Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А40-226493/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н.,
Судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13.07.2016 г. по делу N А40-226493/2015
принятое судьёй Агафоновой Е.Ю. (шифр судьи 31-1893)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
(ОГРН 1037835069986, г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 18А)
к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 2"
(ОГРН 1117746294126, г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, корп. 149)
о взыскании 8 046 324, 67 руб.
при участии представителей:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Соколов А.Ю. по доверенности от 05.08.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 2" о взыскании 8 046 324, 67 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2016 г. по делу N А40-226493/2015 исковые требования удовлетворены в части возмещения расходов на устранение недостатков в размере 2 841 916, 81 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 22 333 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец не согласился с принятым решением в части отказа в удовлетворении исковых требований, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Истец полагает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В судебное заседание представитель истца не явился.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие третьего истца в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителя ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения ил отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.08.2011 г. между ООО "ТРАНСОЙЛ" (далее - Истец, Заказчик) и ОАО "ВРК-2" (в настоящее время АО "ВРК-2", далее - Ответчик, Подрядчик) был заключен договор N 96-Д на плановые виды ремонта грузовых вагонов, согласно условиям которого ответчик обязался по поручению истца производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих истцу на праве собственности, аренды или ином законном основании по согласованному сторонами пятисуточному графику подачи вагонов в ремонт с указанием рода вагона и вида ремонта.
В рамках указанного договора были произведены плановые виды ремонта 214 грузовых вагонов, находящихся в собственности ООО "ТРАНСОЙЛ".
Согласно пункту 1.3 договора, плановые виды ремонта грузовых вагонов производятся в вагонных ремонтных депо (депо подрядчика). Список депо подрядчика указан в Приложении N 3.
Пунктом 6.1. договора установлено, что гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22-23.11.2007 г. N 47), начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта, формы ВУ-36-М.
В соответствии с пунктами 6.2, 6.3, 6.4, 6.5 договора при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (дефекты), грузовые вагоны направляются в вагонные эксплуатационные депо сети железных дорог или депо подрядчика для устранения выявленных дефектов. Работы по устранению дефекта, возникшего в течение гарантийного срока, оплачивает заказчик, за исключением случаев его устранения в рамках гарантийного ремонта в депо подрядчика. Расходы, понесенные заказчиком по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, заказчик предъявляет и направляет в депо подрядчика, производившему плановый ремонт вагона/отказавшего узла, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.1. договора, путем направления претензии. Депо подрядчика в претензионном порядке возмещает заказчику расходы, возникшие вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока при условии соблюдения Заказчиком порядка, установленного п. 6.4 договора.
Из материалов дела следует, что в связи с технологическими неисправностями, указанные выше вагоны в период гарантийного срока, отцеплены в текущий ремонт в эксплуатационные вагонные депо ОАО "РЖД".
По фактам отцепки вагонов составлены рекламационные акты по форме ВУ-41-М, согласно которым, во всех случаях, виновным признан ответчик.
Текущий отцепочный ремонт указанных вагонов произведен согласно условиям Договора от 14.06.2013 N ТОР-ЦВ-00-32 и стоимости выполненных работ определены эксплуатационным вагонным депо в расчетно-дефектной ведомости на основании фактически выполненных работ по каждому из вагонов.
Временный регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве N 1085/ЦДИ-2011 (далее - Временный регламент), который введен в действие на сети железных дорог с 25.07.2011 г., установил правила проведения рекламационной работы, предъявления и удовлетворения претензий, выставленных на некачественное изготовление, ремонт, различные виды технического обслуживания вагонов вагоностроительным, вагоноремонтным и другими предприятиями вагонного хозяйства различных форм собственности, ведомственной принадлежности, имеющими право на производство перечисленных работ в границах существующей нормативно- технической базы по вагонному хозяйству.
Пунктом 2.1 Регламента установлен состав комиссии служебного расследования причин отцепок данных вагонов. Для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта эксплуатационное вагонное депо (ВЧДЭ) создает комиссию под председательством начальника или его заместителя, в состав которой входят руководитель производственного участка и специалист, ответственный за ведение рекламационно-претензионной работы данного эксплуатационного вагонного депо. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти представитель ВЧДР, представитель компании собственника и представитель поставщика комплектующих и деталей вагона.
Предприятие, изготовившее или отремонтировавшее вагон плановым видом ремонта, а также "Компания-собственник" вагонов самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой руководителей эксплуатационных вагонных депо и "Компанию- собственника" об участии в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали.
В случае неполучения в суточный срок сообщения о выезде представителей ответчика эксплуатационное депо начинает расследование и составление рекламационного акта в одностороннем порядке.
В пункте 2.2 Временного регламента указано, что комиссия, созданная ВЧДЭ, выполняет следующие работы:
- определяет внешнее проявление дефекта и выявляет отказавшие узлы или детали;
- определяет причины возникновения дефекта отказавшего узла или детали;
- определяет порядок дальнейших исследований для выявления конкретной причины и характера дефекта, если причина возникновения дефекта не может быть определена в условиях вагонного эксплуатационного депо;
- определяет возможность восстановления дефектной детали, узла грузового вагона;
- проверяет качество составления рекламационных документов, составленных при расследовании отцепки вагона;
- составляет рекламационный акт формы ВУ-41.
Согласно пункту 2.7. Рекламационный акт предъявляется "Компании- собственнику" и ВЧДР, который в свою очередь может перевыставить затраты на основании претензии "Компании-собственника" заводу-изготовителю, с которым у него имеются договорные отношения.
Из пункта 2.8. при несогласии предприятия, признанного виновным в соответствии с заключением рекламационного акта, дальнейшее рассмотрение разногласий проводится в соответствии с законодательством РФ.
Документов, свидетельствующих об оспаривании ответчиком представленных актов рекламации, в материалы дела не представлено.
Выявленные дефекты устранены эксплуатационными вагонными депо ОАО "РЖД". Устранение дефектов указанных выше вагонов производилось ОАО "РЖД" в соответствии с договором от 14.06.2013 г. N ТОР-ЦВ-00-32 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Стоимость проведения текущего отцепочного ремонта каждого грузового вагона определена в соответствии с условиями Договора от 14.06.2013 г. N ТОР-ЦВ-00-32 расчетным методом с оформлением расчетно-дефектной ведомости, в которой указаны выполненные работы и их стоимость.
Выполненные ОАО "РЖД" работы по устранению выявленных дефектов на сумму 2 841 916, 81 руб. оплачены истцом, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела платежные поручения.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии, копии которых представлены в материалы дела, с требованием возместить расходы по устранению дефектов вследствие некачественно выполненного ремонта, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Таким образом, в результате некачественно выполненных работ депо АО "ВРК-2", ООО "ТРАНСОЙЛ" понесло расходы в размере 2 841 916, 81 руб.
В соответствии со статьей 721 Гражданского кодекса РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором пользования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В силу статьи 722 Гражданского кодекса РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 724 Гражданского кодекса РФ установлено право заказчика на предъявление требований, связанных с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса РФ установлены виды требований, которые может предъявить заказчик при ненадлежащем качестве подрядных работ, а именно: требования о безвозмездном устранении недостатков, о соразмерном уменьшении цены работы, о возмещении своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
По смыслу названной нормы, требование о возмещении своих расходов может заявляться заказчиком подрядчику в случае, если заказчик самостоятельно, в том числе, и путем привлечения третьих лиц, устранил недостатки, допущенные подрядчиком, и понес в связи с этим расходы.
Факт устранения ОАО "РЖД" допущенных подрядчиком недостатков выполненных работ подтверждается материалами дела.
Несение истцом расходов по оплате данных работ подтверждается платежными поручениями.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании расходов в связи с оплатой истцом работ по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных ответчиком работ по указанным вагонам в общей сумме 2 841 916, 81 руб.
Отказывая в удовлетворении части исковых требований на сумму 2 092 729, 03 руб. в связи с пропуском истцом срока исковой давности, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (п. 1 ст. 197 ГК РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 725 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год.
В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 г. N 15 и Пленума высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" в случае пропуска стороной срока исковой давности и отсутствия уважительных причин для восстановления этого срока, при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Из материалов дела следует, что самая поздняя отцепка из указанных вагонов была произведена в октябре 2014 года. Исковое заявление согласно штампу канцелярии суда подано в суд 23.11.2015 г., то есть с истечением годичного срока с момента оформления актов рекламации.
При указанных обстоятельствах доводы истца о необходимости применения трехлетнего срока исковой давности подлежат отклонению.
Кроме того, судом были признаны обоснованными доводы ответчика, согласно которым требования истца о возмещении за счет ответчика расходов, связанных с заменой деталей на грузовых вагонах не подлежат удовлетворению, поскольку гарантийные обязательства подрядчика по договорам на плановый ремонт вагона не могут распространяться на детали, которые при осуществлении планового ремонта не подвергались замене или ремонту. Заказчику возмещаются расходы именно за выполненные работы по производству текущего отцепочного ремонта, а не стоимость установленных при ремонте вагонов деталей, вследствие чего истец должен нести бремя оплаты стоимости этих деталей при текущем отцепочном ремонте самостоятельно, в противном случае, это может привести к созданию условий для обновления парка грузовых вагонов истца за счет ответчика.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что стоимость замененной детали по спорному вагону подлежит исключению из общей суммы заявленных расходов, поскольку в случае обнаружения дефекта детали при плановом ремонте вагона, собственник был бы вынужден самостоятельно нести расходы по её замене.
Также истцом не доказана вина ответчика и причинно-следственная связь между допущенным нарушением и возникшими у заявителя расходами на сумму 20 192, 91 руб. (вагоны N N 51725109, 51477867).
Указанные вагоны после ремонта ответчика и до предъявленной в иске отцепки проходили текущий ремонт в ОАО "РЖД" по предъявляемой неисправности.
Согласно ст. 721 Гражданского кодекса РФ, раздела 15 руководящего документа РД 32 ЦВ-056-097, вагонные депо, проводившие отцепочный ремонт вагонов, несут гарантийную ответственность.
Таким образом, гарантийные обязательства по вагонам, подвергшимся промежуточным текущим отцепочным ремонтам возникают у предприятий, осуществляющих указанные ремонты при текущих ремонтах. Поскольку после проведения текущего отцепочного ремонта вагоны были осмотрены и на них выданы соответствующие гарантии, то гарантийные обязательства ответчика не могут распространяться на работы (узлы, детали) проведенные/установленные ОАО "РЖД" на вагон после произведенного ТОР и выполненные после работ ответчика.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2016 г. по делу N А40-226493/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226493/2015
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: АО "ВРК-2", АО ВРК 2