Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф09-6180/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 июня 2017 г. |
Дело N А76-22479/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Руль-Авто" и Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2017 по делу N А76-22479/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Руль-Авто" - Синенко О.С. (доверенность N 98 от 22.08.2016);
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Попова Н.В. (доверенность N 1/13 от 10.01.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "Руль-Авто" (далее - заявитель, общество, ООО "Руль-Авто") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) о признании незаконными:
1) действий по включению нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0711003:910 по адресу: г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 2, в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости на 2016 год (определенный приказом Министерства от 25.12.2015 N 302-П) (строка N 216), с 25.12.2015;
2) бездействия, выраженного в:
- отказе в исключении нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0711003:910, по адресу: г, Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 2, из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2016 год, ответом от 20.06.2016 N 1/8295 на заявление от 14.06.2016 N 119ю/с;
- отказе в проведении мероприятий по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0711003:910, ответом от 08.08.2016 N 2/10861 на заявление от 03.08.2016 N 158ю/с;
- отказе в исключении нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0711003:910 из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2016 год, ответом от 30.08.2016 N 1/11869 на заявление от 22.08.2016 N 173ю/с.
Также общество просило обязать Министерство в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить нежилое помещение с кадастровым номером 74:36:0711003:910, по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 2, из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости на 2016 год (определенного приказом Министерства от 25.12.2015 N 302-П) (строка N 216), и направить измененный Перечень в электронной форме в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, разместить его на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2017 (резолютивная часть решения объявлена 14.04.2017) требования заявителя удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в отказе в проведении мероприятий по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0711003:910, изложенном в письме от 08.08.2016 N 2/10861 "О рассмотрении обращения". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Также судом взыскано с Министерства в пользу заявителя 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
ООО "Руль-Авто", не согласившись с таким решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить, а заявленные требования в этой части удовлетворить.
В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Обращает внимание на то, что на момент исполнения Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2016 год (далее - Перечень) порядок установления фактического использования зданий и помещений установлен не был. Министерство, руководствуясь ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) могло включить в Перечень только те здания и помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного назначения и бытового обслуживания, либо фактически используются в этих целях. При этом понятие "объект бытового обслуживания" в НК РФ отсутствует. На момент наполнения Перечня кадастровый паспорт спорного помещения отсутствовал, а технический паспорт 1996 года не мог быть применен так как не содержит сведений о размещении в помещении объектов бытового обслуживания и составлен для иного собственника помещения с иными видами деятельности. 20.03.2011 был составлен новый технический паспорт на спорное помещение, которым размещение в помещении объектов бытового обслуживания не предусматривает, и Министерство должно было использовать этот технический паспорт при наполнении Перечня. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), по мнению заявителя, не является основанием для определения назначения помещения, а иных доказательств использования помещения в целях бытового обслуживания не имеется. Порядок определения вида фактического использования зданий утвержден лишь Постановлением Правительства Челябинской области от 29.01.2016 N 35-П (далее - Порядок N 35-П), однако, на момент наполнения Перечня этот порядок Министерством не мог быть применен. В этой связи общество считает, что оснований для включения спорного помещения в Перечень у Министерства не имелось. Также податель жалобу указывает на то, что кадастровый паспорт помещения от 07.06.2016 в строке 5 "Назначение" имеет указание - "нежилое помещение", а сведения о наличии в помещении участка мелкосрочного ремонта содержатся в иной строке. Сведений о фактическом размещении в помещении объектов бытового обслуживания или о фактическом использовании помещения в этих целях кадастровый паспорт не содержит. Помимо этого обращает внимание на наличие в материалах дела карточки на встроенное помещение, которая тоже не содержит указанных сведений. То есть, по мнению заявителя, спорное помещение не подпадает под критерии ст.378.2 НК РФ и не является объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Министерство также не согласилось с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований и обжаловало его в этой части в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции в обжалованной части обстоятельствам дела. В частности, полагает несостоятельным вывод суда о том, что Министерство должно было провести мероприятия по определению вида фактического использования помещения по заявлению общества от 03.08.2016 N 158. Обращает внимание на то, что в силу п.20 Порядка N 35-П должно быть подано заявление об исключении объекта из Перечня, что было сделано обществом путем подачи заявления N 173, по которому Министерством дан ответ об отказе в удовлетворении, что признано судом соответствующим закону. Заявление общества от 03.08.2016 N 158, по мнению Министерства, содержало лишь просьбу провести мероприятия по определению вида фактического использования, что не соответствует п.20 Порядка N 35-П. также Министерство обращает внимание на то, что в настоящее время спорный объект в перечень не включен, а потому удовлетворение требований заявителя в оспариваемой части не приведет к восстановлению его прав.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб и возражали против удовлетворения апелляционных жалоб друг друга.
Представители третьего лиц, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Руль-Авто" создано путем реорганизации ЗАО "Руль-Авто" в форме преобразования, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.01.2015 за основным государственным регистрационным номером 1157448000390 и в качестве правопреемника указанного лица владеет на праве собственности нежилым помещением N 4 (участок мелкосрочного ремонта) общей площадью 2753,7 кв.м. расположенным по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.04.2003 серии 74-АЖ N 002399).
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области заявителю выданы два кадастровых паспорта на указанный объект недвижимости: от 01.06.2016 N 7400/101/16-443234 - на помещение с кадастровым номером 74:36:0711003:536 (предыдущие номера: 38564, 38564:1004/А8А9А10а2), площадью 2763,7 кв.м, по адресу г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д.2; от 07.06.2016 N 7400/101/16-459580 - на помещение с кадастровым номером 74:36:0711003:910 (предыдущие номера: 74:36:00 00 00:00:038564:1004/А8-А10а2, 38564), площадью 2763,7
кв.м, по адресу г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 2.
При этом в кадастровом паспорте от 07.06.2016 N 7400/101/16-459580 кадастровая стоимость помещения определена в сумме 7209863176 руб., а в кадастровом паспорте от 01.06.2016 N 7400/101/16-443234 - в сумме 12286055,99 руб.
Приказом Министерства от 25.12.2015 N 302-П "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости" в| соответствии со статьей 378.2 НК РФ определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2016 год. В строке N 216 Перечня значится принадлежащее ООО "Руль-Авто" помещение с кадастровым номером 74:36:0711003:910, по адресу: г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 2.
Письмом от 14.06.2016 N 119ю/с ООО "Руль-Авто" просило Министерство исключить указанное помещение из Перечня (т.1 л.д. 50-51).
В ответ на это обращение письмом от 20.06.2016 N 1/8295 Министерство отказало ООО "Руль-Авто" в исключении помещения из Перечня (т.1 л.д.52-53).
03.08.2016 ООО "Руль-Авто" обратилось в Министерство с заявлением N 158ю/с о проведении мероприятий по определению вида фактического использования нежилого помещения (т.1 л.д.54).
В ответ на это обращение письмом от 08.08.2016 N 2/10861 Министерство отказало ООО "Руль-Авто" в проведении указанных мероприятий со ссылкой на то обстоятельство, что спорное нежилое помещение уже включено в Перечень (т.1 л.д.55-56).
После размещения на официальном сайте Министерства в августе 2016 приказа Министерства с 12.02.2016 N 31-П "О создании межведомственной комиссии по рассмотрение вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строения сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" ООО "Руль-Авто" вновь обратилось в Министерство с заявлением от 22.08.2016 N 173 ю/с об исключении помещения с кадастровым номером 74:36:0711003:910 из Перечня (т.1 л.д. 57-60).
В ответ на это обращение письмом от 30.08.2016 N 1/11869 Министерство отказало в проведении заседания Комиссии по указанному заявлению в связи с тем, что разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Межведомственной комиссии (т.1 л.д. 61-62).
Полагая, что действия Министерства по включению принадлежащего обществу помещения в Перечень, а также бездействие по отказу в исключении помещения из перечня и в проведении мероприятий по определению вида фактического использования помещения не соответствуют закону и нарушают права общества в сфере экономической деятельности, ООО "Руль-Авто" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия Министерства, выразившегося в отказе в проведении мероприятий по определению вида фактического использования помещения, изложенном в письме от 08.08.2016 N 2/10861. Действия и бездействие Министерства в остальной оспариваемой обществом части признаны судом не противоречащими закону.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей (п.1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (п.2).
Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с этой статьей, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п.1). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном: сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.7). Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (п.9).
Статьей 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции поименованного Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории Челябинской области такой порядок установлен Правительством Челябинской области 29.01.2016 N 35-П, действующий с 02.02.2016. В соответствии с этим Порядком, Министерство является органом, осуществляющим мероприятия по определению вида фактического использования (п.2). Мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов объектов нежилого фонда, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п.3). Для целей этого Порядка используется понятие - объект организации бытового обслуживания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), предназначенные и (или) фактически используемые для оказания бытовых услуг, оснащенные специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания бытовых услуг (п.4). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п.5). Мероприятия по определению вида фактического использования проводятся должностными лицами Министерства в форме обследований объектов нежилого фонда в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к этому Порядку (п.6). Обследование объектов нежилого фонда проводится в соответствии с утверждаемым ежегодно Министерством планом проверок. План проверок подлежит уточнению с учетом вновь выявленных объектов недвижимого имущества (п.8). По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования должностное лицо Министерства, уполномоченное на проведение указанного мероприятия, в срок не позднее 3 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме согласно приложению 2 к этому Порядку (п.14). Информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанных мероприятий размещается на официальном сайте Министерства (п.16). Копия составленного акта представляется Министерством правообладателю объекта нежилого фонда на основании его обращения в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления такого обращения (п.17). В случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования правообладатель объекта нежилого фонда вправе в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о результатах проведения мероприятия по определению вида фактического использования на официальном сайте Министерства обратиться в Министерство с заявлением о пересмотре вида фактического использования объекта недвижимого имущества межведомственной комиссией, образованной при Министерстве (п.19).
Приказом Министерства от 25.12.2015 N 302-П в| соответствии со статьей 378.2 НК РФ определен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2016 год, в строке N 216 которого включено помещение с кадастровым номером 74:36:0711003:910, по адресу: г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 2, определенное в качестве объекта бытового обслуживания.
На момент принятия этого Приказа установленный Правительством Челябинской области 29.01.2016 N 35-П порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений не действовал, в связи с чем при формировании перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2016 год, обследование объекта не проводилось, акт о фактическим использовании объекта для целей налогообложения не составлялся, Министерство руководствовалось имеющейся у него информации о помещении.
Оценив обоснованность включения спорного помещения в Перечень, суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на следующее.
В соответствии с представленными в материалы дела договором купли-продажи помещения от 29.04.1998 (т.1 л.д. 12-14) и свидетельством о регистрации права собственности на это помещений от 17.04.2003 (т.2 л.д.15-16), а также с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 21.09.2015 спорное помещение представляет собой участок мелкосрочного ремонта.
В соответствии с составленным 22.02.1996 техническим паспортом этого же нежилого помещения, помещение предназначено для мелкосрочного ремонта на 50 машин (т.1 л.д. 30-39).
Общество в своей апелляционной жалобе правомерно обращает внимание на то, что приведенный выше технический паспорт составлен органом технической инвентаризации для иного лица (акционерного общества "Челябинск-Лада"). Однако, это обстоятельство не свидетельствует о недействительности содержащихся в техническом паспорте сведений о характеристиках спорного помещения. Информации об изменении таких характеристик с момента составления этого технического паспорта материалы дела не содержат.
При этом в силу Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), услуги по ремонту автотранспортных средств отнесены к бытовым услугам - код 01.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент утверждения Министерством Перечня имелись основания для включения спорного нежилого помещения в Перечень в качестве объекта бытового обслуживания.
На момент рассмотрения обращений общества от 14.06.2016 N 119 ю/с и от 22.08.2016 N 173ю/с Министерство располагало дополнительно кадастровым паспортом помещения от 07.06.2016 N 7400/101/16-459580 (т.1 л.д.21-29), в соответствии с которым спорное помещение также представляет собой участок мелкосрочного ремонта.
То обстоятельство, что в кадастровом паспорте указанная информация размещена не в строке N 5 "назначение", а в строке N 10 "особые отметки: наименование_" (на что ссылается в своей апелляционной жалобе общество), не исключает содержательного значения этой информации.
Иная информация относительно характеристик помещения Министерству представлена не была, в связи с чем основания для исключения этого помещения из Перечня у Министерства отсутствовали.
В этой связи требования заявителя о признании незаконными совершенных Министерством действий по включению нежилого помещения в Перечень и бездействия (действий), выразившегося в отказе исключить этот помещение из Перечня (письма от 20.06.2016 N 1/8295 и от 30.08.2016 N 1/11869), правомерно отклонены судом первой инстанции. Изложенные в апелляционной жалобе ООО "Руль-Авто" возражения в этой части подлежат отклонению.
Таким образом, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции удовлетворены требования заявителя в части признания незаконными действий (бездействия) Министерства, выразившихся в письме от 08.08.2016 N 2/10861 (в ответ на обращение общества на заявление от 03.08.2016 N 158ю/с) об отказе в проведении мероприятий по определению вида фактического использования нежилого помещения.
Согласно п.10 ст.378.2 НК РФ, в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
В силу п.20 Порядка N 35-П в случае изменения вида фактического использования объектов нежилого фонда, в случае неиспользования объекта нежилого фонда, включенного как объект бытового обслуживания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в целях оказания бытовых услуг либо в случае фактического использования по указанному в статье 378.2 НК РФ назначению менее 20 процентов общей площади объектов нежилого фонда правообладатель вправе обратиться в Министерство с заявлением об исключении объекта недвижимого имущества из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного в установленном порядке, которое рассматривается межведомственной комиссией.
То есть, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, обращение правообладателя объекта недвижимости с заявлением об исключении этого объекта из перечня подлежит рассмотрению межведомственной комиссией с проведением мероприятий по определению вида фактического использования помещения.
Между тем, обращение заявителя в адрес Министерства от 03.08.2016 N 158ю/с (заявление "о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения), нежилого помещения") не является заявлением об исключении спорного объекта из Перечня, на что правомерно указано в апелляционной жалобе Министерства.
Из буквального содержания указанного обращения следует, что общество просило провести мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей формирования Перечня.
В ответ на это обращение письмом от 08.08.2016 N 2/10861 Министерство сообщило, что поскольку Перечень уже сформирован и спорный объект в него включен, оснований для проведения мероприятий по определению вида фактического использования помещения в целях формирования Перечня не имеется.
Оснований для применения в настоящем случае положений п.20 Порядка N 35-П и для признания указанных действий (бездействия) Министерства не соответствующими закону не имеется.
Кроме того, как отмечено в решении суда первой инстанции и подтверждено Министерством, приказом Министерства от 29.12.2016 N 280-П "О внесении изменений в приказ Министерства от 25.12.2015 N 302-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости", спорное нежилое помещение исключено из Перечня. То есть оснований для проведения мероприятий по определению вида фактического использования этого помещения на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не имелось, а потому удовлетворение заявленных обществом требований в любом случае не могло привести к восстановлению его прав.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в соответствии с п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя в части признания незаконным бездействия (действий) Министерства, выразившегося в отказе в проведении мероприятий по определению вида фактического использования спорного помещения, изложенн
Учитывая необоснованность требований заявителя в полном объеме, оснований для возмещения ему судебных расходов, понесенных в связи с оплатой госпошлины при обращении с заявлением в суд (3000 руб.) не имеется (ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО "Руль-Авто" излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. по чеку-ордеру от 18.05.2017. В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2017 по делу N А76-22479/2016 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"В удовлетворении требований заявителя отказать.".
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руль-Авто" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Руль-Авто" (основной государственный регистрационный номер 1157448000390) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 18.05.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-22479/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф09-6180/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Руль-Авто"
Ответчик: Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области
Третье лицо: ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска