Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф05-19917/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А40-49418/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Левиной Т.Ю., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2016 года по делу N А40-49418/16, принятое судьей Агафоновой Е.Ю.
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
(ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Гофман О.В. по доверенности от 29.08.2016 г.,
от ответчика: Мустаева В.Я. по доверенности от 25.07.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 36 171 рубль 10 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2016 г. взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) за счет казны Российской Федерации в пользу АО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) убытки в размере 36 171 рубль 10 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом первой инстанции, в период с января по декабрь 2014 года АО "ФПК" предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Челябинской и Оренбургской областях отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила по Челябинской области 34 213 рублей 50 копеек, по Оренбургской области - 1 957 рублей 60 копеек, итого оказано услуг на общую сумму 36 171 рубль 10 копеек; в результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере 36 171 рубль 10 копеек.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира с отрывными талонами.
Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, инициалах пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате отправления, номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, стоимости проезда недополученной.
В соответствии с п.п.17,18 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013года N 473, оформление безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования осуществляется в билетной кассе; при оформлении безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования талоны на право бесплатного и льготного проезда остаются в билетной кассе; по талонам, действительным в течение указанного на них года, оформление безденежных и льготных проездных документов (билетов) производится на поезда отправлением до 31 декабря, а на проезд обратно - до 31 января года, следующего за указанным в талоне.
Согласно Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 г. N 643, перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также выполнение дополнительных работ, связанных с перевозкой пассажиров входит в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются Федеральной службой по тарифам; тарифы, сборы и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок установлены в соответствии с международными договорами Российской Федерации. недополученная стоимость проезда льготных категорий граждан является для истца убытками.
В силу п. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Исходя из п. 3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ предусматривает, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 г. натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона "О ветеранах" были заменены ежемесячными денежными выплатами; прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ: Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдова, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины 12.03.1993 г. заключено Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время (далее по тексту -Соглашение).
Исходя из Соглашения инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств- участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно); инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге; сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
В силу норм ст.ст. 3, 6, 7 Соглашения, участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом; обязанность транспортных организаций обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания; основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
Исходя из норм ст. 7 ГК РФ следует верховенство международных договоров Российской Федерации по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству.
В силу норм ст. 13 АПК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
Из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ГК РФ.
Суд первой инстанции правомерно определил, что обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета выпадающих доходов транспортной организации возникает из международного Соглашения от 12.02.1993 г., предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, правомерен вывод суда первой инстанции, что предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 г. льготы являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Согласно нормам ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993 г., установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд правомерно взыскал с ответчика за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в сумме 36 171 рубль 10 копеек. Согласно расчета истца, который проверен судом и признан обоснованным, с чем согласился апелляционный суд.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, полагает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
С 01.01.2005 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004г.N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Между тем, Российская Федерация, в силу участия в действующем межгосударственном соглашении от 12.03.1993 г., не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот гражданам стран, являющихся участницами упомянутого соглашения.
Согласно статьям 6 и 7 межгосударственного соглашения от 12.03.1993 г. транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в этом соглашении, независимо от места их проживания на основании листов талонов на льготный проезд, выданных другими странами по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд; сохранены также сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50 - процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 г., подтверждается данными продажи билетов автоматизированной системы "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно), номере билета, номера терминала, через который продан билет, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром суммы, размере неполученных средств; согласно реестру оформленных проездных документов АСУ"Экспресс", АО "Федеральная пассажирская компания", в период с января по декабрь 2014 года АО "ФПК" предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Челябинской и Оренбургской областях отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г.
Использование указанной системы для продажи проездных билетов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473.
Из пункта 17 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира; при этом необходимо отметить, что по общему правилу (статья 7 Соглашения) основанием для приобретения льготного проездного документа является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В решении от 24.06.2003 г. N 01-1/2-03, Экономический Суд Содружества Независимых Государств в рамках своих полномочий (п.п. 5,16 Положения об экономическом Суде СНГ), дал официальное толкование применения статей 2, 3, 4, 7 Соглашения, согласно которому, в период действия сезонных льгот количество поездок инвалидам ВОВ, лицам, приравненным к ним, не ограничивается; документом, служащим основанием для предоставления сезонных льгот, является только удостоверение инвалида ВОВ, в связи с чем, оформление льготных проездных документов в период с 01 октября по 15 мая указанным категориям граждан (сезонные льготы) осуществляются без талона.
В соответствии с преамбулой Соглашения, целью его является взаимное признание государствами - участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны на льготы по проезду, независимо от их места жительства, что означает, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам, должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и передвижении из одного государства в другое.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в определении Верховного суда Российской Федерации от 24.07.2015 г. N 305-ЭС15-8213.
Соглашение от 12.03.1993 г. является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Обязанность государства по возмещению транспортной организации понесенных расходов в связи с предоставлением льготного проезда инвалидам и участникам Великой Отечественной войны возникает из Соглашения.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г. является нормативным актом (международным договором), исполнение которого является обязательным в данной ситуации всеми субъектами - перевозчиком (АО "ФПК"), льготной категорией лиц (льготникам) и органами власти (Министерство финансов Российской Федерации).
АО "ФПК" был предъявлен иск о взыскании убытков, связанных с оказанием услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы, что указанная льгота была отменена внутренним законодательным актом Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом, так как противоречит нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике, в том числе, Верховного Суда Российской Федерации, согласно определениям: от 08.04.2016 г. N 305-ЭС15-20067 по делу N А40-212276/2014, от 13.05.2016 г. N 305-ЭС16-6554 по делу N А40-143947/2015, от 22.03.2016 г. N 305-ЭС16-1077 по делу N А40-26851/2015, от 31.03.2016 г. N 305-ЭС16-1430 по делу N А40-67643/2015.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что Российская Федерация в лице Минфина не устанавливала льготы отдельным категориям граждан на льготный проезд железнодорожным транспортом межгосударственного сообщения и не принимала на себя обязательства по финансированию расходов, связанных с представлением такого проезда неправомерен и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Подписав Соглашение, Российская Федерация установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет федерального бюджета.
Довод заявителя апелляционной жалобы на то, что истец самостоятельно, своим решением установил дополнительные преимущества по проезду для отдельных категорий граждан, прямо противоречит статье 6 Соглашения, обязавшей транспортные организации обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В п. 2 ст. 9 АПК РФ прямо указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2016 года по делу N А40-49418/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49418/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф05-19917/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания, АО "Федеральная пассажирская компания", АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Южно-Уральского филиала, АО в лице Южно-Уральского филиала "Федеральная пассажирская компания
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации