г. Саратов |
|
30 мая 2017 г. |
Дело N А57-787/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2017 года по делу N А57-787/2017, (судья Е.Л. Большедворская),
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Саратовмелиоводхоз", г. Саратов,
к Администрации Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, Новоузенский район, с. Куриловка,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению
государственным имуществом, г. Саратов, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, Совет Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района, Саратовская область, Новоузенский район, с. Куриловка, Администрация Новоузенского муниципального района, г. Новоузенск, Саратовская область, Собрание Новоузенского муниципального района, Саратовская область, г. Новоузенск,
об обязании принять в муниципальную собственность имущество,
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Саратовмелиоводхоз" Гончаренко Ирина Александровна по доверенности N 106 от 26.12.2016 года действительной до 31.12.2017 года,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление "Саратовмелиоводхоз" (далее по тексту - ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз", истец) с исковым заявлением к Администрации Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области, об обязании в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность объект: Разводящие сети водопровода в с. Куриловка, Крепость Узень Новоузенского района Саратовской области, протяженностью 24766 м., кадастровый номер 64:22:000000:2282.
Решением от 20 марта 2017 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-787/2017 суд обязал Администрацию Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность объект: Разводящие сети водопровода в с. Куриловка, Крепость Узень Новоузенского района Саратовской области, протяженностью 24766 м., кадастровый номер 64:22:000000:2282.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование поданной жалобы заявитель указывает, что при обращении истца с требованием о принятии спорного объекта в муниципальную собственность, каких либо правоустанавливающих документов, за исключением обращения, не представлено.
Оформление вышеуказанных документов связано со значительными финансовыми затратами которые должны быть предусмотрены в бюджетных обязательствам муниципального образования, однако источники финансирования на мероприятия по принятию имущества в собственность муниципального образования отсутствуют.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что на балансе федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" находится объект: Разводящие сети водопровода в с. Куриловка, с.Крепость Узень Новоузенского района Саратовской области.
Объект находится в федеральной собственности, передан Истцу на праве оперативного управления.
Учреждение, ссылаясь на то, что спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения, то в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности и не могут находится в федеральной собственности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ согласуются с положениями пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее -Постановление N 3020-1).
Согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении N 3 к указанному Постановлению в пункте 1 указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В силу положений п. 3, 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ организация водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения, а имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, должно находиться в муниципальной собственности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
Как следует из материалов дела, на балансе ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" находится объект: Разводящие сети водопровода в с. Куриловка, Крепость Узень Новоузенского района Саратовской области, протяженностью 24766 м., кадастровый номер 64:22:000000:2282. Данный объект находится в границах Кирилловского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области и используется для обеспечения населения питьевой водой с. Куриловка, с. Крепость Узень, Новоузенского района Саратовской области.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 закона N 131 -ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
08 мая 2015 года ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" направлено обращение N 107/01-17 главе администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области с предложением рассмотреть вопрос о передаче водозаборного сооружения, а также магистральные сети для водоснабжения населения сел и поселков: с. Куриловка, с. Крепость Узень, из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В ответных письмах Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области от 19 мая 2015 года N 2222 и Администрации Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области указано, что для принятия решения о передаче имущества ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" необходимо представить документы в соответствии с перечнем указанным в п. 1 постановления Правительства РФ N 374 от 13 июня 2006 года.
Кроме того, необходимо направить сведения о затратах по содержанию объекта, а также техническую документацию на объект.
С учетом вышеуказанных норм права, спорное имущество предназначено для решения вопросов местного значения, и в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности и не может находиться в федеральной собственности, поскольку не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений.
Спорное имущество введено в эксплуатацию в 2009 году и не является аварийным.
Пунктом 14 ст.3 Устава Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.
Спорный объект расположен в границах Куриловского муниципального образования Новоузенского муниципального района и используется для обеспечения населения питьевой водой.
Возражая против заявленного иска ответчик ссылается на не предоставление каких-либо правоустанавливающих документов, а также отсутствием источников финансирования на мероприятия по принятию имущества в муниципальную собственность.
Данные возражения правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Кроме того, отсутствие финансирования не освобождает от обязанности принять имущество.
Учитывая, что объект - Разводящие сети водопровода в с. Куриловка, Крепость Узень Новоузенского района Саратовской области, протяженностью 24766 м., кадастровый номер 64:22:000000:2282, не является имуществом, необходимым для осуществления основных видов деятельности ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз", определенных Уставом, и выполнения государственных заданий, ежегодно устанавливаемых Минсельхозом России, а также то, что спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения, и в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности и не может находиться в федеральной собственности, то исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2017 года по делу N А57-787/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-787/2017
Истец: ФГУ "Управление "Саратовмелиоводхоз"
Ответчик: Администрация Куриловского МО Новоузенского МР Саратовской области
Третье лицо: Администрация Новоузенского муниципального района, Министерство сельского хозяйства РФ, Собрание Новоузенского муниципального района, Совет Куриловского МО Новоузенского муниципального района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области