Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
11 ноября 2016 г. |
дело N А40-107023/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016
по делу N А40-107023/16, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ООО "ГетТаксиРус" (115114, Москва, 1-й Дербеневский переулок, дом 5, строение 2, ОГРН 1117746877621)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (129626, Москва, Графский переулок, дом 4/9, ОГРН 1057746466535)
об оспаривании постановления и представления;
при участии:
от заявителя - Венедиктов И.В. по доверенности от 11.04.2016, Аракелов И.А. по доверенности от 11.04.2016;
от заинтересованного лица - Егорова А.А. по доверенности от 01.04.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016 признаны незаконными и отменены постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 19.04.2016 N 373 о привлечении ООО "ГетТаксиРус" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10.000 руб. и представление от 19.04.2016.
Управление не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 12.04.2016 уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N 75 (т. 1 л.д. 126), на основании которого вынесено постановление от 19.04.2016 N 3738 (т. 1 л.д. 123) о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10.000 руб.
19.04.2016 управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 1 л.д. 124).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях ООО "ГетТаксиРус" события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем представление является незаконным.
Рассмотрев повторно материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Апелляционный суд считает правомерным вывод арбитражного суда об отсутствии нарушений порядка и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением обществу вменено нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги по перевозке, что является нарушением п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", указывая на то, что ООО "ГетТаксиРус" действует под коммерческим обозначением "Gett" и с помощью мобильного приложения "Gett" ("Приложение Gett") получает заявки заказчиков, которые обратились за предоставлением услуг по перевозке, формирует базу заявок, доступ к которой имеют водители партнеров общества, которые оказывают услуги потребителям. Общество участвует в формировании стоимости услуг по перевозке, которая определяется в соответствии с тарифами общества (исходя из времени нахождения в пути, автомобиля и иных критериев). Тарифы, по которым осуществляют перевозки партнеры общества, и список партнеров общества, которые оказывают услуги потребителям, размещены на официальном сайте общества, где потребитель может с ними ознакомиться. При совершении заказа до потребителя не доводится информация о конкретном исполнителе услуг из списка партнеров на официальном сайте общества.
Также административный орган ссылается на то, что в указанном списке партнеров не указана информация о местонахождении исполнителя услуг (перевозчика).
Между тем, при вынесении оспариваемого постановления административным органом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.
Как указано в п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, при этом продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно абз. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, а под потребителем - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, обязанность по доведению информации об исполнителе услуг до потребителя возлагается на исполнителя и не распространяется на иных лиц, не являющихся исполнителями.
Основной деятельностью общества является предоставление перевозчикам информации о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставление технической возможности через мобильное приложение Общества пассажирам сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам - о своем желании такую поездку осуществить.
Единственным документом, регулирующим отношения общества и пассажиров (потребителей услуг по перевозке легковым такси), является лицензионное соглашение, заключаемое обществом с пользователями (пассажирами) в отношении Приложения Gett ("Лицензионное соглашение"), в момент загрузки и установки мобильного приложения "Gett".
Согласно условиям Лицензионного соглашения общество предоставляет, а пользователь (пассажир) принимает персональную неисключительную некоммерческую ограниченную лицензию без права передачи, сублицензирования, могущую быть полностью аннулированной, на использование Приложения Gett в мобильном телефоне, которым владеет или распоряжается пользователь (пассажир), в соответствии с условиями, изложенными в тексте Лицензионного соглашения.
При этом Лицензионное соглашение разграничивает общество и его партнеров, услуги которых потребляют пользователи (пассажиры), путем включения следующих условий, с которыми пользователь (пассажир) в обязательном порядке соглашается, выражая свое согласие (акцепт) с Лицензионным соглашением: используя Приложение Gett, пользователь получает возможность разместить информацию о заинтересованности в получении платной услуги по заказу такси, доставке продуктов питания, заказу блюд и готовой еды у партнеров Общества. Пользователь соглашается с тем, что все услуги предоставляются "как есть" и что общество не несет ответственности за качество поставляемых продуктов, за задержки, сбои, неверную или несвоевременную доставку, а также за сбои в работе платежных систем. Используя Приложение Gett, пользователь размещает запрос на оказание услуг через Приложение Gett, среди партнеров, использующих Приложение Gett. Общество предоставляет исключительно права пользования Приложением Gett и ни при каких обстоятельствах не оказывает и не будет оказывать услуги осуществления заказа, равно как не несет и не будет нести какой-либо ответственности за оказываемые партнерами услуги осуществления заказа. Исполнителем по данному договору выступает непосредственно партнер. В соответствии с действующим законодательством ответственность, которая может быть применена вследствие ненадлежащего оказания услуг, в том числе при предоставлении информации об услуге, предоставлении информации о пользователе, условиях оказания услуги, применяемых тарифах, а также непосредственно оказании услуги, ее безопасности, выдачи документов строгой отчетности, причинение ущерба при оказании услуги, иных обязательств, несет исключительно партнер. Пользователь имеет право предъявлять претензии и требования непосредственно к исполнителю услуги (партнеру). Общество не несет ответственности за соблюдение/несоблюдение партнерами своих обязательств перед пользователем, а также за достоверность информации, предоставленной партнерами. Общество является лишь информационным связующим звеном между пользователем и партнерами.
Таким образом, отношения между обществом и пользователем ограничены исключительно предоставлением прав использования Приложения Gett, функционал которого позволяет пользователю размещать информацию о его потребности в получении определенных услуг, которая становится доступна партнерам Общества, которые в случае согласия пользователя и оказывают ему услуги.
При этом потребителю становится известно название фактического перевозчика, как только потребитель садится в такси, то есть в момент заключения публичного договора фрахтования.
Согласно подп. "а" п. 117 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112) на передней панели легкового такси справа от водителя размещается информация касательно полного или краткого наименования фрахтовщика.
В соответствии с п. 8.4 Стандарта обслуживания пассажиров (приложение N 1 к типовому договору о сотрудничестве) на передней панели легкового такси справа от водителя размещается информация: полное и краткое наименование фрахтовщика, условия оплаты за пользование легковым такси, визитная карточка водителя с фотографией, наименование, адрес и контактные телефоны, органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Таким образом, с учетом изложенного, пассажиру достоверно известно то, что общество не является перевозчиком, и доступна возможность получения информации о фактическом перевозчике до начала перевозки.
Довод о том, что согласно Лицензионному соглашению до потребителя должна доводиться информация о партнере общества, оказывающем услугу по перевозке, следует отметить, что общество доводит до пассажира такую информацию, а именно имя водителя, его номер телефона, марку, модель, цвет и регистрационный номер транспортного средства партнера общества - перевозчика.
Отношения по передаче информации о партнере регулируются частным договором (Лицензионным соглашением), а не Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поэтому стороны Лицензионного соглашения вправе как предусмотреть, так и не предусматривать конкретные требования к информации о партнере общества.
Лица, оказывающие информационные услуги, не являются перевозчиками по договору легкового такси и имеют самостоятельный правовой статус.
Доводы административного органа о принятии обществом заявок не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме фрахтователем (пассажиром) с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Согласно п. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя, порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с п. 103 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 заказ фрахтователя (пассажира) принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
Как следует из вышеуказанных правовых норм, договор фрахтования в отношении легкового такси может быть заключен посредством принятия заказа по любому средству связи; а также представителем фрахтовщика.
Общество прием заказов пассажиров по поручению и/или от имени перевозчиков не осуществляет и не имеет на это каких-либо правовых оснований.
Общество оказывает перевозчикам (фрахтовщикам) услуги по предоставлению информации о пассажирах и является агентом (представителем) перевозчиков только в части услуг по получению платежей с пассажиров при осуществлении безналичных платежей (платежей с использованием с банковской карты).
В непосредственных отношениях по перевозке партнеры общества (перевозчики) выступают от собственного имени и за свой счет, и несут ответственность за оказание ими услуг по перевозке надлежащего качества.
При поступлении обществу через Приложение Gett информации о заказе пассажира, приложение общества предлагает ближайшему свободному водителю принять такой заказ. До тех пор, пока водитель (перевозчик) не нажмет в приложении общества кнопку "принять заказ", такой заказ не будет являться принятым ни для пассажира, ни для перевозчика.
Следовательно, решение принять заказ и фактическое принятие такого заказа посредством приложения общества осуществляется исключительно водителем перевозчика, но не обществом, которое предоставляет лишь техническую возможность пассажиру сделать заказ, а перевозчику принять его.
Таким образом, общество не участвует в принятии заказов перевозчиками, а Приложение Gett является лишь информационным ресурсом, позволяющим пассажиру сделать заказ, а перевозчику принять его.
Субъектами, на которых возлагается обязанность по доведению информации об исполнителе до потребителя, являются исполнители услуг.
Учитывая, что обществом услуги по перевозке не оказывались, общество представителем или агентом перевозчиков в части услуг по перевозке не являлось, объективный состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях общества отсутствует.
Административным органом не доказано наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление и представление являются незаконными и подлежат отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016 по делу N А40-107023/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107023/2016
Истец: Аракелов И.А., ООО "ГЕТТАКСИ РУС", ООО "ГетТаксиРус", ООО представителю "ГетТаксиРус" Аракелову И.А.
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ