Правоотношение: по договору аренды
город Ростов-на-Дону |
|
31 октября 2016 г. |
дело N А32-6510/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Величко М.Г., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АДАПТАС (РУС)"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2016 по делу N А32-6510/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "АДАПТАС (РУС)"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
об уменьшении размера арендной платы,
принятое в составе судьи Миргородской О.П.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АДАПТАС (РУС)" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик) об уменьшении размера арендной платы по договору аренды 21.01.2013 N 44 за 2013 год до 14 456 385 руб., за 2014 до 14 456 385 руб., за 2015 до 14 456 385 руб. за 2016 до 14 456 385 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "АДАПТАС (РУС)" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее: поскольку игорная зона "Азов-Сити" не находится в границах земельных участков для размещения олимпийских объектов федерального значения, а на территории одного субъекта может быть создано не более одной игорной зоны, то игорная зона "Азов-Сити" подлежит ликвидации. Это свидетельствует о невозможности осуществления инвестиционных проектов на арендованном земельном участке в соответствии с его целевым назначением. Таким образом, обоснованным является требование истца об уменьшении арендной платы до 14 456 385 руб. за 2013, 2014, 2015, 2016 годы. Заявитель жалобы полагает, что ставка арендной платы в размере 15% не подлежит применению, а подлежит применению ставка арендной платы 1,5% от рыночной стоимости за земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу ответчик со ссылкой на отзыв на исковое заявление считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Исследовав материалы дела, суд установил, что Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1945-р была создана игорная зоны "Азов-Сити" на территориях Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области.
Распоряжением Правительства РФ от 12.03.2012 N 334-р "Об изменении границы игорной зовы "Азов-Сити" к границам игорной зоны "Азов-Сити" был присоединен земельный участок с кадастровым номером 23:37:0204000:26, расположенный в районе станицы Благовещенская, городской округ города-курорта Анапы.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.05.2012 N 466 внесены изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского кроя от 10.05.2011 N 438 "Об утверждении схемы территориального планирования Краснодарского края в части, касающейся установления границ создаваемой игорной зоны в зоне станицы Благовещенской городского округа город-курорт Анапа.
На основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению торгов в форме конкурса по продаже права на заключение договоров аренды с целью реализации инвестиционных проектов в игорной зоне "Азов-Сити" от 21.01.2013 N 2, между министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края и ООО "Адаптас (РУС)" 21.01.2013 был заключен договор аренды N 44.
По условиям указанного договора земельный участок с кадастровым номером 23:37:0204000:26, площадью 240 га был предоставлен в аренду ООО "Адаптас (РУС)" в целях реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса объектов недвижимости в игорной зоне "Азов-Сити", а именно: 5* 4*. 3* отелей с комплексом игорных заведений, комплекса тематических парков (парк, гольф-парк, ландшафтный парк).
Федеральным законом от 22.07.2014 N 278-ФЗ были внесены изменения в статью 9 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данная статья была дополнена частью 4.2. следующего содержания: "Границы шорной зоны на территории Краснодарского края определяются Правительством Российской Федерации в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись ж счет бюджетных ассигнований или средств Корпорации, на основании предложений органов государственной власти Краснодарского края, внесенных в Правительство Российской Федерации".
Поскольку игорная зона "Азов-Сити" не находится в границах земельных участков, государственных для размещения олимпийских объектов федерального значения, а на территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны (ч.1.ст.9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ), игорная зона "Азов-Сити" подлежит ликвидации.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической легальности Краснодарского края письмом от 18.12.2014 N 201-5911/14-01-03/13 уведомило ООО "Адаптас (РУС)" о вышеназванных изменениях законодательства, а также о том, что в соответствии с поручением Правительства РФ необходимо выполнить процедуры ликвидации игорной зоны "Азов-Сити" с изданием соответствующего распоряжения Правительства РФ в срок до 01.04.2015, которое повлечет прекращение действий выданных отдельным хозяйственным обществам разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити", а также необходимость изменения целевого назначения земельного участка - предмета договора аренды N 44 от 21.01.2013.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 19 от JM 1.2015 года департаменту имущественных отношений Краснодарского края с 01.04.2015 года переданы функции министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края по управлению игорной зоной, созданной на территории краснодарского края.
На оснований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.01.2015 N 40, министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
В целях передачи прав арендодателя по договору аренды между департаментом поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края было заключено соглашение от 17.06.2015, в связи с чем, исковые требования предъявлены департаменту имущественных отношений Краснодарского края как правопреемнику арендодателя.
Таким образом, земельный участок, переданный в аренду ООО "АДАПТАС(РУС)" был исключен из границ игорной зоны, а игорная зона "Азов-Сити" подлежит ликвидации. Вследствие указанных обстоятельств арендатор не сможет исполнить инвестиционный контракт от 21.01.2013 осуществить строительство игорных заведений, а также лишится возможности получать доход от их использования, что делает невозможным окупаемость проекта в течение 20 лет срока действия договора аренды.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
Как следует из поданного заявления, в данном деле арендатор просит суд обязать арендодателя произвести перерасчет арендной платы в сторону ее уменьшений, применив вместо ставки 15% ставку - 1,5% от рыночной стоимости.
Из этого следует, что между сторонами настоящего спора имеются гражданско-правовые отношения, возникшие из заключенного договора аренды земельного участка, правоотношения из которого регулируются положениями главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Размер арендной платы, рассчитывается на основании раздела 2 договора аренды.
Статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена возможность изменения договора по соглашению сторон или по требованию одной из них по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
Одним из таких случаев является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор по требованию заинтересованной стороны может быть изменен судом в исключительных случаях, когда его расторжение противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
При этом изменение договора допустимо при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Статьями 4, 5, 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) игорная зона определена как часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов. На территории Российской Федерации создается пять игорных зон, одна из них на территории Краснодарского края. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. Порядок создания и ликвидации игорных зон определяется, а соответствующие решения принимаются Правительством Российской Федерации. Срок действия игорных зон не может быть ограничен.
Федеральным законом от 22.07.2014 N 278-ФЗ в Закон N 244-ФЗ внесены изменения, согласно которым допускается создание игорной зоны в границах населенных пунктов на земельных участках, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - корпорация), а границы игорной зоны на территории Краснодарского края определяются Правительством Российской Федерации в границах таких земельных участков.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края письмом от 18.12.2014 N 201-5911/1401-03/13 проинформировало заинтересованных субъектов о необходимости выполнения процедуры ликвидации игорной зоны по поручению Правительства Российской Федерации, основанному на измененных положениях Закона N 244-ФЗ, что повлечет прекращение действия ранее выданных разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и изменение целевого назначения переданных в аренду земельных участков.
В материалах дела отсутствуют доказательства внесения в договор аренды изменений, связанных с вышеназванными изменениями законодательства.
В спорный период Правительством Российской Федерации не принималось решение о ликвидации игорной зоны в той части, в пределах которой расположен арендуемый обществом земельный участок.
Применение ставки арендной платы для земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (1,5%) вместо ставки, установленной для земельных участков игорной зоны (15%), вступило бы в противоречие с положениями постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" и условиями самого договора аренды.
Злоупотребление правом определяется законодателем как осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (статья 10 Гражданского кодекса). Обращение департамента в суд с иском о взыскании долга по действующему и не измененному договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, не могло быть квалифицировано как злоупотребление правом, поскольку не преследовало цели причинения вреда контрагенту, а в поведении департамента отсутствуют признаки недобросовестности.
При рассмотрении настоящего спора необходимо учесть, что Законом 278-ФЗ Краснодарский край не исключен из числа субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны. В данном случае возникла необходимость изменения места нахождения игорной зоны в пределах Краснодарского края, причем определение конкретных границ игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов, а также принятие решения о создании и ликвидации игорной зоны отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (части 4, 4.1 Федерального закон N 244-ФЗ). Законом 278-ФЗ не установлены сроки, в течение которых должна быть создана игорная зона в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов.
До настоящего времени решение Правительства Российской Федерации о ликвидации игорной зоны "Азов-Сити" в существующих границах не принималось, границы игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения не устанавливались.
На дату вынесения решения суда спорный договор не был, ни расторгнут, ни изменен. Общество не обращалось с предложением об изменении или расторжении спорного договора в установленном порядке.
Кроме того, по ранее рассмотренным делам N А32-17454/2014, N А32-41116/2014, NА3-9375/2015 арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций установлена правомерность взыскания по спорному договору арендной платы.
В связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2016 по делу N А326510/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6510/2016
Истец: ООО "АДАПТАС (РУС)", ООО "АДАПТАС(РУС)"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края