый количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ - железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город для выявления; предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 10 декабря 2008 года N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", уровень безопасности ОТИ и ТС N1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Границы зоны свободного доступа и зоны транспортной безопасности на вокзалах Сызрайь-1, Сызрань-город определены в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности вокзалов.
Согласно ч.1 ст.12.2 Федерального закона N 16-ФЗ в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности. На железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город часть данных функций не выполняется, контроль выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности не проводится.
В соответствии с ч.1,2 ст. 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков, в данном случае - на ОАО "РЖД". Контроль выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности должен осуществляться сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности железнодорожных вокзалов Сызрань-1, Сызрань-город.
Вопреки положениям пункта 11.1 Требований ОАО "РЖД" на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не обеспечено выявление физических лиц и материальных объектов, подготавливающих или совершающих АНВ, путем проверки документов, наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и на КПП на ее границах.
В нарушение пункта 11.2 Требований ОАО "РЖД" на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не проводится досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, физических лиц и материальных объектов, в отношении которых будет выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению АНВ.
ОАО "РЖД" в нарушение пункта 11.3 Требований на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не проводится досмотр в целях ОТБ 10% проходящих, проезжающих (перемещающихся) через КПП в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности.
В нарушение пункта 11.4 Требований, ОАО "РЖД" на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не проводится дополнительный досмотр в целях ОТБ для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, объектов досмотра, в отношении которых на КПП будет выявлено наличие у них (в них) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности данного ОТИ.
ОАО "РЖД" в нарушение пункта 11.5 Требований на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город не проводится дополнительный досмотр в целях ОТБ для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 5% от общего числа приходящих, проезжающих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.
В нарушение п.11.6 Требований ОАО "РЖД" на железнодорожных вокзалах Сызрань-1, Сызрань-город постоянный непрерывный контроль выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем ОТБ проводится не сотрудниками сил ОТБ железнодорожного вокзала, а сотрудниками Сызранского ЛО МВД России на транспорте.
Однако ранее по итогам проведенной Управлением плановой выездной проверки в октябре 2015 года в отношении ОАО "РЖД" (на ОТИ - железнодорожный вокзал Сызрань-1) в ноябре 2015 года общество уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, а именно: за нарушение тех же пунктов Требований по ОТБ, в том числе: п.5.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.13, 5.22, 5.28, 5.29, 10.1, 10.5.4, 10.5.7, 10.5.9, 10.5.10, 10.6, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6. Поэтому в настоящее время повторному привлечению за нарушение тех же пунктов Требований, согласно ч.5 ст.4.1 КоАП РФ общество не подлежит. К тому же в настоящее время ранее выданные Управлением Ространснадзора предписания с требованием устранения части нарушений, указанных в вышеуказанных пунктах Требований, находятся в обществе на исполнении.
Кроме того, в ходе проверки 12 апреля 2016 года железнодорожного вокзала Кузнецк по соблюдению требований законодательства РФ в области ОТБ, установлено неисполнение на железнодорожном вокзале Кузнецк требований законодательства в области ОТБ, а именно: в нарушение п.5.21 Требований, ОАО "РЖД" не выделено на ОТИ и не оборудовано в соответствии с утвержденными планами ОТБ отдельные помещения или выделенные участки помещений для управления ИТС и силами ОТБ - постами (пунктами) управления ОТБ в стационарном и (или) подвижном варианте.
В нарушение п.5.22 Требований ОАО "РЖД" на железнодорожном вокзале Кузнецк не созданы и не оснащены посты (пункты) управления ОТБ необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами ОТБ ОТИ или ТС, так и с силами ОТБ других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
ОАО "РЖД" ОТИ железнодорожный вокзал Кузнецк не оснащен техническими средствами ОТБ, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, чем нарушен п.10.5.1 Требований.
ОАО "РЖД" ОТИ железнодорожный вокзал Кузнецк не оснащен техническими средствами ОТБ, обеспечивающими видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ, что не соответствует п.10.5.2 Требований,.
Вопреки положениям п.10.5.3 Требований ОАО "РЖД" ОТИ железнодорожный вокзал Кузнецк не оснащен техническими средствами ОТБ, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.
В нарушение п.10.5.4 Требований ОАО "РЖД" ОТИ железнодорожный вокзал Кузнецк не оснащен техническими средствами ОТБ, обеспечивающими видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности.
Несмотря на требования п.10.5.9 Требований, ОАО "РЖД" не оснастило ОТИ железнодорожный вокзал Кузнецк техническими средствами ОТБ, обеспечивающими электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ.
ОАО "РЖД" ОТИ железнодорожный вокзал Кузнецк не оснащен техническими средствами ОТБ, обеспечивающими принятие решения о соответствии пропуска предъявителя его владельцу с применением биометрических устройств или иным путем, обеспечивающим достоверное сличение идентифицирующих признаков на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, нарушив тем самым п.10.5.10 Требований
Вопреки п.10.6 Требований, ОАО "РЖД на железнодорожном вокзале Кузнецк не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях ОТБ на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов.
В нарушение п.10.7 Требований ОАО "РЖД" на железнодорожном вокзале Кузнецк не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для дополнительного досмотра в целях ОТБ на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 50% попадающих в зону транспортной безопасности ОТИ объектов досмотра.
Оспариваемым постановлением N СМ 35-16 от 19 мая 2016 года о назначении административного наказания Управление Ространснадзора привлекло общество к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области ОТБ в соответствии с законодательством РФ.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Обществом не принято всех зависящих от него мер по соблюдения правил и норм, установленных законодательством в сфере транспортной безопасности, обратного обществом не доказано.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина.
Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 КоАП РФ.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в соответствии с требованиями статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом доказаны факт вменяемого обществу административного правонарушения и его вина в совершении правонарушения. По вине ОАО "РЖД" допущено административное правонарушение, заключающееся в нарушении по железнодорожному вокзалу Сызрань-город пунктов 5.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.13, 5.22, 5.28, 5.29, 10.1, 10.5.4, 10.5.7, 10.5.9, 10.5.10, 10.6, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6 Требований, по железнодорожному вокзалу Кузнецк - в нарушении пунктов 5.22,10.5.1,10.5.2,10.5.3, 10.5.4,10.5.9,10.5.10,10.6,10.7 Требований.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
В материалах дела не содержится доказательств исключительности ситуации, позволяющей применить положения ст.2.9 КоАП РФ (п.18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Согласно п.18 постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ").
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Мероприятия по ОТБ должны проводиться постоянно, независимо от социальных, экономических, временных, пространственных, климатических и иных факторов. Обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС является важнейшей задачей государства и субъекта транспортной инфраструктуры.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции не усмотрел оснований для применени ст.2.9 КоАП РФ в данном случае не применяется.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административный орган настаивает, что вина юридического лица - ОАО "РЖД" доказана и подтверждена как материалами проверки, так и настоящего дела об административном правонарушении.
Доводы общества в заявлении о том, что отсутствуют нормативные акты, регулирующие требований к функциональным свойствам технических ОТБ и порядок их сертификации отклоняются, так как обществу не вменяется нарушение требований об обязательной сертификации технических средств ОТБ, а также не предъявляется никаких требований к функциональным свойствам технических средств.
Ссылки заявителя на то, что разработка внутренних организационно-распорядительных документов (в т.ч. различных порядков), в соответствии с п.5.6 Требований, возможна только после утверждения плана по ОТБ ОТИ, несостоятельны, так как данные документы действительно являются приложением к разработанному плану, но они не производны от него и от его утверждения. Данные мероприятия (по разработке и исполнению данных документов) должны проводиться СТИ до разработки плана, в соответствии с п.5 Требования, являются первоначальными мероприятиями по ОТБ. Законодатель привязывает разработку, принятие и исполнение данных порядков к разработке и утверждению плана.
Ссылки общества на разрабатываемый Федеральный закон о переносе вступления в силу требований транспортной безопасности и на внесенный в Государственную Думу Федерального собрания РФ законопроект об отсрочке исполнения требований законодательства в сфере транспортной безопасности для категорированных ОТИ до 2017 года, также не приняты судом первой инстанции во внимание, так как названные законы и проекты не приняты и не действуют.
Кроме того, каких-либо документов и/или иных сведений, свидетельствующих о наличии объективных, независящих от данного юридического лица обстоятельств, препятствующих надлежащему и своевременному исполнению требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, заявителем не представлены ни ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд первой инстанции посчитал, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом в полной мере учтены указанные обстоятельства.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление суд первой инстанции правомерно признал законным и в удовлетворении заявления обществу отказал.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях общества события меняемого административного правонарушения несостоятельны, опровергаются материалами дела. При этом доводы заявителя о неразработке актов законодательства, устанавливающих требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации, суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку административный орган в качестве нарушенного требования указал отсутствие соответствующих технических средств обеспечения транспортной безопасности, а не на несоответствие их функциональных свойств каким-либо требованиям и отсутствие сертификации.
Отсутствие внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, хотя и являются приложением к плану по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, выступают в качестве самостоятельных документов, которые должны быть разработаны субъектами транспортной инфраструктуры. Поэтому неутверждение плана по обеспечению транспортной безопасности ОТИ не препятствует их разработке и утверждению обществом.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя полномочий по проведению досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, о наличии данного полномочия только у полиции отклоняются. Действительно, в силу п.11.1-11.4 Требований заявитель как субъект транспортной инфраструктуры обязан проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности. При этом в Требованиях не указано, что досмотр проводят только сотрудники полиции, в связи с чем, учитывая обязательный характер Требований, субъект транспортной инфраструктуры (соответственно и заявитель) обязан проводить досмотры в указанных целях в порядке, предусмотренном Требованиями.
Ссылки общества на нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности необоснованны. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 30 сентября 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2016 года по делу N А55-13433/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13433/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов-структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов-филиала "РЖД"
Ответчик: Управление Государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Сызранская транспортная прокуратура