Требование: о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2016 г. |
дело N А32-42603/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цушко И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления федерального казначейства по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2016 по делу N А32-42603/2015
по иску министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Генеральскому Игорю Ивановичу
при участии третьих лиц: управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город-курорт Анапа о взыскании субсидии,
принятое судьей Куликовым О.Б.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Краснодарского края обратилось Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Генеральскому Игорю Ивановичу (далее - предприниматель) о взыскании 1 687 651 рубля 20 копеек субсидий.
Решением суда от 03.10.2016 в иске отказано.
Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просило решение суда отменить, иск удовлетворить.
По существу принятого решения третье лицо настаивает на доказательственном значении сведений, отраженных в форме N 1-КФХ, также указывает на представление данных сведений ответчиком в различные инстанции, что исключает техническую ошибку в указании сведений.
В отзыве истец доводы жалобы поддержал.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена, о месте и времени судебного разбирательства лица извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.04.2014 между ООО "Центральное страховое общество" и предпринимателем заключен договор страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой N 77703 СХг-00001/14 (далее - договор страхования).
Объектом договора страхования является:
1. Подсолнечник на зерно - застрахованная посевная площадь 2000 гектаров.
Страховой взнос в размере 50 % общей страховой премии 1 687 651 рубля 20 копеек до 01.07.2014 (пункт 2.3.1 договора страхования).
25.09.2014 предприниматель обратился в министерство с заявлением о получении субсидий на возмещение части затрат на уплату страховой премии по договору страхования урожая сельскохозяйственных структур с государственной поддержкой от 07.04.2014 N 77703 СХг-00001/14 заключенному с ООО "Центральное страховое общество".
На основании представленных документов предпринимателю перечислена субсидия в сумме 1 687 651,20 рубля.
31.08.2015 министерством проведена проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году на реализацию государственной программы Российской федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2012 годы, в части возмещения затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 литр реализованного товарного молока (постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370), а также средств, выделенных в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580, от 27.12.2012 N 1431, от 22.12.2012 N 1371, от 27.12.2012 N 1432, от 28.12.2012 N 1460.
По результатам проведенной главным контролером-ревизором Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае Алимовым А.В. проверки установлено, что по данным формы N 1- КФХ площадь подсолнечника на зерно, посеянная главой ИП глава КФХ Генеральский Игорь Иванович в 2014 году составила 1500 га, что на 500 га меньше площади, указанной в договоре страхования от 07.04.2014 N 77703 СХг-0001/14.
При заключении договора страхования, принята посевная площадь подсолнечника под зерно на 500 гектаров "больше чем фактически отражено в данных отчета формы N 1-КФХ, чем нарушено одно из условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договором сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства от 22.12.2012 N 1371 и условий предоставления субсидий, предусмотренные пунктом 5.7 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 N 249.
Таким образом, в рамках данного договора страхования сельскохозяйственных культур от 07.04.2014 N 77703 СХг-00001/14 предпринимателем было застраховано в 2014 году сельскохозяйственной культура подсолнечника на зерно на предмет гибели (утраты) на площади 2 000 гектара. На основании этого ответчик получил из краевого бюджета субсидию в сумме 1 687 651,20 рубль по уплате страховой премии.
Истец ссылается на то, что субсидия на компенсацию части затрат по страхованию подсолнечника на зерно получена предпринимателем на основании завышенных 500 гектар, а значит субсидия в размере 1 687 651,20 рубля подлежит возврату в краевой бюджет.
Претензия истца о возврате субсидии оставлена ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказании услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. Субсидии бюджетам субъектам Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования, заключенными со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектом Российской Федерации из федерального бюджета на компенсации части затрат на страхование сельскохозяйственным производителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1371 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещении части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (далее - Правила N 1371) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (далее - государственные и (или) муниципальные программы), предусматривающих возвещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования: в области растениеводства - на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1371 предоставлении субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно правил N 1371 постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 N 249 утвержден Порядок предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются заявителям в размере 50 процентов страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования, путем перечисления их на расчетный счет страховой организации на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Согласно пункту 5 Порядка субсидии предоставляются при соблюдении ряда условий, в том числе, заключения договора сельскохозяйственного страхования в отношения урожая сельскохозяйственной культуры на всей площади земельных участков, на которых заявителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры.
Заявители несут ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, в том числе за достоверность документов, предоставляемых ими в соответствии с пунктом 6 настоящего порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка уполномоченным органом, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля осуществляется обязательная проверка соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии в случаях: несоблюдения условий предоставления субсидии; установления факта представления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году. Возврат субсидии осуществляется в следующем порядке: уполномоченный орган в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет заявителю требование о возврате субсидии в случаях, предусмотренных настоящим пунктом; заявитель производит возврат субсидии в объеме выявленных нарушений в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии; при нарушении заявителем срока возврата субсидии уполномоченный орган в течение 30 календарных дней принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец считает, что основанием для возврата ответчиком субсидий явилось, то, что площадь подсолнечника под зерно, посеянная предпринимателем в 2014 году не соответствует площади, указанной в договоре страхования сельскохозяйственных культур от 07.04.2014 N 77703 СХг-00001/14.
В договоре страхования была застрахована площадь на предмет утраты (гибели) урожая 2000 гектар, однако в ходе проведения проверки соблюдения предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидий установлено, что в сведениях о производстве и реализации сельскохозяйственной продукции указано, что посевная площадь и фактически убранная подсолнечника по зерно 1 500 гектар.
Ответчик не отрицал факт указания в форме N 1-КФХ площади, засеянной подсолнечником на зерно - 1 500 га, что по утверждению ответчика обусловлено технической ошибкой при заполнении форм статистической отчетности.
Порядком предоставления субсидии не определено, что контроль исполнения Порядка производится путем сверки данных получателя субсидий с данными отчета по формам N 1-КФХ. Обязанности по предоставлению статформ в Министерство Порядком также не предусмотрено.
Судом отмечено, что, исходя из норм федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ, форма статистической отчетности имеет иное целевое значение, чем подтверждение размера засеянной площади.
Ответчиком засевалась застрахованная культура-подсолнечник на зерно на площади указанной в договоре страхования от 07.04.2014 N 77703 СХг-00001/14, то есть на площади 2000 гектар.
Факт посева сельскохозяйственной культуры - подсолнечника на зерно на площади 2000 гектар предприниматель подтверждает следующими доказательствами:
договор о совместной деятельности от 25.03.2013, заключенным с ООО "Витязевская птицефабрика", предметом которого является совместная деятельность в целях получения сельскохозяйственной продукции посредством эксплуатации земельного участка площадью 350 гектар, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, на выделенной площади будет выращиваться подсолнечник;
договор от 01.03.2013, заключенный с ООО "НОРДЭСКИМ", согласно которому стороны обязуются соединить свои средства и усилия и совместно действовать без образования юридического лица для выращивания с/х культур на пахотных угодьях (посевных площадях) общей площадью 950 гектар;
договор о совместной деятельности от 25.01.2013, заключенный с Биютьян Э.С., предметом которого является эксплуатация з/у площадью 753 гектара;
договор от 03.04.2013, предметом которого является дискование и посев подсолнечника на площади 2 000 гектар;
договор от 26.03.2013 на закупку семян подсолнечника, а также договор поставки от 06.03.2013 N 017-15/01 на закупку удобрений;
соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 09.04.2004N 0000000583; акта от 20.09.2014 с ООО "Норд Эксим"; акт от 20.09.2014 с Биюкьян Э.С.; акт от 20.09.2014 с ООО "Витязевская Птицефабрика"; акта от 20.09.2014 с ПКВФ "Кавказ-Кемпинг"
Соответственно, данными документами предпринимателя подтверждается факт посева подсолнечника на зерно на площади 2000 гектар.
Определением суда первой инстанции истребовано из администрации информация о фактической площади засеваемых ответчиком сельскохозяйственных культур в апреле месяце 2013 года
Администрация представила в арбитражный суд информацию, из содержания которого следует под урожай 2014 года ответчиком, использовано 5000 гектаров сельскохозяйственный угодий, из которых 3000 гектаров было занято озимой пшеницей и 2000 гектаров засеяно подсолнечником.
Таким образом, субсидия реализована ответчиком в отношении объекта договора страхования, в объеме, предусмотренном договором.
Предоставление ошибочных статистических сведений в различные организации не опровергают установленный достоверными доказательствами факт посева ответчиком подсолнечника на зерно на площади 2 000 гектар.
В жалобе не приведено доводов опровергающих по существу основанные на обстоятельствах дела и нормах права выводы суда первой инстанции.
Ссылки заявителя на судебную практику по делам N А32-3829/2014, N А32-27286/2013, отклоняются, поскольку судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2016 по делу N А32-42603/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42603/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Глава Кфх Генеральский И И, ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Генеральский Игорь Иванович
Третье лицо: Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Межрегиональное территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю