город Омск |
|
26 июня 2017 г. |
Дело N А75-14865/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Набиевым М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5820/2017) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 марта 2017 года по делу N А75-14865/2016 (судья Агеев А.Х.), по иску Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние" (ОГРН 1038603252236, ИНН 8617018757) к Муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (ОГРН 1098617000866, ИНН 8617028226), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы Сургутского района", общества с ограниченной ответственностью "Югра-Сервис" о признании проекта узла учета соответствующим требованиям действующего законодательства,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние" (далее - МБДОУ Д/с общеразвивающего вида "Северное сияние", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (далее - МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский, предприятие, ответчик) о признании проекта узла учета тепловой энергии, узла учета горячего водоснабжения, узла учета холодного водоснабжения учреждения соответствующим требованиям действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы Сургутского района", общество с ограниченной ответственностью "Югра-Сервис" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.03.2017 по делу N А75-14865/2016 в удовлетворении иска отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В письменном отзыве на жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая решение по делу законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, МБДОУ Д/с общеразвивающего вида "Северное сияние" (муниципальный заказчик) и МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский (исполнитель) заключены следующие муниципальные контракты: муниципальный контракт теплоснабжения N 54/Т от 24.02.2015, муниципальный контракт горячего водоснабжения N 54/ от 24.02.2016, муниципальный контракт холодного водоснабжения N 54/Х от 24.02.2016, согласно условиям которых исполнитель принял на себя обязательства через присоединенную сеть обеспечить подачу муниципальному заказчику тепловой энергии, горячее и холодное водоснабжение (том 1 л.д. 53-90).
В свою очередь, ООО "Югра-Сервис", обладающее допуском к работам по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления и водоснабжения на основании свидетельства N 0127.03-2010-8602020697-П-020 от 06.12.2012 (том 1 л.д. 143), в соответствии с условиями муниципальных контрактов N 66/16 от 22.04.2016, N 67/16 от 22.04.2016 для заказчика - муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы Сургутского района" (том 1 л.д. 20-45) выполнило проект узла учета тепловой энергии, узла учета горячего водоснабжения, узла учета холодного водоснабжения 2016.014СЕЗ.НС.Н15а-УУ ТВС, согласованные Сургутским отделом Тюменского ЦСМ (том 1 л.д. 47-116).
На стадии оформления допуска узлов учета в эксплуатацию МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский письмами N 447 от 10.03.2016, N 448 от 10.03.2016, N 443 от 10.03.2016, от 25.05.2016, N 597 от 25.05.2016, N 1096 от 25.05.2016 (том 1 л.д. 132-140, том 2 л.д. 41-46) отказало в согласовании проектов со ссылкой на несоответствие их выданным истцу техническим условиям N 12-15 от 25.09.2015, Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013, Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России N 99/пр от 17.03.2014.
Полагая действия ответчика, выразившиеся в отказе в допуске в эксплуатацию узла коммерческого учета теплоснабжения, водоснабжения на отопительный сезон 2016 года, а именно - в несогласовании проектов узла учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, нарушающими права и законные интересы МБДОУ Д/с общеразвивающего вида "Северное сияние", истец обратился в суд с настоящими требованиями.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В силу статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как следует из статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 1 и 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (часть 5 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами N 1034.
На основании пункта 39 Правил N 1034 проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя.
Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 50 Правил N 1034 потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.
Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным (пункт 51 Правил N 1034).
Нормами части 2 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации N 776 от 04.09.2013 (далее - Правила N 776).
Проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации юридические или физические лица (пункт 28 Правил N 776).
Согласно пункту 29 Правил N 776 технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).
На основании пункта 34 Правил N 776 допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.
Согласно пункту 39 Правил N 776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке, в том числе соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям.
При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации (пункт 40 Правил N 776).
Как указано выше, ответчиком отказано в согласовании проектов узла учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения истца, в связи с несоответствие их техническим условиям N 12-15 от 25.09.2015.
Статьей 30 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 76 от 17.02.2004 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 часть 1 статьи 220 АПК РФ); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 АПК РФ).
При рассмотрении заявления суд устанавливает, не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 АПК РФ); не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 АПК РФ).
Рассмотрев заявление истца и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что МБДОУ Д/с общеразвивающего вида "Северное сияние" не представило доказательств невозможности установления требуемого факта во внесудебном порядке. Вопрос о соответствии проектов узла учета тепловой энергии, узла учета горячего водоснабжения, узла учета холодного водоснабжения МБДОУ Д/с общеразвивающего вида "Северное сияние", требованиям действующего законодательства Российской Федерации, разрешается организацией, выдавшей технические условия на проектирование узлов учета.
Исходя из фактических обстоятельств дела, истец полагает неправомерными действия предприятия, выразившиеся в отказе в согласовании проекта узла коммерческого учета теплоснабжения, водоснабжения учреждения. Между тем, допустимые доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства в материалы дела не представлены.
Изложенное в апелляционной жалобе учреждения утверждение о том, что отсутствие согласованного с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, проекта узла учета является препятствием для ввода узла учета МБДОУ Д/с общеразвивающего вида "Северное сияние" в эксплуатацию, не имеет правового значения для настоящего дела. Как указано выше, неправомерность решения ответчика не подтверждается материалами дела, тогда как произвольное согласование проекта узла учета и, следовательно, допуска инженерной инфраструктуры в эксплуатацию запрещено действующим законодательством и представляет собой опасность как для жизни и здоровья, так и для имущественных интересов неограниченного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы, объективно свидетельствующие о необоснованности выводов суда первой инстанции и влекущие отмену или изменение принятого по делу решения, не приведены в настоящей жалобе.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 марта 2017 года по делу N А75-14865/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14865/2016
Истец: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Северное сияние"
Ответчик: МУП "УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ " СИБИРЯК" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ
Третье лицо: МКУ "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района, Муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района, ООО "ЮГРА-Сервис"