Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 г. N 09АП-51694/16
г. Москва |
|
07 ноября 2016 г. |
Дело N А40-31490/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Б. Чепик
Судей: Гармаева Б.П., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калюжным А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральное казенное учреждение "Управление капитального строительства МЧС России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2016 г. по делу N А40-31490/16, принятое судьей Романенковой С.В. (шифр судьи 77-268)
по иску Федеральное казенное учреждение "Управление капитального строительства МЧС России" (ИНН 7707671197, ОГРН 1087746892595, 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7)
к ООО "ВИП-СтройИнжиниринг" (ОГРН 1107746504337, ИНН 7729658560, 109052, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 104, корп. 3)
третьи лица: 1) Администрация поселения Филимонковское; 2) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
об обязании ООО "ВИП-СТРОЙИНЖИНИРИНГ" ввести в эксплуатацию трансформаторную подстанцию и произвести подключение по постоянной схеме электроснабжения жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17; сдать в эксплуатацию и оформить в установленном законом порядке в собственность водозаборный узел и локально-очистные сооружения, внешние сети для обслуживания жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17, о взыскании неустойки в размере 390 818 889,38 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Князева Е.А. по доверенности от 11.01.2016.
от ответчика: не явился, извещен.
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление капитального строительства МЧС России" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ВИП-СтройИнжиниринг" при участии третьих лиц: Администрации поселения Филимонковское; Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) об обязании ООО "ВИП-СТРОЙИНЖИНИРИНГ" ввести в эксплуатацию трансформаторную подстанцию и произвести подключение по постоянной схеме электроснабжения жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17; сдать в эксплуатацию и оформить в установленном законом порядке в собственность водозаборный узел и локально-очистные сооружения, внешние сети для обслуживания жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17, о взыскании неустойки в размере 390 818 889,38 руб.
Решением суда от 29.08.2016 г. исковые требования в части обязания ООО "ВИП-СТРОЙИНЖИНИРИНГ" ввести в эксплуатацию трансформаторную подстанцию и произвести подключение по постоянной схеме электроснабжения жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17; сдачи в эксплуатацию и оформления в установленном законом порядке в собственность водозаборный узел и локально-очистные сооружения, внешние сети для обслуживания жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17, удовлетворены.
В части требования о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту в размере 390 818 889 руб. 38 коп. отказано.
Истец, не согласившись с доводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части отказа во взыскании неустойки в размере 390 818 889 руб. 38 коп.
Указал на то, что Застройщик не выполнил обязательство по обеспечению Объекта - жилых помещений в домах, построенных Застройщиком, системой инженерной инфраструктуры, что было установлено в решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-31490/16.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст.ст. 123 и 151 АПК РФ.
В соответствии с п.5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и п. 5 ст.268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя истца, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что основания для отмены или изменения решения суда от 29.08.2016 г. отсутствуют исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 23.09.2009 г. между истцом (участником долевого строительства) и ответчиком (застройщиком) был заключен государственный контракт N 89, предметом которого явилось долевое участие в строительстве жилых домов, расположенных по строительному адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Филимонковское, вблизи деревни Пушкино, с целью получения жилых помещений для нужд МЧС посредством перечисления участником долевого строительства для этой цели застройщику денежных средств (том 1, л.д. 8).
Согласно п. 2.2. контракта, строящийся объект оборудуется системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией, индивидуальным газовым отоплением, газоснабжением, электроснабжением (согласно утвержденных участником долевого строительства проектных материалов.
Согласно п. 3.1 контракта, цена контракта составляет 1 444 023 300 руб.
Цена контракта является окончательной, подлежит изменению только по результатам получения данных БТИ.
В цену контракта входят затраты по строительству, технологическому присоединению, устройству наружных сетей, благоустройству, затраты, связанные с вводом в эксплуатацию и иные затраты, необходимые для строительства и обеспечения ввода объекта в эксплуатацию.
В материалах дела имеются разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, расположенных по адресам: г. Москва, п.Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17 (том 2, л.д. 25-90).
Исполнение обязательств сторонами по контракту подтверждается также актом от 20.12.2012 г., в котором указано, что участник долевого строительства осуществлял финансирование строительства жилых домов в части 704-х жилых помещений и мест общего пользования, расположенных по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское. При этом не имеет претензий к качеству отделочных работ в передаваемых жилых помещениях и установленному оборудованию, а также к площади и расположению жилых помещений (том 1, л.д. 14).
Истец указал, что ответчик не выполнил обязательства по обеспечению объекта (жилых помещений в домах) системой инженерной инфраструктуры, а именно, имеющаяся трансформаторная подстанция мощностью 650 кВА, обслуживающая дома жилого комплекса "Благодать" и коттеджный поселок "Пушкино" и от которой также запитаны водозаборный узел и очистные сооружения, подключена по временной схеме.
Теплоснабжение квартир осуществляется от индивидуальных газовых котлов с электрическим управлением, установленных в каждой из квартир.
Кроме того, не сданы в эксплуатацию и не оформлены в установленном законом порядке в собственность водозаборный узел (ВЗУ) и локально-очистные сооружения (ЛОС), внешние сети.
Данные обстоятельства приводят к возникновению аварийных отключений электроснабжения, прекращению водо- и теплоснабжения.
Арбитражным судом г.Москвы по делу N А40-73671/15 по иску Администрации поселения Филимонковское к ООО "ВИП-СтройИнжиниринг" об обязании выполнить технические условия на технологическое присоединение, установлено следующее:
1. Строительные работы выполнены ООО "ВИП-СтройИнжиниринг" с грубым нарушением проектной документации в части укладки теплоизоляционного слоя, отсутствует пароизоляция на чердачных помещениях;
2. Дефекты - протечки в жилых помещениях (30%) на трех этажах во всех 22- домах, которые построены ответчиком и переданы истцу;
3. В построенных жилых домах возникают постоянные перебои с электроснабжением, с подачей водоснабжения, страдает водозаборный узел;
4. Застройщиком не выполнены технологические условия на технологическое присоединение к сетям ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" энергопринимающих устройств перед истцом - МЧС России о переводе энергоснабжения поселка на постоянную схему энергоснабжения. ООО "ВИП- СтройИнжиниринг" не подведена высоковольтная линия к трансформаторной подстанции, которая находится в неработающем состоянии. Электроснабжение ЖК "Благодать" производится по временной схеме, воздушной электросиловой линией мощностью на 400 кВт, потребление мощности ВЗУ и ЛОС - 80 кВт, отопление мест общего пользования -160 кВт.
Следовательно, запас мощности на 717 жилых квартир всего 160 кВт, чего недостаточно и может привести к аварийной ситуации.
Подобная ситуация имела место 11.01.2014 г., когда жилой комплекс был полностью обесточен.
5. Застройщиком - ООО "ВИП-СтройИнжиниринг" в ОАО "Мосводоканал" не переданы водозаборный узел и локально- очистные сооружения (ВЗУ и ЛОС).
6. Отсутствуют акты разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности.
7. ЖК "Благодать" запитан от трансформаторной подстанции, принадлежащей частному лицу и расположенной на территории поселка НПИЗ Пушкино-1 в поселении Филимонковское.
Не исполнение застройщиком обязательств по оборудованию построенного объекта инженерной инфраструктурой, в т.ч. электроснабжением (электроснабжение осуществляется по временной схеме, не согласованной с ОАО "МОЭСК"), водоснабжения (объект водоснабжения (ВЗУ) построен и эксплуатируется без разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), объекта водоотведения хозяйственно-бытовой канализации (ЛОС, построен и эксплуатируется без разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) подтверждается: - протоколами выездных совещаний по вопросу неблагоприятной санитарно- эпидемиологической обстановки, проведённых Департаментом развития новых территорий г. Москвы с участием ООО "ВИП-СтройИнжиниринг": N ДРНТ -2-2960/5 от 12.08.2015, N ДРНТ -2-2940/5 от 10.08.2015, N ДРНТ -2-2908/5 от 07.08.2015, NДРНТ -2-2827/5 от 31.07.2015; - Актом проверки Государственной жилищной инспекцией г. Москвы от 13.02.2015 г.
Также судом по делу N А40-73671/15 установлено, что на совещании Главы администрации поселения Филимонковское, которое состоялось 30.07.2015 г., по вопросу состояния и эксплуатации инженерных сетей и оформления земельных правовых отношений в поселке "Благодать", были приняты следующие решения: - обратиться к ООО "ВИП-СтройИнжинириг" с требованием по организации обслуживания и содержания указанных территорий, либо о передаче земельного участка в собственность города Москвы; - обязать ООО "ВИП-СтройИнжинириг" выполнить технологическое присоединение к электросетям, к работам приступить не позднее 06.08.2015 г.; - передать объекты ВЗУ и ЛОС в ОАО "Мосводоканал", после сдачи в эксплуатацию и предоставления в администрацию всей имеющейся технической документации. Материалами настоящего дела подтверждается, что по результатам совместного совещания ответчик письмами от 30.10.2013 г. исх. N 354, от 16.12.2013 исх. N 401, направленными в адрес истца, принял на себя обязательства, в том числе: - передать поселковые сети водопровода, канализации, ВЗУ и ЛОС на баланс ОАО "Мосводоканал".
После оформления отношений ООО "ВИП-СтройИнжинириг" с "Мосводоканал" управляющая компания в поселке "Благодать" организует систему договорных отношений между жителями поселка и поставщиком услуг, - проработать вопросы о заключении субабонентского договора между ОАО "Мосэнергосбыт" и управляющей компанией (том 1, л.д. 38, 39).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 г. по делу N А40-62536/13 по иску ООО "ВИП-СтройИнжиниринг" к ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" о взыскании денежных средств по государственному контракту N 89 от 23.09.2009 г. установлено, что правовая природа государственного контакта от 23.09.2009 N 89, с учетом того, что он не прошел обязательную государственную регистрацию - это договор купли-продажи создаваемой в будущем вещи (объекта недвижимого имущества), в соответствии с главой 30 ГК РФ, где передача застройщиком жилого помещения (объекта) участнику долевого строительства является реализацией.
С учетом фактической сдачи-приемки объектов недвижимого имущества такой договор нельзя считать незаключенным.
Согласно п. 2, 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциях заводов - изготовителей оборудования, а также в соответствии с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами (п. п. 13, 14 Положения).
Согласно п. 15 Положения наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Пунктом 8.1.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (СанПиН 2.1.2.2645-10) также установлено, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 N 491.
Согласно пп. "а" п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются в числе прочего технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Из пп. "д" п. 2 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно п. 6 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Федеральный закон), установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусмотрено взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, определено понятие коммунальная инфраструктура (п. 2 ст. 2 Федерального закона).
Коммунальная инфраструктура - это совокупность производственных и имущественных объектов инженерно-технического обеспечения, включающая в себя тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвердившими постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83, установлено, что если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) влечет за собой увеличение нагрузки, требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно- технического обеспечения), то взимается плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения, что соответствует требованиям Федерального закона.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Таким образом, лицо, осуществляющее строительство объекта, связанного с увеличением нагрузки, обязано до подключения такого объекта к сетям инженерно- технического обеспечения получить технические условия в организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также произвести оплату за подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
Разрешение на подключение выдается организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, только после выполнения технических условий.
Судебные акты по делам N А40-73671/15, N А40-62536/13 приняты судом по настоящему делу в порядке ст.ст. 16, 69 АПК РФ.
Предметом рассматриваемого контракта является строительство ответчиком объекта (жилых домов), которые должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией, индивидуальным газовым отоплением, газоснабжением, электроснабжением.
На основании п. 3.1 контракта в цену контракта включены затраты по строительству, технологическому присоединению, устройству наружных сетей, благоустройству, затраты, связанные с вводом в эксплуатацию и иные затраты, необходимые для строительства и обеспечения ввода объекта в эксплуатацию.
Учитывая положения пунктов 2.2, 3.1 контракта, суд пришел к выводу, что сторонами согласовано возложение на ответчика выполнение обязательств, а именно, оборудование жилых домов системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией, индивидуальным газовым отоплением, газоснабжением, электроснабжением, а также технологическому присоединению коммуникаций, устройству наружных сетей, благоустройству.
Кроме того, положениями 4.1.7, 4.1 контракта предусмотрено, что в случае выявления недостатков передаваемых (переданных) жилых помещений, устранить их за свой счет в течение 5 рабочих дней в течение гарантийного срока, составляющего для жилых помещений - 5 лет с даты подписания акта приема-передачи жилых помещений в собственность; на технологическое и инженерное оборудование жилых помещений, общего имущества жилого дома - три года с даты подписания первого акта приема- передачи жилых помещений.
Протоколами выездных совещаний по вопросу неблагоприятной санитарно- эпидемиологической обстановки, проведённых Департаментом развития новых территорий г. Москвы с участием ООО "ВИП-СтройИнжиниринг": N ДРНТ -2-2960/5 от 12.08.2015, N ДРНТ -2-2940/5 от 10.08.2015, N ДРНТ -2-2908/5 от 07.08.2015, NДРНТ -2-2827/5 от 31.07.2015, а также протоколом совещания N 5/ЭК от 14.10.2013 г., актом обследования поселка Филимонковское от 25.09.-05.10.2013 г. подтверждается неисполнение застройщиком обязательств по оборудованию построенного объекта инженерной инфраструктурой, в т.ч. электроснабжением, перечислены выявленные недостатки в построенных объектах.
Учитывая, что ответчик свои обязательства, предусмотренные пунктами 2.1, 3.1, 4.1.7, 4.1.8, обнаруженные в течение гарантийного срока, не исполнил, суд пришел к выводу о том, что исковые требования об обязании ответчика ввести в эксплуатацию трансформаторную подстанцию и произвести подключение по постоянной схеме электроснабжения жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17; сдать в эксплуатацию и оформить в установленном законом порядке в собственность водозаборный узел и локально-очистные сооружения, внешние сети для обслуживания жилых домов, расположенных по адресам: г. Москва, п. Филимонковское, ул. Генерала Трошева, дома 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; г. Москва, ул. Героя России Чернышева, дома 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17, подлежат удовлетворению.
Решение в указанной части не обжалуется.
На основании ст. 332 ГК РФ и ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ истцом начислена неустойка в размере 390 818 889 руб. 38 коп. за период с 01.10.2012 г. по 25.12.2015 г.
Истец указал, что на основании дополнительного соглашения N 1 от 17.05.2012 г., согласно которому застройщик обязался передать жилые помещения не позднее 30.09.2012 г., и пункта 3.1 контракта, устанавливающего, по утверждению истца, стоимость затрат за технологическое присоединение, устройство наружных сетей, благоустройство и иные затраты, связанные с вводом объекта в эксплуатацию, составила 357 496 158 руб.
Отказывая в удовлетворении данного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 332 ГК РФ, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с п. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Между тем, пункт 3.1 контракта и дополнительное соглашение N 1 от 17.05.2012 г. не устанавливают отдельную стоимость затрат за технологическое присоединение, устройство наружных сетей, благоустройство и иных затрат, связанных с вводом объекта в эксплуатацию, в размере 357 496 158 руб.
Указанным пунктом предусмотрена общая цена контракта.
Таким образом, Истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ, не доказан размер задолженности, на который начислена неустойка.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 г. N 35 "О последствиях расторжения договора", разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.).
Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора.
Таким образом, решение по настоящему делу является законным и обоснованным, поскольку принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает, что доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном акте.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2016 г. по делу N А40-31490/16 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Б. Чепик |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31490/2016
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление капитального строительства МЧС России", ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России"
Ответчик: ООО "Вип-СтройИнжиниринг"
Третье лицо: Администрация поселения Филимонковское, Администрация поселения Филимоновское, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС России