г. Москва |
|
06 августа 2018 г. |
Дело N А40-164578/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Б. Расторгуева (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2018 г. по делу N А40-164578/2017, принятое судьей Ереминой И.И. в порядке упрощенного производства
по иску АО "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856, юр.адрес: 105064, г.Москва, ул. Стар. Басманная, д. 12, стр. 1) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) о взыскании ущерба
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "Первая Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании ущерба в размере 433 865 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2018 г. по делу N А40-164578/2017, взыскано с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856) 433 865 руб. 15 коп. ущерба, а также 11 677 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить и вынести постановление об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
По мнению заявителя, Истец не доказал, что возникновение "ползунов" и "выщербин" на спорных колёсных парах возникли из-за неправильных действий Ответчика, а также доказательства того, что причиной образования ползунов явились действия перевозчика, истец не доказал (ст.65 АПК РФ) наличие причинно-следственной связи между действиями перевозчика и образованием "ползунов".
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 21.05.2018 г. на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в период февраль 2017 - апрель 2017 ОАО "РЖД" были забракованы и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений на ремонт вагонов ф.ВУ-23-М принадлежащие АО "ПГК" на праве собственности вагоны, перечень которых приведен в приложении N 1 к иску, по неисправности колёсных пар "выщербина обода колеса" (код неисправности - 107), "ползун на поверхности катания колеса" (код неисправности 106).
Спорные вагоны были отцеплены ОАО "РЖД" в пути следования по причине выявления неисправностей по 107 коду - "выщербина обода колеса" и по 106 коду - "ползун на поверхности катания колеса", угрожающих безопасности движения. В материалы дела представлены справки 2612, согласно которым вагоны были отцеплены по 106, 107 кодам.
Кроме того, истец представил в материалы дела Заключения ФГБОУ ВПО (ИрГУПС, ОмГУПС, УрГУПС) о том, что ползуны и выщербины обусловлены нарушением Перевозчиком Правил технической эксплуатации железных дорог колеи 1520.
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар.
При этом в результате обточки поверхности катания колесной пары она утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса. Таким образом, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникающие в результате обточки колесной пары, а также текущий ремонт колесной пары.
АО "ПГК" понесло затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов по снятию неисправных колесных пар и замене их на исправные, который выполняется перевозчиком - ОАО "РЖД" на основании договора N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В/223/13 от 01.04.2013 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Согласно расчету истца размер ущерба составил 433 865 руб. 15 коп.
Размер понесённых расходов подтверждается комплектом документов (соответствующими актами выполненных работ, расчётно-дефектными ведомостями и платежными поручениями), а также убытки, возникшие в результате обточки колесной пары.
С целью досудебного урегулирования спора Ответчику до обращения в арбитражный суд были направлены претензии, которые оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции посчитал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании 433 865 руб. 15 коп. ущерба.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, что применению в данном споре подлежит Классификатор КЖА 2005 04, а не Классификация неисправностей вагонных колесных пар и их элементов, то есть ссылается на неприменение надлежащего закона, отклоняются апелляционным судом, поскольку именно согласно ст. 270 АПК РФ неприменение надлежащего закона заключается в том, что суд не только не указывает в решении норму материального права, но и разрешает дело вопреки нормам действующего права, а также в тех случаях, когда суд при разрешении дела руководствуется подзаконными актами, изданными ненадлежащими органами или в ненадлежащем порядке либо противоречащими нормативным актам вышестоящих органов, ибо такие нормативные акты не имеют юридической силы. О неприменении надлежащего закона можно говорить также, когда отношения сторон регулируются несколькими нормами права, а суд, применив одну из них, игнорировал остальные.
Все вышеперечисленные обстоятельства отсутствуют.
Суд первой инстанции при разрешении спора применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 105 УЖТ РФ, а также руководствовался подзаконными актами, изданными надлежащими органами или в надлежащем порядке.
Каталог "Классификация неисправностей вагонных колесных пар и их элементов", утв. МПС СССР 28.07.1977, содержит те же унифицированные цифровые коды, которые перечислены в Классификаторе КЖА 2005 04, кроме этого также содержит описание неисправностей цельнокатных колес, а также причины их возникновения. Данная Классификация неисправностей вагонных колесных пар и их элементов в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является действующей и не отмененной Минтрансом России.
Согласно п.2.5.2 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации N ЦВ-ЦЛ-408 (далее - Инструкция осмотрщику вагонов N ЦВ-ЦЛ-408), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50), все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работникам железнодорожных станций к техническому обслуживанию. Приняв вагоны к перевозке, Ответчик до возвращения их Истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей (п. 2.1.1 Инструкции осмотрщику вагонов N ЦВ-ЦЛ-408). Согласно п.2.1.1 данной Инструкции контроль технического состояния вагонов производится осмотрщиками вагонов.
Инструкция осмотрщику вагонов N ЦВ-ЦЛ-408 является нормативным документом, который регламентирует действия работников ОАО "РЖД" по отцепке вагонов в текущий ремонт, а также признаки, при наличии которых вагон должен быть отцеплен в пути следования для установления наличия неисправности и ее причины. Осматривая вагоны движущегося поезда, осмотрщики по внешним признакам выявляют возможные неисправности на поверхностях катания колесных пар, в буксовых узлах, тележках, определяют не отпустившие тормоза отдельных вагонов. При обнаружении на ходу поезда неисправностей или их признаков, осмотрщик фиксирует данные вагоны, заносит сведения в информационную систему ГВЦ ОАО "РЖД" о переводе вагона в нерабочий парк, код неисправности, послужившей причиной отцепки и оформляет уведомление формы ВУ-23 на ремонт вагона. На основании внесенных данных в ГВЦ ОАО "РЖД" формируется справка 2612 (2653) "О выполненных ремонтах вагона".
Спорные вагоны были отцеплены ОАО "РЖД" в пути следования по причине выявления неисправностей по 107 коду - "выщербина обода колеса" и по 106 коду - "ползун на поверхности катания колеса", угрожающих безопасности движения. В материалы дела представлены справки 2612, согласно которым вагоны были отцеплены по 106, 107 кодам.
"Классификация неисправностей колесных пар и их элементов" содержит описание неисправностей колесных пар грузовых вагонов с указанием причин их возникновения (Классификация).
В каталоге неисправностей вагонных колесных пар и их элементов данной Классификации перечислены неисправности цельнокатаных колес:
* в позиции 20 на стр.9 каталога указано: "Ползун (плоское место) глубиной более допускаемой. Основными причинами возникновения указаны следующие обстоятельства: Ползуны могут быть на обоих колесах или на одном колесе (в первом случае они возникают при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона, во втором - в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке. Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов является: неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки тормозной рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива".
* в позиции 22 на стр.11 каталога указано: "Выщербина (выкрошившиеся участки поверхности катания колеса более допускаемых размеров или с наличием в них трещин и расслоений, идущих вглубь металла). Основными причинами возникновения указаны следующие обстоятельства: выкрашивание твердых участков образуется в результате кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам, усталостное разрушение металла под действием многократно повторяющихся контактных нагрузок. Такие трещины развиваются из небольших трещин, образующихся в сильно деформированном поверхностном слое колеса и выкрашивание участков колеса, на которых имеются поперечные термотрещины, образующиеся вследствие нагрева тормозными колодками".
Причины возникновения неисправности определены в Классификации и указывают на вину ОАО "РЖД".
Вагоны, принадлежащие АО "ПГК" на праве собственности, были переданы перевозчику в исправном состоянии и были приняты к перевозке. В момент приема вагонов к перевозке неисправностей на колесах не было, что Ответчик не оспаривает. В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик.
Приняв вагоны к перевозке, Ответчик до возвращения их Истцу несет ответственность за сохранность как вагонов, так и установленных на них узлов и деталей (п. 2.1.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации N ЦВ-ЦЛ-408). Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет ОАО "РЖД". Причиной появления на колесных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары в результате неправильного торможения.
Поэтому именно на Ответчика возлагается бремя доказывания обстоятельств, послуживших причинами неправильного торможения и повреждения колесных пар при эксплуатации (постановление АС МО от 10.07.2017 по делу N А40-177499/2016).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). Таких доказательств ОАО "РЖД" не представило.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов, осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД"). Следовательно, ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар.
При этом в результате обточки поверхности катания колесной пары она утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса. Таким образом, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникающие в результате обточки колесной пары, а также текущий ремонт колесной пары.
АО "ПГК" понесло затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов по снятию неисправных колесных пар и замене их на исправные, который выполняется перевозчиком - ОАО "РЖД" на основании договора N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В/223/13 от 01.04.2013 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2018 г. по делу N А40-164578/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164578/2017
Истец: АО "ПГК", АО "ПГК" в лице Новосибирского филиала
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога