г. Москва |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А40-5802/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей: Банина И.Н., Елоева А.М., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамышевой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.06.2016 г.
по делу N А40-5802/16,
принятое судьей Семушкиной В.Н. (шифр судьи 13-50),
по иску Открытого акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания"
(ОГРН 1117536013055, 672006, Забайкальский край, г. Чита, проспект Советов, д.18)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1)
и к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
(ОГРН 1127746460885, 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д.21)
третье лицо: Открытое акционерное общество "Краспригород"
(660075, г. Красноярск, ул.Маерчака, 18 Г)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Жеребцов В.А. по доверенности от 21.12.2015,
Гаджала В.П. по доверенности от 21.12.2015;
от ответчика (1): не явился, извещен;
от ответчика (2): не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации убытков, составляющих потери в доходах за период с 11.04.2012 года по 31.12.2012 года в сумме 5 089 793 руб..
Решением суда от 24.06.2016 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" отказано.
ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации представили письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просят решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (перевозчик) на основании лицензии от 10.04.2012 года N 7506204, выданной Министерством транспорта Российской Федерации, в период с 11.04.2012 года по 31.12.2012 года осуществляло оказание услуг по перевозке 83 129 перечисленных в ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и ч. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу ст. 4 вышеназванного Закона, полномочиями по разработке и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг обладает Российская Федерация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванных Правил, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на неправомерный отказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.12.2012 года исх.N 12-3/3895 в заключении государственного контракта на оказание услуги по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на период с 11.04.2012 года по 31.12.2012 года, оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги в указанный выше период без взимания с них платы за проезд, что подтверждается данными автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс"), и уклонение ответчиков от возмещения понесенных убытков в сумме 5 089 793 руб..
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункта 12 вышеназванных Правил, средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные контракты в соответствии с примерной формой согласно приложению N 2.
Однако истец, в Перечень организаций, осуществляющих перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении в 2012 году (Приложение N 1 к Правилам) не включен. При этом оплата перевозчику по фактическим расходам в отсутствие заключенного государственного контракта нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно указанной статьей Федерального закона N 17-ФЗ установлено, что порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 864 от 29.12.2004 года, которым не предусмотрено заключение государственных контрактов с организациями, не включенными в Перечень.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Возмещение организациям, осуществляющим перевозку граждан пригородным железнодорожным транспортом, сумм потерь в доходах на Минтруд России федеральным законодательством не возложено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.06.2016 г. по делу N А40-5802/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5802/2016
Истец: ОАО Забайкальская пригородная пассажирская компания
Ответчик: Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство трудда и соц. защиты РФ, Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: ОАО "КРАСПРИГОРОД"