Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф05-731/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А40-29395/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2016 г. по делу N А40-29395/16,
принятое судьей Кухаренко Ю.Н.
по заявлению ОАО "РЖД" к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы Государственной
регистрации, кадастра и картографии по Москве N 77/012/058/2015-542 от 16.1.12015г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
об обязании Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве внести запись в ЕГРП о регистрации права собственности,
при участии:
от заявителя: |
Плетнева О.Н. по дов. от 18.07.2016; |
от заинтересованного лица: |
Ходаковский А.В. по дов. от 11.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, Заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 77/012/058/2015-542 от 16.11.2015 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок; об обязании Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести запись в ЕГРП о регистрации права собственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016 г. в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" отказано.
ОАО "РЖД"обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управления Росреестра с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 01.10.2015 г. ОАО "РЖД" обратилось в Управление РОсреестра заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, с кадастровым номером 50:27:0030651:120, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, с/о Щаповский, вблизи д. Сатино-Татарское.
Письмом от 15.10.2015 г. N 77/012/05//2015-542 Управление Росреестрасообщило Заявителю о приостановлении государственной регистрации, а также сообщило о необходимости представления дополнительных документов во исполнение устранений замечаний регистратора.
Согласно представленной в материалы дела расписке Заявитель 12.11.2015 г. представил регистрирующему органу акт на право пользования землей от 22.11.1974 г., письмо от 12.11.2015 г. N Риз-31/12 и решение от 25.10.1974 г. N 1310/23.
Письмом от 16.11.2015 г. N 77/012/058/2015-542 заинтересованное лицо отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявления ОАО "РЖД", суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) при поступлении документов на государственную регистрацию прав проводится правовая экспертиза представленных документов, в том числе проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При проведении правовой экспертизы представленных Заявителем документов были выявлены следующие обстоятельства. С заявлением о государственной регистрации своего права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030651:120 общей площадью 152000 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, с/о Щаповский, вблизи д. Сатино-Татарское в Управление Росреестра Обществом в качестве правоустанавливающих документов были представлены: нотариально заверенная копия Распоряжения от 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р об утверждении сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Российские железные |дороги", Передаточный акт от 30.09.2003 г., подписанный между Государственным предприятием "Люблинский орден Ленина литейно-механический завод" и ОАО "Российские железные дороги", содержащий указание на балансовую стоимость передаваемого имущественного комплекса - 177 888 тысяч рублей, Приложение 1 часть 2 к Передаточному акту на имущество и обязательства Государственного предприятия "Люблинский орден Ленина литейно-механический завод" - состав подлежащего передаче в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги" имущественного комплекса, в котором содержалась информация только об одном земельном участке с площадью 152000 кв.м., расположенном по адресу: Подольский район Московской обл. поселок Курилово, указание на кадастровый номер данного земельного участка отсутствовало, в связи с нахождением его в стадии оформления, его стоимость по расчету на 30.09.2003 составляла 393 984 рублей; информация о земельном участке по адресу: г.Москва, с/о Щаповский, вблизи д. Сатино-Татарское площадью 152 000 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0030651:120 в данном Акте отсутствовала.
Статьей 11.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с нормами статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что земельный участок считается образованным (сформированным), с момента постановки данного земельного участка на кадастровый учет и присвоения ему кадастрового номера. Таким образом, на момент издания вышеуказанных документов (2003 год) земельный участок с адресными ориентирами Подольский район Московской обл. поселок Курилово и площадью 152000 кв.м. образован не был. Кроме этого, как следует из материалов дела, адресные ориентиры с площадью 152000 кв.м. земельного участка, указанного в Приложение 1 часть 2 к Передаточному акту отличались от адресных ориентиров земельного участка, на который заявлено право, т.е. в представленных документах отсутствовало требуемое пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации описание земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030651:120 по адресу: г.Москва, с/о Щаповский, вблизи д.Сатино-Татарское.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, 4 сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков занимаемых объектами недвижимости (зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости) входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законам.
Между тем, при обращении к АИС ГКН (информационная система, отражающая в электронном виде сведения об объектах недвижимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости) Управлением Росреестра установило отсутствие информации об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030651:120.
Кроме того, согласно Передаточному акту от 30.09.2003 г., переданное ОАО "Российские железные дороги" имущество составляло имущественный комплекс Государственного предприятия "Люблинский орден Ленина литейно-механический завод". Однако в Едином государственном реестре прав информация о том, что указанное предприятие является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030651:120 также отсутствовала.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона о регистрации I пунктом 7 Правил ведения Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила ведения ЕГРП), состав номера регистрации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 г. N 765, каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества. Сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона о кадастре сведения из государственного кадастра недвижимости, содержащие уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости, представляются в виде кадастрового паспорта. Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы КП.1 - КП.4. (Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 г. N 831).
В силу нормы пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Однако, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости граница земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030651:120 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В Государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030651:120 отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, а также информация об объектах недвижимости, расположенных на данном земельном участке, что подтверждается помещенным в дело правоустанавливающих документов кадастровым паспортом от 01.10.2015 г. N 77/501/15-1095865, выданным Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве.
В связи с чем, 15.10.2015 г. Управлением Росреестра государственная регистрация была приостановлена сроком на 1 месяц в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, о чем в адрес заявителя было направлено уведомление 77/012/058/2015-542 от 15.10.2015 г.
12.11.2015 г. дополнительными документами Заявителем были представлены: - решение от 25.10.1974 г. N 1310/23 Исполнительного комитета Подольского районного совета депутатов трудящихся Московской области, которым утверждены границы отведенного земельного участка по фактическому пользованию под пионерский лагерь Люблинского литейно-механического завода площадью 15,2 га в границах представленного плана; Акт на право пользования землей, которым Люблинскому литейно-механическому заводу в Подольском района Московской области РСФСР отведено в постоянное пользование 15,2 га земли.
Однако, как следует из материалов дела, в решении от 25.10.1974 г. N 1310/23 отсутствует ссылка на адресные ориентиры земельного участка, а также план границ, на который решении имеется ссылка. В Акте на право пользования землей отсутствует номер и дата документа, инициалы уполномоченного должностного лица, принимавшего решение о закреплении земельного участка на праве постоянного пользования, адресные ориентиры земельного участка, предоставленного в постоянное пользование.
Таким образом, как правильно сочло Управление, а также суд первой инстанции, представленные дополнительные документы не устраняли причин, являвшихся основанием для приостановления государственной регистрации, и не свидетельствовали о возникновении права собственности ОАО "Российские железные дороги", либо Государственного предприятия "Люблинский ордена Ленина литейно- механический завод" на земельный участок по адресу: г.Москва, с/о Щаповский, вблизи д. Сатино- Татарское, площадью 152 ООО кв.м., с кадастровым номером 50:27:0030651:120.
Письмо ОАО "Российские железные дороги" от 12.11.2015 г. N НРИз-31/12 о том, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности ОАО "Российские железные дороги", не могло быть приняты во внимание, поскольку Заявитель не отнесен в органам или организациям, которые вправе предоставлять подобную информацию, так как он не отнесен к органам кадастрового учета, либо органам и организациям ранее осуществлявшим технический учет и инвентаризацию объектов капитального строительства.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и являющиеся в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения и прекращения прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и выданы уполномоченными должностными лицами.
Пункт 3 ст. 1 Закона о кадастре определяет государственным кадастровый учет недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, включая сведения о нахождении объектов недвижимости на земельных участках.
Органом кадастрового учета, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости на территории города Москвы является Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, соответственно только он вправе предоставлять информацию о нахождении каких-либо объектов недвижимости на соответствующих земельных участках, либо органы или организации, ранее осуществлявшие технический учет и инвентаризацию.
Однако, как указывалось выше, в ГКН отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка, а также информация об объектах недвижимости, расположенных на данном земельном участке, и соответственно информация о нахождении объектов недвижимости, перечисленных в вышеуказанном письме ОАО "Российские железные дороги", на спорном земельном участке, что подтверждалось помещенным в дело правоустанавливающих документов кадастровым паспортом от 01.10.2015 г. N 77/501/15-1095865, выданным Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве.
Таким образом, невозможность установления бесспорного факта, что на спорном земельном участке, расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя, не позволяло достоверно утверждать, что правоустанавливающие документы заявителя, выданные в отношении спорного земельного участка, не противоречат вышеуказанным нормам земельного законодательства, и соответственно отвечают требованиям пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации, а сам заявитель, является лицом, в собственность которого должен поступить данный земельный участок.
Поскольку после истечения срока приостановления государственной регистрации, вышеуказанные замечания представленными Заявителем дополнительными документами устранены не были, а полученные ответы на запросы не позволяли утверждать о возникновении права собственности заявителя на спорное имущество в соответствии с нормами действующего законодательства, государственный регистратор был вынужден отказать в государственной регистрации прекращения права собственности Заявителя на спорный земельный участок на основании на основании абзаца 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем решения Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 77/012/058/2015-542 от 16.11.2015 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным и обязании Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести запись в ЕГРП о регистрации права собственности.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2016 г. по делу N А40-29395/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29395/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф05-731/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве