Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2017 г. N Ф05-992/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А40-140379/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Авиакомпания "Сибирь" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2016 по делу N А40-140379/16
по заявлению ПАО "Авиакомпания "Сибирь"
к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Майоров А.Н. по доверенности от 27.06.2014; |
от ответчика: |
Нуриахметова О.С. по доверенности от 17.06.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Авиакомпания "Сибирь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) N 6.7.3-31 от 31.03.2016.
Решением от 17.08.2016 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, объяснения сторон, считает, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
Из обстоятельств дела усматривается, что Ространснадзором в период с 04 по 31 марта 2016 г. проведена внеплановая документарная проверка ПАО "АК "СИБИРЬ", по результатам которой установлено, что при осуществлении деятельности общество нарушает требования п. 2 ст. 102 и пп. 2 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) от 19.03.1997 N 60-ФЗ; пункты 4, 122, 123, 127, 136 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82; пункта 82 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155; пункт 10 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденный Роскомцен N 01-55/306-15 и Минтрансом России N1-ц от 19.02.1993.
В связи выявленными нарушениями Ространсандзор выдал авиаперевозчику инспекторское предписание N 6.7.3-31 от 31.03.2016, согласно которому ПАО "АК "СИБИРЬ" предписывалось устранить выявленные нарушения и принять меры по их недопущению, привести деятельность в соответствие с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации и внести изменения установленным порядком в соответствующие Правила и стандарты компании в части установления тарифов на перевозку сверхнормативного багажа.
Заявитель, посчитав инспекторское предписание N 6.7.3-31 от 31.03.2016, незаконным, нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности и подлежащим отмене, обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно настоящему Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (п. 3 ст. 136 ВК РФ).
В силу пп. "в" п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 нормативные правовые акты, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденный Роскомцен N 01-55/306-15, Минтрансом России N 1-ц 19.02.1993 зарегистрирован в Минюсте России 09.04.1993; регистрационный N 21 (далее - Временный порядок). Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации утверждены приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (далее -Правила-155).
Согласно п. 2 Правил-155 правила устанавливают требования к порядку формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами, взимания сборов.
В соответствии с п. 4 Правил-155 правила распространяются на перевозчиков, лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, и пассажиров.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, авиаперевозчик при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан руководствоваться Правилами-155.
Пункт 82 Правил-155 гласит, что багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.
В результате проверки деятельности общества Ространснадзором выявлено, что при следовании пассажира Симферополь - Москва рейсом S7-164 от 16.02.2016 стоимость билета составила 3000 руб., за перевозку сверхнормативного багажа весом 3 кг дополнительный сбор с пассажира составил 2000 рублей, что не соответствует пункту 82 Правил-155 в части установления тарифа на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.
В обжалуемом инспекторском предписании указано на необходимость соблюдения Заявителем п. 10 Временного порядка.
Так, согласно п. 10 Временного порядка устанавливаются нормы бесплатной перевозки багажа по типам воздушных судов, которые не могут быть ниже: - для пассажиров экономического класса: 20 кг - для самолетов Ил-86, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-30 и вертолетов Ми-ЮК, Ми-8, Ми-6; 10 кг - для самолетов Ан-28, Ан-2, Л-410 и вертолетов Ми-2, Ка-26; - для пассажиров "бизнес" класса на всех типах самолетов - 30 кг.
В изложенном выше пункте Временного порядка не поименовано воздушное судно типа Boeing 738, между тем приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП-82) утверждены нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, которые устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.
Таким образом, авиаперевозчик, применяя указанную выше норму ФАП-82, при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа был обязан руководствоваться, в том числе, пунктом 10 Временного порядка.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.
Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.
В соответствии с частью 2 статьи 64 ВК РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в Области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Таким образом, заявитель обязан предоставить пассажиру воздушного судна право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости выполнения вышеуказанных норм отклоняются, поскольку не основаны на действующем законодательстве Российской Федерации в части формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа.
При этом вопреки доводам жалобы, положения Временного порядка не противоречат нормам ВК РФ и Правилам тарифов и сборов, в части применения багажных тарифов, а лишь уточняют их.
Ссылка апеллянта относительно того, что соотношение стоимости перевозки пассажира и стоимости сверхнормативного багажа Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 не регулируется, подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 64 ВК РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно абзацу 2 пункта 136 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП-82), при перевозке сверхнормативного багажа разница между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.
Пунктом 82 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 предусмотрено, что багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.
Согласно пункту 4 Правил-155 правила распространяются на перевозчиков, лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, и пассажиров.
Таким образом, авиаперевозчик, при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан руководствоваться Правилами-155. Порядок перевозки багажа на внутренних воздушных линиях регламентируется Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП - 85), утвержденным Министерством гражданской авиации 27.11.1985 (далее - РБП).
В соответствии с пунктом 1.3.1. РБП норма перевозки - это перевозка одним пассажиром багажа установленной массы, габаритов.
Согласно пункту 1.3.5 РБП Багаж, перевозимый сверх установленной нормы бесплатной перевозки или не входящий в нее, является сверхнормативным и оформляется за дополнительную плату, взимаемую по багажному тарифу в соответствии с "Правилами применения тарифов..." (платная перевозка).
Исходя из пп. 11 п. 25 ФАП-82 багажа, габариты одного места которого в упакованном виде превышают двести три сантиметра в сумме трех измерений подлежит согласованию с перевозчиком, следовательно, багаж, габариты которого не превышает установленных размеров, должен приниматься к перевозке без согласования с перевозчиком.
В силу пункта 133 ФПА-82 перевозчик может самостоятельно установить вес и габариты ручной клади, но не может уменьшить габариты багажа принимаемого к перевозке, установленные законодательно.
Пунктом 122 ФАП-82 установлено, что пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа). Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира (там же). Перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа (п. 123 ФАП-82).
Как верно отмечено судом первой инстанции, норма бесплатного провоза багажа на рейсах ПАО "Авиакомпания "Сибирь" по билетам, приобретенным с 01.12.2015 Тарифа "Эконом Базовый" (условия тарифа размещены на официальном сайте ПАО "Авиакомпания "Сибирь" http://www.s7.ru/ в системе Интернет и являются условиями договора перевозки): Ручная кладь - 1 место до 10 кг, габариты не более 55x40x20 см; Багаж платный, 1 место до 23 кг - 2000 руб. за сегмент.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, тариф ПАО "Авиакомпания "Сибирь" "Эконом Базовый" ухудшает уровень обслуживания пассажиров, установленный общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.
Так, согласно Приказу Минтранса РФ от 25.07.2007 N 104 "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров", в салоне воздушного судна разрешено перевозить ограниченное наименование предметов и веществ; - если у пассажира "багаж в кабину" (ручная кладь), вес которого ПАО "Авиакомпания "Сибирь" установило в размере 10 кг, отсутствует, или багаж пассажира превышает размеры, установленные для ручной клади, то пассажир не может сдать к перевозке свой багаж бесплатно. Поскольку рассматриваемым тарифом устанавливается лишь одно место багажа, принимаемого к перевозке, постольку пассажир может перевезти только одну сумку и только за дополнительную плату, что является нарушением действующего правового регулирования.
Исходя из изложенных выводов, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.08.2016 по делу N А40-140379/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140379/2016
Истец: ПАО "Авиакомпания "Сибирь", ПАО АК Сибирь
Ответчик: РОСТРАНСНАДЗОР, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта