город Омск |
|
15 июня 2017 г. |
Дело N А75-16394/2016 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3593/2017) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2017 по делу N А75-16394/2016 (судья Фёдоров А.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Самотлорнефтегаз"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об оспаривании постановления от 18.11.2016 N 1272-ВН/5 о привлечении к административной ответственности,
установил:
Акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее по тексту - общество, АО "Самотлорнефтегаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - административный орган, Управление, Управление Росприроднадзора) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 18.11.2016 N 1272-ВН/5.
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявленное требование удовлетворил.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия в рассматриваемом случае у административного органа полномочий на привлечение общества к административной ответственности по вменяемой норме за рассматриваемое административное правонарушение.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель, ссылаясь на пункт 30 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), подпункт "а" пункта 2 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426, подпункт 4.1.5 пункта 4.1. Положения об Управлении Росприроднадзора по ХМАО - Югре, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 N 549, указывает на то, что Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре как территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе проводить федеральный государственный экологический надзор в рамках: федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов и т.д. При этом, разделение "государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" на "федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов" и "региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов" не предусмотрено при осуществлении федерального государственного экологического надзора при проведении проверок хозяйствующих субъектов. Согласно подпункту "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" объектом федерального государственного экологического надзора являются крупные хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие трубопроводный транспорт, предназначенный для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральный и межпромысловый трубопровод). Следовательно, Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре в рамках федерального экологического надзора правомерно были приняты меры административного реагирования в отношении Общества, нарушающего экологические требования, установленные Водным кодексом Российской Федерации. Учитывая, что указанные меры приняты административным органом не в соответствии с полномочиями, установленными статьёй 23.23 "Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в соответствии с полномочиями, установленными статьёй 23.29 "Органы, осуществляющие государственный экологический надзор" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, податель жалобы считает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным административным органом.
К апелляционной жалобе Управления Росприроднадзора также приложено дополнительное доказательство: письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.12.2016 N АС-С9-С2-31/25923.
В силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В этой связи означенное дополнительное доказательство остается в материалах дела, но оценке не подлежит.
Согласно пункту 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 28.04.2017 АО "Самотлорнефтегаз" было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 02.06.2017.
02.05.2017 АО "Самотлорнефтегаз" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной административным органом внеплановой выездной проверки установлено, что общество осуществляет использование части водного объекта - р. Койма, географические координаты места нахождения: 61°12'43" с.ш. 77°4'24" в.д. при эксплуатации перехода трубопровода без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом (договор водопользования), что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные в ходе внеплановой выездной проверки, зафиксированы в акте проверки от 27.08.2016 N 316.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югры в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.10.2016 N 1539-ВН/43 по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 18.11.2016 N 1272-ВН/5 общество привлечено к административной ответственности по названной норме и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
13.02.2017 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято обжалуемое Управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому при эксплуатации спорного перехода трубопровода общество осуществляет пользование соответствующим водным объектом без документов, на основании которых возникает право пользования таким водным объектом.
Согласно обжалуемому решению основанием для удовлетворения требований общества послужил вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления полномочий для привлечения АО "Самотлорнефтегаз" к административной ответственности по вменяемой норме ввиду того, что проверяемый административным органом водный объект, эксплуатируемый обществом, подлежит региональному государственному экологическому надзору, в то время как Управление Росприроднадзора не наделено полномочиями по проведению такого надзора.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 7.6 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации определено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640 утверждены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Согласно пункту 2 данного документа, критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.
Как установлено судом первой инстанции, водный объект, использование которого без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, вменено обществу в ходе производства по рассматриваемому делу об административном правонарушении, подлежит региональному государственному надзору.
Данное обстоятельство подателем жалобы не опровергнуто.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п утверждено Положение о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, согласно пункту 1 которого названная Служба Природнадзора Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции, в том числе, по региональному государственному экологическому надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами.
Таким образом, правом на проведение в отношении спорного водного объекта регионального государственного экологического контроля в области использования и охраны водных объектов в данном случае наделена Служба Природнадзора Югры.
В этой связи, как верно заключает суд первой инстанции, спорное дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом Управления с нарушением правил подведомственности, и, как следствие, оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом, поскольку Управление Росприроднадзора полномочиями по проведению регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов не наделено, при этом доказательств того, что проверяемый водный объект подлежал федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, подателем жалобы также не предоставлено.
Утверждения административного органа о том, что в данном случае Управление при проведении рассматриваемой проверки руководствовалось статьей 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой оно как лицо, осуществляющее государственный экологический надзор, наделено правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не опровергающие вышеизложенного вывода о том, что в данном случае спорный водный объект подлежит региональному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов, а Управление полномочиями по проведению такого надзора не наделено.
Положения статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наделяющие органы, осуществляющие государственный экологический надзор, правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, положениями статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки мнению Управления, не отменяют вышеизложенных положений о том, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими, соответственно, федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции.
Напротив, по смыслу положений части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То есть, даже руководствуясь положениями статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление, как лицо, осуществляющее государственный экологический надзор, вместе с тем осуществляет свои полномочия в пределах своей компетенции, однако, как установлено выше, полномочиями по проведению регионального экологического надзора в области использования и охраны водных объектов податель жалобы не наделен.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что проверенный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - трубопроводный транспорт, отвечает критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, не опровергает изложенные выше выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела рассматриваемого административного правонарушения, в том числе протокола об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, обществу вменяется в вину именно пользование водным объектом без документов, на основании которых возникает такое право пользования, что и являлось объектом проверки. При этом в силу изложенного проверка таких объектов относится к региональному государственному надзору.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 по делу N 69-АД16-10.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
При таких обстоятельствах оспариваемое в рамках настоящего дела постановление Управления правомерно признано судом первой инстанции подлежащим отмене.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учётом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2017 по делу N А75-16394/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16394/2016
Истец: АО "Самотлорнефтегаз", ОАО "Самотлорнефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ХМАО -Югре
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3593/17