г. Москва |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А40-104466/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016, принятое судьей И.И. Ереминой (шифр судьи 170-913), по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-104466/16,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, ответчик) о взыскании задолженности в размере 287.405 рублей 95 копеек и расходов по оплате государственной пошлины в размере 8.748 рублей 12 копеек.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств государственному контракту N 257/21/7026/1296 от 15 декабря 2013 года и заявлены со ссылкой на ст.ст. 309, 310, 408, 779, 781 ГК РФ.
Настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.08.2016 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Минобороны РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что выводы содержащиеся в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ОАО "РЖД" направило в апелляционный суд отзыв на жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ. По мнению истца, решение суда является законным, обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела доказательства, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
По правилам части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, 15 декабря 2013 года между государственным заказчиком - Министерство обороны Российской Федерации, действующий от имени Российской Федерации (Заказчик) и ОАО "Российские железные дороги" (Исполнитель) был заключен государственный контракт N 257/21/7026/1296 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении.
Согласно п. 1.1.3. вышеуказанного контракта получателями услуг являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которых Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Контрактом.
Так, между ОАО "Российские железные дороги" (Перевозчик) и Федеральным бюджетным учреждением Московского военного округа (Пользователь) в лице командира части 07008 В.А.Подлесного был заключен договор N 2/18 (6) на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования филиала Войсковой части 07008 ФБУ МВО по станции Юрьевец Горьковской железной дороги с изменениями и дополнениями от 17.03.2015 г., 11.08.2015 г., 31.08.2015 г. В последующем войсковая часть 07008 ФБУ МВО реорганизована в войсковую часть 30616-8.
В соответствии с дополнительным соглашением от 03.04.2013 к договору N 2/18(6) от 01.04.2010 на подачу и уборку вагонов сторонами установлено, что Министерство обороны РФ является правопреемником Войсковой части N 30616/8 по всем обязательствам вышеуказанного договора.
Параграфом 18 пунктом "б" договора (в редакции от 31.08.2015 г.) установлено, что Пользователь уплачивает Перевозчику сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" по договорным ставкам, установленным условиями Государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении ежесуточно, за развернутую длину - 370 метров, с 01.01.2015 г. начисляется по ставкам:
- при осуществлении работ по подаче и уборке вагонов в течение календарного месяца в сумме -1040 рублей 44 копейки (без учета НДС), из расчета 2 812,00 рублей за 1 км в сутки;
- при отсутствии фактической работы по подаче и уборке вагонов в течение календарного месяца в сумме - 927 рублей 22 копейки (без учета НДС), из расчета 2 506,00 рублей за 1 км в сутки.
Исполнительные документы (акт общей формы ГУ-23, накопительная ведомость, воинское требование формы 2) передается представителю Пользователя для акцепта. В апреле-ноябре 2015 года Пользователь воспользовался услугами оказываемыми Перевозчиком при станции Юрьевец, составлены акты общей формы N N 168 от 30.04.2015 г., 169 от 30.05.2015 г.,169 от 25.06.2015 г., 170 от 29.07.2015, 170 от 26.08.2015 г, 170 от 29.09.2015 г., 171 от 19.10.2015, 172 от 23.11.2015.
Для расчетов за воинские перевозки оформлены требования-накладные формы 2 серии Г-3 N 401726, 401727, 401728, 401729, 401680, 401730, 401733, 401747.
Сформированы и предъявлены к оплате накопительные ведомости N N 300404 за период с 30.04. по 30.04.2015 г., 270503 за период с 27.05. по 27.05.2015 г, 250631 за период с 25.06. по 25.06.2015 г., 290710 за период с 29.07. по 29.07.2015 г., 260813 за период с 26.08. по 26.08.2015 г., 290901 за период с 29.09 по 29.09.2015 г., 191002 за период с 19.10. по 19.10.2015, 241109 за период с 24.11 по 24.11.2015.
Согласно расчету истца задолженность войсковой части N 30616-8 МО РФ по оплате сборов за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" при станции Юрьевец составляет 287.405 рублей 95 копеек (с НДС).
7 апреля 2016 г. истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 237/НЮ-2 с предложением оплатить, образовавшуюся задолженность в размере 287 405 рублей 95 копеек, которая оставлена Минобороны РФ без удовлетворения.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. По общему правилу статьи 408 Кодекса лишь надлежащее исполнение является основанием для прекращения обязательства.
В соответствии со статьями 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Правилами пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
П.1. ст. 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая, что ответчиком в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих оплату задолженности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель жалобы ссылается на то, что ОАО "РЖД" в одностороннем порядке установило ставку по сбору за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего обществу.
Апелляционный суд находит указанный довод несостоятельным, так как с 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ), предусматривающие, что за подачу и уборку вагонов взимается сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии со ст. 58 УЖТ размеры сбора за подачу и уборку вагонов и платы за использование путей необщего пользования устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством РФ.
При этом, в дополнительном соглашении к договору N 2/18 (6) от 31.08.2015 г., заключенном ОАО "РЖД" с Министерством обороны РФ 31.08.2015 г. (срок действия данного соглашения стороны распространили на отношения, возникшие с 1 января 2014 г.), то есть после 01.04.2015 г, после вступления в силу изменений в УЖТ N 503 -ФЗ, стороны установили соглашением сторон, как это предусматривает ст. 58 Устава железнодорожного транспорта РФ в новой редакции, соответствующий размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Таким образом, стороны согласовали соответствующий размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, подписав дополнительное соглашение от 31.08.2015 г.
Пунктом 1 статьи 423 ГК РФ установлено, что договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
Учитывая положения ст. 58 УЖТ, услуга по подаче уборке вагонов, осуществляемая на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования является платной.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон и в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Согласно статье 6 указанного нормативного правового акта одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего, необщего пользования, в частности, услуга по подаче и уборке вагонов.
В соответствии с абзацами 5, 6 ст. 58 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Ставки сбора за подачу и уборку вагонов установлены Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15(далее - Тарифное руководство N 3).
Решением ВАС РФ от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 были признаны недействительными пункты 2.7.1., 2.7.6.1., 2.7.6.2 и 2.7.13 Тарифного руководства N 3. В настоящее время ФСТ России новые ставки не утверждены, с 1 апреля 2015 г. ведется работа по их утверждению, как это следует из письма ФСТ России от 20.04.2015 г. исх. N -04-04/2202.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что использование сторонами договора в качестве экономического ориентира установленных Тарифным руководством N 3 ставок сбора (в т.ч. платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику), до установления ФСТ России нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, является правомерным и не противоречит действующему законодательству.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, могли бы повлиять на его обоснованность и законность, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине распределены в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.08.2016 по делу N А40-104466/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104466/2016
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала "Горьковская железная дорога", ОАО Горьковская железная дорога - филиал "Российские железные дороги"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Обороны РФ