город Омск |
|
09 июня 2017 г. |
Дело N А70-13982/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3645/2017) Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.01.2017 по делу N А70-13982/2016 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агротехавто" (ИНН 7204163415, ОГРН 1107232044622) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (ИНН 7204117779, ОГРН 1077203060230) о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ от 19.10.2016 N 2167232594769 о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Венделла" (ИНН 7203303613) в связи с его ликвидацией, об обязании аннулировать вышеуказанную запись,
при участии в деле в качестве третьего лица, - ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Венделла" Важениной Е.В.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агротехавто" (далее - заявитель, ООО "Агротехавто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 14 по Тюменской области, Инспекция) о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ от 19.10.2016 N 2167232594769 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Венделла" (ИНН 7203303613) в связи с его ликвидацией.
Определением суда от 13.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ликвидатор ООО "Венделла" Важенина Е.В.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.01.2017 по делу N А70-13982/2016 заявленные ООО "Агротехавто" требования удовлетворены, признана недействительной запись от 19.10.2016 N 2167232594769 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Венделла" (ИНН 7203303613), внесенная Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области, на Инспекцию возложена обязанность после получения решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Агротехавто" путем восстановления ООО "Венделла" в ЕГРЮЛ. Этим же решением суд взыскал с Инспекции в пользу ООО "Агротехавто" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ликвидатор ООО "Венделла" письменно не уведомил кредитора - ООО "Агротехавто" о ликвидации, не произвел расчета с кредитором и не отразил обязательство ООО "Венделла" перед ООО "Агротехавто" в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе. Поскольку ликвидационный баланс не отражал сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица и кредитор ликвидируемого юридического лица не был уведомлен о ликвидации ООО "Венделла", действия по государственной регистрации ликвидации ООО "Венделла" не могут быть признаны законными.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ликвидатором в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), на протяжении всей процедуры ликвидации ООО "Венделла" в регистрирующий орган не поступало каких- либо актов, свидетельствующих о наличии у Общества непогашенных задолженностей, в связи с чем оснований для отказа в регистрации прекращения деятельности ООО "Венделла"у Инспекции не имелось.
До начала судебного заседания от МИФНС России N 14 по Тюменской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО "Агротехавто" и ликвидатора ООО "Венделла" Важениной Е.В, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не заявивших ходатайств об отложении судебного разбирательства.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
21.07.2016 учредителем ООО "Венделла" принято решение о ликвидации юридического лица.
29.07.2016 ликвидатором ООО "Венделла" был подготовлен и представлен в МИФНС России N 14 по Тюменской области пакет документов на государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.
19.10.2016 МИФНС России N 14 по Тюменской области по результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов было принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Венделла", на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН: 2167232594769 об исключении из него ООО "Венделла" в связи сего ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Не согласившись с данным решением Инспекции, ООО "Агротехавто" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Сроки и порядок ликвидации юридического лица установлены статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Согласно части 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что после истечения срока предъявления требований кредиторов, независимо от того заявлялись такие требования или нет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
При добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.
В том случае, если при ликвидации юридического лица нарушены права кредиторов, в частности, они не уведомлены о ликвидации и их требования к должнику не учтены, такая ликвидация является незаконной.
Вместе с тем как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела заявитель, в нарушение требований абзаца 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, как кредитор ликвидируемого юридического лица, не был уведомлен о ликвидации ООО "Венделла".
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также ведение Единого государственного реестра юридических лиц регулируются Законом N 129-ФЗ.
Так, согласно статье 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как следует из пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пунктов "а", "б" статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как следует из материалов дела, 19.10.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации ООО "Венделла".
Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для исключения из ЕГРЮЛ сведений об ООО "Венделла" в связи с его ликвидацией, и признал спорную регистрационную запись о ликвидации ООО "Венделла" недействительной.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает вышеизложенный вывод суда первой инстанции в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.08.2016 по делу N А70-8611/2016 с ООО "Венделла" в пользу ООО "Агротехавто" взыскан основной долг в размере 236 821 руб. 40 коп., пени в размере 42 347 руб. 42 коп., а также 8 583 руб. расходы на оплату государственной пошлины.
15.09.2016 выдан исполнительный лист серии ФС N 011517494 по делу А70-8611/2016.
Как отмечалось ранее, 29.07.2016 ликвидатор обратился в Инспекцию с заявлением о регистрации ликвидации Общества.
Учитывая, что обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику, ликвидатор Общества письменно не уведомил ООО "Агротехавто" о ликвидации, не произвел расчета с ним и не отразил обязательство перед заявителем в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе.
Таким образом действия ликвидатора ООО "Венделла" Важениной Е.А. по завершении процедуры добровольной ликвидации общества при наличии непогашенной задолженности перед кредитором, правомерно расценены судом первой инстанции как злоупотребление правом, что является не допустимым в силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Поскольку ликвидационный баланс не отражает сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, то это необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений об Обществе в связи с его ликвидацией, что, в свою очередь, влечет признание регистрационной записи о ликвидации недействительной.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемой ситуации не идет речь об установлении вины регистрирующего органа при вынесении такого решения, поскольку действующим законодательством, действительно, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений в документах, представленных на государственную регистрацию.
Так, в силу соответствующих положений Закона N 129-ФЗ ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения.
Вместе с тем, формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Закона N 129-ФЗ, не может служить доказательством подтверждения законности процедуры ликвидации общества.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования ООО "Агротехавто", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.01.2017 по делу N А70-13982/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13982/2016
Истец: ООО "АГРОТЕХАВТО"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N14 по Тюменской области, ООО "ВЕНДЕЛЛА" Важенина Елена Валерьевна