г. Красноярск |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А33-4168/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Магда О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.
при участии:
от истца - муниципального образования город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске: Покидышевой М.В., представителя по доверенности от 28.03.2017 N 830,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Щепетевой Марии Михайловны на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" мая 2017 года по делу N А33-4168/2017, принятое судьёй Тимергалеевой О.С.
установил:
Муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - истец) (ИНН 2463024242, ОГРН 1022402148020) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Щепетевой Марии Михайловне (далее - ответчик, Щепетева М.М.) (ИНН 246303429802, ОГРН 309246809600095):
- об обязании произвести снос временного сооружения, общей площадью 47,80 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (ост. БСМП), обозначенным под номером 4263 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, предоставленным ИП Щепетевой М.М. на основании договора на размещение временного сооружения от 27.04.2015 N 1597, в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда;
- о предоставлении истцу права на основании части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно осуществить снос временного сооружения, общей площадью 47,80 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (ост. БСПМ) за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.03.2017 возбуждено производство по делу. Предварительное судебное заседание назначено на 05.04.2017, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Департамент градостроительства администрации города Красноярска, Администрация города Красноярска.
Решением от 21.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что, с учетом изменения действующего законодательства в настоящее время, после включения объекта в схему нестационарных торговых объектов, основания для удовлетворения требования истца отсутствуют, поскольку наличие действующего договора аренды земельного участка не требуется.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 25.07.2017.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ООО "О.В.К.-Ком" (владелец) подписали договор на размещение временного сооружения от 27.04.2015 N 1597, согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 4263 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, (далее - схема) по адресу: Октябрьский район, ул.Забобонова - ул.Крупской, остановка БСМП, и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливается до 01.01.2017.
В силу пункта 1.3 условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора, а именно с 18.08.2011.
Согласно пунктам 3.2.2. договора администрация вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
3.2.2.1. Если владелец в течение срока, установленного пунктом 2.2.1. не заключен договор аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
3.2.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме.
3.2.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику сооружения.
3.2.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 3.2.2.1 - 3.2.2.5 договор считается расторгнутым (пункт 5.2. договора).
Дополнительным соглашением от 08.09.2015 N 4271 к договору на размещение временного сооружения от 27.04.2015 N 1597 стороны договорились по тексту договора слова "общество с ограниченной ответственностью "О.В.К.-Ком" заменить словами "индивидуальный предприниматель Щепетева М.М." (пункт 1).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Щепетева М.М. 16.10.2015 подписали договор аренды земельного участка N 1655, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 0100229:0064, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (ост. БСМП), (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 90,5 кв.м. земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок аренды участка устанавливается с 08.09.2015 по 07.08.2016 (пункт 2.1. договора).
В силу пункта 6.2 договора по окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Согласно пункту 6.5 договора продление срока аренды участка возможно по соглашению сторон. Для продления срока аренды арендатор обращается с соответствующим заявлением не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора, с приложением документа, являющегося основанием для продления срока аренды.
По акту приема-передачи земельный участок передан арендодателем арендатору.
Дополнением от 08.08.2016 N 4043 к договору аренды земельного участка от 16.10.2015 N 1655 срок действия договора продлен до 31.12.2016.
Письмом от 22.09.2016 N 26634 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил индивидуального предпринимателя Щепетеву М.М. о том, что срок действия договора аренды земельного участка от 16.10.2015 N 1655 истекает 31.12.2016. Предложил в срок до 31.12.2016 представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды, в противном случае договор аренды считается расторгнутым по окончании срока действия. Письмо направлено по почте 23.09.2016.
Письмом от 09.12.2016 N 2241-ек Администрация г. Красноярска уведомила индивидуального предпринимателя Щепетеву М.М. о том, что земельный участок по ул. Забобонова, на котором расположено временное сооружение предпринимателя, распоряжением администрации города Красноярска от 30.11.2016 N 6095-недв "О предоставлении МКУ "УДИБ" земельного участка" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", а также сообщила об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 27.04.2015 N 1597 с 01.01.2017 на основании пункта 5.2. договора.
Уведомлением от 12.01.2017 N 50, направленном в адрес ответчика 13.01.2017, Администрация Октябрьского района в городе Красноярске сообщила предпринимателю, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на размещение сооружения - торгового павильона, расположенном по адресу ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, ей необходимо освободить указанный земельный участок путем сноса временного сооружения в течение 30 дней с даты получения данного уведомления.
Представителями Администрации Октябрьского района в г. Красноярске составлен комиссионный акт обследования от 16.01.2017 с приложением фотоизображений о невыполнении ответчиком условий уведомления истца от 12.01.2017 N 50, согласно которому установлено размещение павильона, площадью 43,6 кв.м. по адресу: г.Красноярск, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, павильон функционирует.
Представителями Администрации Октябрьского района в г. Красноярске составлены комиссионные акты обследования от 31.03.2017, от 15.05.2017 с приложением фотоизображений, согласно которым установлено размещение павильона, по адресу: г. Красноярск, ул. Забобонова - ул. Крупской (остановка БСМП), павильон функционирует.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка под павильоном и договор на размещение временного сооружения прекращены, ответчик не освободил участок от временного сооружения, Администрации Октябрьского района в городе Красноярске обратилась в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения исходя из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленных истцом требований.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. на момент обращения истца в суд) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, выявляют факты размещения временных сооружений с нарушением требований настоящего Положения, факты размещения временных сооружений, срок размещения которых истек. Порядок взаимодействия органов администрации города Красноярска при выявлении указанных фактов определяется правовыми актами города.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р "Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске" истцу на момент подачи иска было предоставлено право на обращение в суд.
В соответствии с пунктом 3.8 положения, администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в т.ч. в качестве истцов, по искам об устранении препятствий в пользовании земельными участками, признании имущества бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, взыскании неосновательного обогащения за использование земельных участков, а также о сносе самовольных построек, временных строений и сооружений, расположенных в пределах территории района города. При представлении интересов муниципального образования город Красноярск районная администрация вправе в пределах предоставленных полномочий предъявлять и подписывать иски, обжаловать судебные акты, а также иметь права и нести обязанности, предусмотренные Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации.
Администрация района в городе, на территории которого расположено временное сооружение, управление архитектуры администрации города, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города при получении соответствующих материалов вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о демонтаже временного сооружения.
Следовательно, истец вправе требовать применения избранного способа защиты, поскольку нахождение на спорном земельном участке временного сооружения без законных на то оснований нарушает права собственника земельного участка и Муниципального образования город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске как лица, действующего от имени собственника земельного участка.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
К временным сооружениям относится павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункт 16 пункта 4 Положения N 809).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, по общему правилу продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
Из материалов дела следует, что договор на размещение временного сооружения от 27.04.2015 N 1597, являвшийся основанием для размещения временного сооружения, согласно вышеуказанного Положения, был заключен на срок до 01.01.2017.
Согласно постановлению от 27.11.2012 N 595 срок размещения павильона в схеме установлен по 01.01.2017.
Доказательства включения павильона в схему на новый срок отсутствуют.
Доказательства наличия права размещать павильон, полученное по результатам торгов, ответчиком в материалы дела не представлено.
Представленный в материалы дела договор от 16.10.2015 N 1655 является договором аренды, отношения по которому регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Договор аренды земельного участка от 16.10.2015 N 1655 прекратил свое действие по истечении его срока, согласно правил пункта 6.2 договора.
В материалы дела представлено письмо от 22.09.2016 N 26634, в котором Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил индивидуального предпринимателя Щепетеву М.М. о том, что срок действия договора аренды земельного участка от 16.10.2015 N 1655 истекает 31.12.2016. Предложил в срок до 31.12.2016 представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды, в противном случае договор аренды считается расторгнутым по окончании срока действия. Письмо направлено по почте 23.09.2016.
Доказательства продления договора аренды земельного участка после 31.12.2016 также не представлены.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
Уведомлением от 12.01.2017 N 50, направленном в адрес ответчика 13.01.2017, Администрация Октябрьского района в городе Красноярске сообщила предпринимателю, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на размещение сооружения - торгового павильона, расположенном по адресу ул.Забобонова - ул.Крупской, торговый ряд БСМП, ей необходимо освободить указанный земельный участок путем сноса временного сооружения в течение 30 дней с даты получения данного уведомления.
Согласно пункту 4.9. аренды земельного участка от 16.10.2015 N 1655, при прекращении или расторжении договора арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии, демонтировав временные сооружения за свой счет.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Доказательства возврата объекта аренды и демонтажа временного сооружения в материалы дела не представлены, что подтверждается актами обследования земельного участка от 16.01.2017, от 31.03.2017, от 15.05.2017.
Принимая во внимание, что договор на размещение временного сооружения и договор аренды земельного участка прекращены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том, что временное сооружение общей площадью 47,80 кв.м., расположенное по адресу г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, (ост. БСМП), обозначенного под номером 4263 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска размещено на земельном с учетным номером 0100229:0064, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (ост. БСМП) при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, павильон подлежит демонтажу, а земельный участок подлежит возврату муниципальному образованию г. Красноярск.
На основании вышеизложенного исковые требования об обязании ответчика произвести снос временного сооружения, общей площадью 47,80 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (ост. БСМП), обозначенного под номером 4263 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал в резолютивной части обжалуемого судебного акта на то, что в случае неисполнения решения суда в двухнедельный срок с момента его вступления в законную силу, предоставить истцу право самому осуществить вышеуказанные действия со взысканием с ответчика необходимых расходов.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик ссылается на то, что, с учетом изменения действующего законодательства в настоящее время, после включения объекта в схему нестационарных торговых объектов, основания для удовлетворения требования истца отсутствуют, поскольку наличие действующего договора аренды земельного участка не требуется.
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), регламентирующим отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 10).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. При этом владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
На момент обращения истца в арбитражный суд действовал порядок, утвержденный Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска", который предусматривал в обязательном порядке наличие разрешения на размещения временного сооружения.
Довод ответчика о том, что с учетом изменения действующего законодательства в настоящее время, после включения объекта в схему нестационарных торговых объектов наличие действующего договора аренды земельного участка не требуется, является несостоятельным и не основан на нормах действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что договор на размещение временного сооружения от 27.04.2015 N 1597, являвшийся основанием для размещения временного сооружения согласно вышеуказанного Положения, был заключен на срок до 01.01.2017.
Согласно постановлению от 27.11.2012 N 595 срок размещения павильона в схеме установлен по 01.01.2017.
Доказательства включения павильона в схему на новый срок отсутствуют.
Доказательства наличия права размещать павильон, полученное по результатам торгов, ответчиком в материалы дела не представлено.
Договор аренды земельного участка от 16.10.2015 N 1655 прекратил свое действие по истечении его срока согласно правил пункта 6.2 договора.
Доказательства продления договора аренды земельного участка после 31.12.2016 также не представлены.
Место в схеме размещения нестационарных объектов на территории города Красноярска для размещения павильона, является обезличенным, в связи с чем, ответчик вправе претендовать на получение данного места под размещение, принадлежащего ему павильона, в порядке, предусмотренном Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При возникновении спорной ситуации оценке подлежат обстоятельства, с которыми субъект предпринимательской деятельности связывает возникновение своего права на размещение такого объекта, прежде всего, правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка, наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.
Названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
Таким образом, включение торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов само по себе не освобождает собственника такого объекта от обязанности оформить права на занятый объектом земельный участок (его часть) в установленном порядке и не подменяет собой правоустанавливающие документы на землю.
Более того, как уже было отмечено выше, согласно постановлению от 27.11.2012 N 595 срок размещения павильона в схеме установлен по 01.01.2017. Доказательства включения павильона в схему на новый срок отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" мая 2017 года по делу N А33-4168/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4168/2017
Истец: Муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске
Ответчик: ЩЕПЕТЕВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Третье лицо: 3ААС, Администрация г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Дкпартамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска, ИП Щепетова М.М., МКУ "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства"