г. Москва |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А40-174518/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сити Управления Активами"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2016 по делу N А40-174518/16, принятое судьей Сизовой О.В. (84-1506)
по иску ООО "Сити Управления Активами"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: |
Вейнов М.В. по дов. от 21.11.2016; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сити Управление Активами" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление, ответчик) об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 08.08.2016 N ЗЕМ-81/2016.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2016 заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе Общество указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права и неверную оценку доказательств по делу. По мнению заявителя, предписание является недействительным, так как проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) (отсутствовало распоряжение, согласование с прокуратурой не проведено, вынесено неполномочным должностным лицом).
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседание суда апелляционной инстанции не явился, представил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В отзыве на апелляционную жалобу Управление поддержало решение суда в полном объеме, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступлением заявления гр. Мостовщиковой В.В. от 13.04.2016 о возникновении угрозы причинения вреда почвам на основании распоряжения от 09.06.2016 N 529-РП проведена внеплановая выездная проверка в отношении арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259 из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего владельцам инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лесные просторы", доверительным управляющим которого является ООО "Сити Управление Активами".
В ходе проведения проверки на земельном участке с кадастровым номером N 50:13:0080414:259 из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в результате размещения на территории участка отходов производства и потребления, перекрытии площади участка линейными объектами (бетонными плитами), постройками неопределенного назначения, зарастания территории участка древесной, кустарниковой и сорной растительностью; в восточной части земельного участка на площади 8200 кв.м располагаются гаражи, осуществляется стоянка автотранспорта; в центральной части земельного участка осуществляется складирование строительных материалов, бетонных плит, деревянных поддонов, песка, щебня, строительного мусора, асфальтного, цементного и кирпичного боя, производственных отходов; осуществляется складирование и реализации тротуарной плитки; признаков ведения сельскохозяйственной деятельности не выявлено; в западной части участка установлено зарастание древесной, кустарниковой и сорной растительностью (борщевик Сосновского); в южной части участка функционирует автомойка и автосервис.
По результатам проведенной проверки ООО "Сити Управление Активами" выдано предписание от 08.08.2016 N ЗЕМ-81/2016 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, посчитал вынесенное предписание законным и обоснованным, вынесенным полномочным органом.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие указанного Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Как следует из содержания ст. ст. 77, 78, 79 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения имеют несколько видов разрешенного использования: для ведения личного (подсобного) хозяйства; для дачного строительства; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; для садоводства; для животноводства; для огородничества; для производства сельскохозяйственной продукции; для других видов деятельности, связанных с сельским хозяйством (в том числе и для размещения зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции).
Таким образом, исходя из понимания видов разрешенного использования земельных участков положения абзаца 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что действие данного закона не распространяется на земельные участки с видом разрешенного использования для ведения личного (подсобного) хозяйства; для дачного строительства; для садоводства; для огородничества для гаражного строительства, а также на земельные участки с видом разрешенного использования - для размещения объектов недвижимого имущества (для размещения зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции).
Согласно выписки из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства (а не с видом разрешенного использования для размещения недвижимого имущества).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о полномочности выданного Обществу предписания.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "Сити Управление Активами", являясь собственником (доверительным управляющим) земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", не использует его в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, что наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не осуществляет мероприятия по охране земель, допускает деградацию и ухудшение плодородия почв.
Доказательств, опровергающих выводы Управления, заявитель не представил, в апелляционной жалобе таких доводов не приводил. При указанных обстоятельствах оспариваемое предписание Управления от 08.08.2016 N ЗЕМ-81/2016 суд первой инстанции обоснованно признал законным и не нарушающим права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о недействительности предписания ввиду отсутствия распоряжения на проверку со ссылками на ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) суд апелляционной инстанции считает несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно п.2 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
На основании пункта 4 данного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В силу п. 6 Положения в рамках государственного земельного надзора осуществляются:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки);
систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии с п. 7 ст. 71 ЗК РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 09.06.2016 N 529-РП, согласованной с Прокуратурой Московской области 10.06.2016, в отношении ООО "Новый Дом", арендатора земельного участка, не влечет недействительности Предписания, выданного ООО "Сити Управление Активами", так как Предписание выдано собственнику по итогам проведения мероприятий по государственному земельному надзору, а не в рамках мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В акте от 11.07.2016 указано, что при проверке присутствовали представитель ООО "Новый дом" Ларьков А.В., представитель ООО "Сити Управления Активами" Горбачев В.Н.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.10.2016 по делу N А40-174518/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174518/2016
Истец: ООО "Сити Управления Активами", ООО Сити Управление Активами
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям