Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф05-910/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор купли-продажи в отношении нежилых помещений, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
01 декабря 2016 г. |
Дело N А40-15285/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.В. Лаврецкой, Н.И. Левченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамент городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 сентябр
я 2016 года
по делу N А40-15285/16, принятое судьёй В.В. Дудкиным
по иску ООО "Анаид" к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП "Росреестра"
об обязании заключить договор купли-продажи
при участии в судебном заседании:
от истца: Виноградова М.Ю. (доверенность от 12.04.2016)
Аксенов И.В. (доверенность от 12.04.2016)
от ответчика: Шинкарюк А.Ю. (доверенность от 07.12.2015)
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
ООО "АНАИД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ДГИ г. Москвы об обязании ДГИ г.Москвы заключить с ООО "АНАИД" договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 451,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский бульвар, д. 37, ситр.1 (подвал, пом. II, ком. 1,19,22,22а, 23, этаж 1, пом. I, ком. 1,2,2а, 3,4,6-12,12а, 12б, 12в, 13-15, 15а, 15б) по цене 28 829 000 (Двадцать восемь миллионов восемьсот двадцать девять тысяч) руб., без НДС, с рассрочкой платежа на 5 (пять) лет на условиях, предложенных ООО "АНАИД", с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2016 года по делу N А40-15285/16, суд обязал Департамент городского имущества г.Москвы заключить с ООО "АНАИД" договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 451,9 кв.м. (подвал, пом. II, ком. 1,19,22,22а, 23, этаж 1, пом. I, ком. 1,2,2а, 3,4,6-12,12а, 12б, 12в, 13-15, 15а, 15б), расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский бульвар, д. 37, стр.1, по цене 28 829 000 (Двадцать восемь миллионов восемьсот двадцать девять тысяч) руб. 00 коп., без НДС, с рассрочкой платежа на 5 (пять) лет, в соответствии с с предложенным истцом проектом договора купли-продажи.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание положения ст.6 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", согласно которым право на проведение оценки уполномоченным органом субъекта Российской Федерации является безусловным. Суд не учел, что ответчиком произведена не законная перепланировка.
Соответственно, именно собственник спорного имущества устанавливает цену выкупаемого объекта в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав возражения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 15 сентября 2016 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор аренды от 10.08.1995 г. N 04-00671/95, в соответствии с которым истец является арендатором нежилого помещения общей площадью 451,9 кв.м. (подвал, пом. II, ком. 1,19,22,22а, 23, этаж 1, пом. I, ком. 1,2,2а, 3,4,6-12,12а, 12б, 12в, 13-15, 15а, 15б), расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский бульвар, д. 37, стр.1.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ пользуются преимущественным правом при приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости.
Возможность выкупа арендуемого имущества самим арендатором установлена ч. 2,3,4 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
Истец 28.11.2013 г. обратился к ответчику с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества г. Москвы.
Как указывает истец в обоснование иска, истцу отказано в праве выкупа арендуемого помещения на основании якобы существующей перепланировки, не согласованной в установленном порядке.
Однако, площадь помещения на дату подачи заявления о возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества полностью соответствует площади по договору аренды, что подтверждается документами технического учета БТИ от 23.12.2015 г.
Экспертным заключением установлено, что рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 451,9 кв.м. (подвал, пом. II, ком. 1,19,22,22а, 23, этаж 1, пом. I, ком. 1,2,2а, 3,4,6-12,12а, 12б, 12в, 13-15, 15а, 15б), расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский бульвар, д. 37, стр.1, по состоянию на 28.11.2013 г. округленно составляет 28 829 000 руб.
Учитывая вышеизложенное, с учетом представленного экспертного заключения, суд приходит к вводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Экспертным заключением установлено, что рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 451,9 кв.м. (подвал, пом. II, ком. 1,19,22,22а, 23, этаж 1, пом. I, ком. 1,2,2а, 3,4,6-12,12а, 12б, 12в, 13-15, 15а, 15б), расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский бульвар, д. 37, стр.1, по состоянию на 28.11.2013 г. округленно составляет 28 829 000 руб.
Учитывая вышеизложенное, с учетом представленного экспертного заключения, суд приходит к вводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются следующие критерии, при соответствии с которыми в полном объеме, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества только при соответствии критериям, установленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возможность выкупа арендуемого имущества самим арендатором установлена частями 2, 3,4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые согласно части 2 статьи 10 данного Федерального закона, вступают в силу с 01.01.2009.
В силу названной законодательной нормы дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества. При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Федеральным законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно ст. 445 ГК РФ, ст. 148 АПК РФ в целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истцом 25.12.2015 г. в адрес ответчика направлен проект договора купли-продажи арендуемого имущества с предложением о его заключении.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ, цена приватизируемого государственного имущества устанавливается на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. При этом запрета на проведение судебных экспертиз Федеральные законы от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ и от 29.07.1998 N 135-ФЗ не содержат.
Довод ответчика о проведении истцом не закооной перепланировки не нашел своего объективного подтверждения.
Более того, статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ такого критерия права на выкуп, как отсутствие перепланировок выкупаемого имущества не устанавливает.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2016 года по делу N А40-15285/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15285/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф05-910/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО АНАИД
Ответчик: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр) по г. Москве., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП "Росреестра"