Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф05-22057/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А40-106500/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГБОУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2016 по делу N А40-106500/16, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ФГБОУ ВО СГМУ (г.Архангельск) к Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: 1) МТУ Росимущество по Архангельской области, 2) Министерство здравоохранения Российской Федерации, 3) ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
Котлов И.А. по доверенности от 25.08.2016; |
от ответчика: |
Уткина В.М. по доверенности от 20.10.2015; Бурыгина И.Л. по доверенности от 11.04.2016; Полевец И.М. по доверенности от 11.04.2016; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБОУ ВО СГМУ (г.Архангельск) (далее- заявитель, Университет) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее- Министерство) о признании незаконным приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 150 от 10.02.2016 г. "О внесении изменений в приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1097".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2016 вышеуказанные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство и ФГБОУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Министерство полагает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющих значение для дела, а выводы, изложенные в решении, противоречат материалам дела и нормам права, регулирующим спор.
ФГБОУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны полагает решение подлежащим отмене по причине несоответствия выводов, изложенных в оспариваемом решении, обстоятельствам дела, а также принятым с нарушением норм процессуального права.
До начала судебного заседания от ФГБОУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, в связи с чем, при отсутствии возражений представителей заявителя и ответчика, спор рассмотрен в порядке ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы Учреждения, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители заявителя поддержали решение суда первой инстанции, возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалоб, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны России был издан приказ от 30 июня 2014 г. N 1097 "О высвобождении и прекращении права оперативного управления федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимым имуществом".
Согласно данного приказа, высвобождение имущества произведено, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных сил Российской Федерации"
По этому приказу было высвобождено и прекращено право оперативного управления на недвижимое имущество, указанное в приложении к этому приказу (далее- Приказ Минобороны России N 1097 от 30.06.2014 г).
ТУ Росимущества в Архангельской области распоряжением от 10 ноября 2014 года N 311-р закрепило за государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации на праве оперативного управления недвижимое имущество, указанное высвобожденное имущество, согласно приложению.
Заявитель принял объекты недвижимости от ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Миноброны России по акту приема-передачи от 15 января 2105 года, также между сторонами был подписан акт приема-передачи по унифицированной форме ОС-1а на каждый объект недвижимости.
В соответствии с требованиями ст.131 ГК РФ право оперативного управления Заявителя на 8 объектов недвижимости было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем получены свидетельства о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 28 - 35).
10 февраля 2016 года Директор департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации издал приказ N 150 "О внесении изменений в приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1097" согласно которому в перечне недвижимого имущества, закрепляемого за ГБОУ ВПО СГМУ (г.Архангельск) Минздрава России, пункты 1-4, 6, 7, 9-11, 14-16 исключены (далее- Приказ N 150 от 10.02.2016 г.).
Таким образом, согласно данного приказа, вместо 12 объектов недвижимости, указанных в Приказе Минобороны России N 1097 от 30.06.2014 г., Министерство обороны РФ передает ГБОУ ВПО СГМУ (г.Архангельск) Минздрава России только 4 объекта недвижимости.
Посчитав указанный Приказ незаконным, Университет обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, обоснованно установил несоответствие оспариваемого акта законодательству, регулирующему спор и факт нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере осуществляемой им деятельности.
Повторно рассмотрев спор, апелляционный суд, вопреки доводам апелляционных жалоб, считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах права и обстоятельствах дела.
При этом суд считает необходимым отметить следующее.
В силу части 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с этим Кодексом (статьи 294, 296).
В статье 296 ГК РФ определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества вооруженных сил Российской Федерации" решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны РФ, принимает Министерство обороны РФ.
Как указано выше, в 2014 году, в отношении спорных объектов Министерство обороны РФ приняло такое решение, что свидетельствует о том, что данное имущество выбыло из ведения Министерство обороны РФ.
Как предусмотрено в статье 299 Кодекса, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений.
Суд первой инстанции верно установил, что спорное имущество является собственностью Российской Федерации, распоряжаться которой уполномочено Министерство здравоохранения Российской Федерации, право оперативного управления этим имуществом было зарегистрировано за Учреждением на основании акту приема-передачи от 15 января 2105 года, акту приема-передачи по унифицированной форме ОС-1а на каждый объект недвижимости.
Обжалуемый приказ, как верно отмечено судом первой инстанции, без каких- либо ссылок на нормативное обоснование, подразумевает обратную передачу недвижимого имущества от Университета в пользу ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны РФ за исключением четырех зданий.
Фактически это не может быть исполнено в силу того, что Министерство обороны Российской Федерации не праве принимать решение о распоряжении недвижимостью бюджетного учреждения, собственником которого является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Учитывая приведенные выше нормы права и обстоятельства дела, коллегия поддерживает вывод суда о том, что ответчик не доказал соответствие оспариваемого приказа нормам права и нарушает права Заявителя, предусмотренные ст.ст.296, 299 ГК РФ.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, поскольку приведенные в них доводы не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Иная оценка собранных по делу доказательств и толкование норм права, изложенные подателями жалоб, не означают судебной ошибки.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2016 по делу N А40-106500/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106500/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф05-22057/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГБОУ ВПО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: Министерство здравоохранения РФ, Министерство здравохранения России, ТУ Росимущество по Архангельской области, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управлени е имущественных отношений МО РФ", ФГКУ Северо-Западное ТУИО Минобороны РФ