Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А40-84631/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Бодровой Е.В.,
Судей: Кузнецовой Е.Е., Стешана Б.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калюжным А.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ПГК" Ярославский филиал
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2016года по делу N А40-84631/166, принятое судьей Иканиным Д.В.
по иску АО "ПГК" Ярославский филиал
к ОАО "ВРК-2"
о взыскании денежных средств
при участии:
от истца: Патрушева Т.В. дов. от 01.04.2015 г.
от ответчика: неявка, извещен
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратился истец АО "ПГК" Ярославский филиал
к ОАО "ВРК-2" о взыскании денежных средств в размере 40 819, 34 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2016 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с доводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддерживает в заявленном размере.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со статьей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2016 г. исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между Открытым акционерным обществом "Первая грузовая компания" (далее по тексту- Истец, АО "ПГК", Заказчик) и АО "Вагонная ремонтная компания - 2" (далее -Ответчик, АО "ВРК-2", Подрядчик) заключен договор от 01.03.2013 N 1-Д (далее -Договор) на плановые виды ремонта грузовых вагонов.
Пунктом 6.1 договора предусмотрен гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов, который установлен до проведения следующего планового вида ремонта, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М.
В рамках исполнения договоров ответчиком был произведен ремонт 4 вагонов, принадлежащих истцу.
В течение гарантийного срока указанные вагоны были отцеплены перевозчиком по технологическим неисправностям и направлены для устранения дефектов в эксплуатационные вагонные депо ОАО "РЖД".
Перевозчиком составлены акты-рекламации по форме ВУ-41-М, в которых указано, что при осмотре вагонов обнаружены неисправности, возникшие вследствие ненадлежащего выполнения депо ответчика ремонтных работ.
Устранение выявленных дефектов спорных вагонов производило ОАО "РЖД".
Так по вагону 68113745 была установлена неисправность поглощающего аппарата, при этом ответчик произвел оплату в сумме 13 318, 38 руб. неоплаченной осталась стоимость самого аппарата установленного ОАО "РЖД".
По вагонам 67309575, 53002044 трещина/излом боковой рамы, по вагону 68436567 трещина запасного резервуара, частично ответчиком произведена оплата.
Общая сумма убытков, возникших в связи с устранением дефектов, выявленных в период гарантийного срока, составила 40 819 руб. 34 коп.
Истец направил в адрес ответчика претензии, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
По мнению истца, работы по гарантийному ремонту ответчиком выполнены некачественно, что послужило основанием для обращения в суд с требованием о возмещении понесенных расходов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Согласно условий договора, при обнаружении в грузовых вагонах узлов и деталей, не подлежащих восстановлению и ремонту и/или отсутствующих узлов и деталей, обязан составить акт выработки узлов и деталей грузового вагона с указанием причин браковки/замены и произвести их замену и/или установку годных узлов и деталей собственности заказчика.
При постановке вагона в плановый ремонт осматривает вагон на предмет определения предварительного объема работ и оформляет дефектную ведомость формы ВУ-41-М с отражением в ней перечня ремонтных работ.
При обнаружении в грузовых вагонах и деталей, не подлежащих восстановлению, но находящихся на гарантии и ответственности завода-изготовителя, составить акт-рекламацию, известив об этом заказчика.
Расследование причин возникновения неисправности технологического характера было организовано и проведено в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы (далее - Регламент).
Согласно Регламенту результаты расследования оформляются рекламационным актом формы ВУ-41, в котором отражается характер дефекта, причина появления дефекта и определяется виновное предприятие.
Регламентом предусмотрено, что вагоноремонтные предприятия самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагонов и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой руководителей депо о своем участии в расследовании.
Факт причинения истцу убытков по вине ответчика в результате ненадлежащего исполнения им обязательств по ремонту вагонов документально подтвержден актами-рекламациями, документами, подтверждающими оплату ремонта.
В актах-рекламациях в отношении спорных вагонов указано, что вагоны отеплены по технологической неисправности, указан код неисправности, в графе "причина неисправности" указана конкретная причина неисправности со ссылкой на соответствующие руководящие нормативные документы, а также инструкции, принятые Министерством путей сообщения Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", при этом указано виновное лицо.
Акты-рекламации являются документами установленной формы, порядок составления и оформления которых содержится в Регламенте расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы.
Акты - рекламации по форме ВУ-41 оформленные в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства являются однозначным и бесспорным доказательством наступления гарантийного случая. Акт-рекламация формы ВУ-41, составленный комиссионно в установленном порядке компетентной комиссией ОАО "РЖД", является итоговым документом, определяющим причины возникновения дефектов, а также предприятия, виновные в возникновении дефектов. Факты отцепки вагонов по технологическим неисправностям подтверждаются рекламационными актами. Акты-рекламации являются допустимым и достоверным доказательством противоправности, вины и причинно-следственной связи между проведенным подрядчиком ремонтом и выявленными технологическими неисправностями вагона, обусловленные некачественно выполненным ремонтом.
Данная позиция подтверждена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 г. N 304-ЭС15-9073.
При несогласии с заключением рекламационного акта регламентом предусмотрено обжалование акта вагоноремонтным предприятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Между тем ответчиком рекламационные акты формы ВУ-41-М, составленные комиссиями эксплуатационного вагонного депо (ОАО "РЖД"), не оспаривались.
Ответчик не изъявил намерения направить своего представителя для расследования причин отцепки спорных вагонов. Доказательств того, что при расследовании причин возникновения дефектов вагонов были допущены нарушения, в том числе нарушены требования регламента, ответчиком не представлено.
Судом первой инстанции не учтено, что выявление дефектов железной дорогой в процессе эксплуатации вагонов, а не подрядчиком во время осмотра вагона при постановке в плановый ремонт указывает на неисполнение ответчиком договорной обязанности по осмотру вагона и отражению дефекта в ведомости, от осведомленности которых зависит решение истца о целесообразности дальнейшей эксплуатации вагонов с такими дефектами во избежание несения расходов на возможный отцепочный ремонт.
Руководствуясь изложенными выше обязанностями ответчика по плановому ремонту и составленными с участием железной дороги актами-рекламациями формы ВУ-41-М, на основании которых истец предъявляет ответчику расходы и которыми подтверждены неисправности с указанием причины их образования, исключение из числа обязанностей выполнение работы по устранению выявленных дефектов нельзя признать обоснованным, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в полном объеме, расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика, в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 сентября 2016 г. по делу N А40-84631/16 отменить.
Взыскать с акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-2" в пользу акционерного общества "ПГК" 40 819 руб. 34 коп. задолженности, 9 044 руб. 04 коп. госпошлины по иску.
Взыскать с акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-2" в пользу акционерного общества "ПГК" расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Бодрова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84631/2016
Истец: АО "ПГК" Ярославский филиал, АО "Первая Грузовая Компания"
Ответчик: АО "ВРК-2", ОАО вагонная ремонтная компания-2