г. Воронеж |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А14-15630/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 20 июля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алферовой Е.Е., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Марахова Я.И. - представитель по доверенности НЮ/9/30/Д от 29.06.2016; Доленко А.Г. - представитель по доверенности N Ю-ВТЦФО-13/Д от 28.02.2017;
от акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2017 по делу N А14-15630/2015 (судья Кострюкова И.В.) по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат", Белгородская область, г. Губкин-11 (ОГРН 1023102257914 ИНН 3127000014) о взыскании 430 415 руб. 38 коп,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - ответчик) о взыскании 170 638 руб. 38 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на железнодорожных путях общего пользования.
11.01.2016 истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 430 415 руб. 38 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на железнодорожных путях общего пользования
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2017 по делу N А14-17213/2015 исковые требования были удовлетворены в полом объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Лебединский ГОК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы заявитель указывает на отсутствие обязанности у ответчика оплачивать плату за нахождение вагонов на путях общего пользования, отсутствие согласованного размера платы. Кроме того вагоны не являются собственность РЖД.
В судебное заседание представитель заявителя апелляционной жалобы не явился, доказательства его надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие в материалах дела доказательств извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, а также заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Судом приобщен к материалам дела поступивший от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отзыв на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 13.10.2014 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Лебединский ГОК" (владелец) заключен договор N 3/22/141452, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги через стрелку N 2 в четной горловине парка "Б", локомотивом владельца (пункт 1 договора).
Договор подписан с протоколами разногласий, урегулирования разногласий.
По условиям пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемо-отправочные (выставочные) пути парка "Б" станции Стойленская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки. По согласованию между перевозчиком и владельцем допускается подача и уборка вагонов локомотивом перевозчика на/с пути станции Лебединский ГОК владельца, но не более 650 вагонов в сутки.
В соответствии с пунктом 8 договора N 3/22/141452 от 13.10.2014 количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемых Владельцу устанавливается не более 65 вагонов, по весу - не более 2 200 тонн брутто. На условиях настоящего договора вагоны подаются контрагентам владельца: ЗАО "Руслайм", ООО "ЛебГОК-РМЗ", ООО "Рудстрой".
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются перевозчику в размере сданной группы. По согласованию между владельцем и перевозчиком в лице начальника станции Стойленская допускается возврат партии вагонов менее сданного количества. вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на приемо-отправочные (выставочные) пути парка "Б" станции Стойленская (пункт 9 договора).
Согласно пункту 12 договора N 3/22/141452 от 13.10.2014 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагонов: общий для всех вагонов - 9,0 час.
На основании подпункта "б" пункта 14 договора N 3/22/141452 от 13.10.2014 владелец уплачивает перевозчику за время нахождения у владельца вагонов перевозчика, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца, - плату за пользование вагонами согласно тарифному руководству N 2.
В апреле 2015 года на станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги, произошла задержка подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, на пути необщего пользования.
По факту простоя вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД" составлены акты общей формы, причиной задержки которых явилось непродвижение ответчиком вагонов на путь необщего пользования. Данные акты подписаны ответчиком с разногласиями.
Ответчику начислено 430 415 руб. 38 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и выставлена претензия от 25.06.2015.
Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошёл по вине ответчика, при этом последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
К отношениям, вытекающим из настоящего спора, подлежат применению положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1 Устава).
Статья 39 Устава (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, действующая с 01.04.2015) устанавливает, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций (часть одиннадцатая).
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая).
Согласно части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учётом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, и в соответствии со статьями 4 и 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", статьёй 6 ФЗ "О естественных монополиях" в его отношении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ценовое регулирование его деятельности, посредством установления цен (тарифов), а также правил их применения.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.2002, регистрационный N 3678, утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
Плата "за время ожидания подачи или приёма вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в Тарифном руководстве как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).
При этом, как следует из письма Федеральной службы по тарифам от 30.03.2011 N СН-2489/10 "Об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры при нахождении на ней подвижного состава", в расчётную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
Данная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ10-1331, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации N КАС11-47 от 24.02.2011 по указанному делу, где было указано, что "в данном пункте заложена плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта".
Согласно пункту 12 Тарифного руководства в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 119-1/4 за время ожидания подачи или приёма вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведённых в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства.
Следовательно, до 07.06.2015 плата начислялась по ставкам п. 12 и таблицы N 9 Тарифного руководства N 2.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015) была утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил её применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утверждённые постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12.
Пунктом 2 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утверждённые постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.
С учетом вышеизложенного, согласование цены данной платы не требует соглашения сторон, как того требовалось до внесения изменений в ст. 39 УЖТ РФ с 01.04.2015.
Апелляционная коллегия считает обоснованным отклонение судом первой инстанции довода ответчика о том, что между сторонами не достигнуто соглашение о взимании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на путях общего пользования, как не имеющее правового значения.
Факты задержки вагонов зафиксированы памятками приёмосдатчика и актами общей формы с указанием причины и времени начала и окончания задержки вагонов в пути, их номеров.
Расчёт платы за пользование вагонами ответчиком не оспорен, контррасчёт не представлен.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неполном исследовании судом первой инстанции обстоятельств, подлежащих выяснению, а именно, отсутствие правовых оснований для начисления платы за пользование вагонами, неприменении к спорным правоотношениям положений Тарифного руководства N 2, подлежат отклонению в связи с вышеизложенным, поскольку все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2017 по делу N А14-15630/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь ст.16,ст.ст.102-112, 266-268,пунктом 1 ст.269,статьями 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2017 по делу N А14-15630/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15630/2015
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Лебединский ГОК"