г. Ессентуки |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А22-4370/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.05.2017 по делу N А22-4370/2016 (судья Челянов Д.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" (ИНН 0803002608, ОГРН 1020800566159)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия
о признании незаконными и отмене постановления и представления,
в отсутствие лиц, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Нефтяная компания "Калмпетрол" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия (далее - управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.12.2016 N П-11.1/09-2016 и представления N П-11.1/09-2016 от 09.12.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.05.2017 в удовлетворении заявленных требовании отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения и вина общества в его совершении доказаны, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренной части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию недр на основании лицензии ЭЛИ 00155 НЭ на право пользования недрами.
На основании приказов руководителя управления от 29.08.2016 N 167 и 30.09.2016 N 200 в отношении общества проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 17.10.2016 N П-11/09-2016.
Кроме того, 17.10.2016 должностным лицом управления в присутствии законного представителя общества в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N П-11.1/09-2016 от 09.12.2016.
В связи с ходатайством конкурсного управляющего Каминова С.Б. от 28.10.2016 N 2-МБ управлением 31.10.2016 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 29.11.2016.
В соответствии с ходатайством конкурсного управляющего Каминова С.Б. от 28.11.2016 N 161 управлением вынесено определение об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении на 09.12.2016.
Управлением в отсутствие представителя общества 09.12.2016 вынесено постановление о назначении административного наказания N П-11.1/09-2016, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившееся в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая, что постановление является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основании для признания постановления незаконным.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, в частности, в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением в условий лицензии и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр.
В соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, правил и норм в области использования и охраны, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 111 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора от 06.06.2003 N 71, уровень годовой добычи нефти и газа, определяется проектным документом на разработку месторождения. Допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и газа от проектной в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
Согласно приложению к Правилам охраны недр, при проектной годовой добыче нефти в объеме до 0, 025 млн. т. размер допустимого отклонения фактической годовой добычи от проектной составляет 50 процентов.
Между тем, Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 утверждены Правила разработки месторождений углеводородного сырья (зарегистрирован в Минюсте России 26.08.2016 г. N 43415).
В приложении к Правилам разработки месторождений углеводородного сырья установлены допустимые отклонения фактической годовой добычи нефти по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте, согласно которым при проектном уровне годовой добычи нефти по месторождению до 0,01 млн.т. включительно допустимое отклонение фактической годовой добычи не регламентируется.
В соответствии с приложением N 3 к лицензии владелец лицензии в пределах участка проводит мониторинг экологической среды.
В соответствии с п. 1 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр, утвержденного Приказом МПР России от 21.05.2001 N 433, государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (далее по тексту - ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
Согласно п. 3 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр основными задачами ГМНС: получение, обработка и анализ данных о состоянии недр; оценка состояния недр и прогнозирование его изменений; своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр; учет состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения; разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов; регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр система ГМСН включает систему углеводородов.
Подсистема мониторинга месторождений углеводородов предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.
Согласно п. 7 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр система ГМСН осуществляется на федеральном, региональном, территориальном (административно-территориальном) и объектном (локальном) уровнях.
Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
В соответствии с п. 8 Положения о порядке проведения государственного мониторинга информационной основой осуществления ГМНС являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологорахведочных работ, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам, объединяемым в государственную опорную, ведомственные, мунициапльные и локальные (объектовые) наблюдательные сети.
Организации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга МПР России.
В соответствии с п. 9 Протокола ЦКР Роснедра от 04.07.2007 N 4019 в новой скважине необходимо выполнить стандартный комплекс геофизических исследований; в продуктивных интервалах разреза осуществить отбор керна и пластовых флюидов. Необходимый объем проведения исследований приведен в таблицах 9 и 9.1.
Создание наблюдательной (режимной) сети наблюдений за состоянием геологической среды в процессе эксплуатации месторождения является требованием проектного документа (п. 4 таблицы 9), срок выполнения постоянно.
Согласно п. 10 Протокола ЦКР Роснедра от 04.07.2007 N 4019 в качестве первоочередной меры, направленной на обеспечение экологической безопасности эксплуатации месторождения следует считать горно-экологический мониторинг, выполнение которого должно осуществляться по специально разработанной программе применительно к данным физико-географическим и горно-геологическим условиям.
Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр, утвержденного Приказом МПР России от 21.05.2001 N 433.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию недр на основании лицензии ЭЛИ 00155 НЭ на право пользования недрами.
В результате плановой проверки управление установило, что общество осуществляет пользование недрами с нарушением ст. ст. 6 и 9 Соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения; пунктов 2.3 и 2.4 дополнения к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ (приложение N 7 к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ); подпункта 2 пункта IV дополнения к лицензионному соглашению (приложение N 3 к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ); пункта 111 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора от 06.06.2003 N 71.
Как следует из текста оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 09.12.2016 N П-11.1/09-2016: общество имеет задолженность по НДПИ в размере 68 413 000 руб.; уровень добычи нефти в 2015 году составил 0,57 тыс. тонн и не соответствует допустимому отклонению фактической годовой проектной добыче (отклонение от проекта составляет 65 % при допустимых отклонениях 50 %); обществом не представлены отчеты по ведению мониторинга геологической среды за 2013,2014 и 2015 годы.
В соответствии со ст. 6 Соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения (приложение N 1 к лицензии) владелец лицензии обязан вносить платежи предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По состоянию на 19.09.2016 общество имеет задолженность по НДПИ в размере 68 413 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.12.2013 по делу N А22-2337/2013 в отношении общества введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Каминов С.Б.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.03.2016 по делу N А22-2337/2013 общество признано несостоятельным (банкротом) в отношении его имущества введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Каминов С.Б.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (ЦКР Роснедра) от 04.07.2007 N 4019 проектный уровень добычи нефти на 2015 составил 1,73 тыс. тонн. Однако фактический объем добычи нефти в 2015 составил 567,7 тонн
Учитывая, что проектный уровень годовой добычи нефти ЗАО НК "Калмпетрол" на 2015 год установлен в размере 1,73 тыс.т. и не превышает 0,01 млн.т. допустимое отклонение фактической годовой добычи не регламентируется.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обществом нарушены допустимые уровни отклонения объема добычи нефти за 2015 год.
Между тем, материалами дела подтверждается, что обществом мониторинг геологической среды в 2015 не проводился, отчет за 2015 год по ведению мониторинга геологической среды обществом не представлялся, что свидетельствует о наличии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.05.2017 по делу N А22-4370/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-4370/2016
Истец: ЗАО Нефтяная компания Калмпетрол
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2809/17