Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2016 г. N Ф05-20250/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 сентября 2016 г. |
Дело N А40-97259/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В.., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Росспиртпром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2016 по делу N А40-97259/16, принятое судьей Суставовой О.Ю. (шифр судьи 108-807)
по заявлению ОАО "Росспиртпром"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1052 от 06.11.2015
при участии:
от заявителя: |
Болдов И.О. по дов. от 14.06.2016; |
от заинтересованного лица: |
Яременко И.В. по дов. от 15.08.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Росспиртпром" (далее - ОАО "Росспиртпром", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее по тексту - заинтересованное лицо, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1052 от 06.11.2015.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела 25.02.2015 обществом представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за январь 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 25 922.890 л. б/с, сумма акциза составляет 12 961 445 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что данные, отраженные в декларации по акцизам за январь 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, согласно которым объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок составляет 161 977.56 л. б/с.
По факту расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС инспекция письмом от 02.03.2015 N 14-12/02638 в адрес общества направила сообщение N 7027 с требованием о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. В ответ на сообщение N 7027 ОАО "Росспиртпром" письмом от 23.03.2015 N 212/03 сообщило, что в связи с выявлением счетной ошибки, направляет уточненную (корректировка N 1) налоговую декларацию по акцизам за исключением табачных изделий за январь 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский". В уточненной (корректировка N 1) налоговой декларации по акцизам за исключением табачных изделий за январь 2015 года по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 25 962.890 л. б/с, сумма акциза - 12 981 445 рублей.
Платежным поручением от 26.02.2015 N 986 ОАО "Росспиртпром" перечислило налог в сумме 20 000 руб. 29.04.2015 ОАО "Росспиртпром" письмом N 288/03 сообщило о том, что в связи с выявлением счетной ошибки направляет уточненную (корректировка N 2) налоговую декларацию по акцизам за исключением табачных изделий за январь 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 73 922.890 л. б/с, сумма акциза -36 961 445 руб. Налог и пени уплачены ОАО "Росспиртпром" платежными поручениями до представления уточненной налоговой декларации.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что данные, отраженные в уточненной налоговой декларации по акцизам (корректировка N 2) за январь 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, согласно которым объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок составляет 178 972.69 л. б/с.
По факту расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС. Инспекцией письмом от 15.05.2015 N 14-12/06530 в адрес ОАО "Росспиртпром" было направлено сообщение N 152 с требованием представления пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. В ответ на сообщение N 152 ОАО "Росспиртпром" письмом от 02.06.2015 N 321/03 представило пояснения и расшифровку в части расхождения между данными, отраженными в уточненной налоговой декларации по акцизам (корректировка N 2) за январь 2015 и данными, отраженными в ЕГАИС.
Также 02.06.2015 ОАО "Росспиртпром" была представлена уточненная (корректировка N 3) налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за январь 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 185 922.890 л. б/с, сумма акциза - 92 961 445 рублей. Налог и пени уплачены ОАО "Росспиртпром" платежными поручениями до представления уточненной налоговой декларации.
Таким образом, ОАО "Росспиртпром" уплатило недостающие суммы налога, пени и предоставило корректирующие декларации по акцизу за январь 2015 после выявления инспекцией неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.
При этом сумма налога по первичной декларации была занижена более чем в 6,2 раза по сравнению с данными отраженными в ЕГАИС, а сумма подлежащего уплате налога перечислена Обществом в бюджет только через 3 месяца после срока его уплаты.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, представленных обществом возражений инспекцией было вынесено решение от 06.11.2015 N 1052 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ОАО "Росспиртпром" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 13 599 227 руб.
Указанный ненормативный акт в соответствии со статьями 101 и 101.2, 139 Налогового кодекса Российской Федерации был обжалован ОАО "Росспиртпром" в Федеральную налоговую службу. Решением по апелляционной жалобе от 19.01.2016 N СА-4-9/464@ ФНС России решение инспекции N 1052 от 06.11.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставило без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. ОАО "Росспиртпром", посчитав, что решение от 06.11.2015 N 1052 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось с заявлением в суд.
Основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта послужил вывод инспекции о том, что обществом при подаче уточненных налоговых деклараций по акцизам за исключением табачных изделий за январь 2015 года по филиалу ОАО "Росспиртпром" "Перозаводский ликероводочный завод "Петровский" не соблюдены условия освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса российской Федерации, поскольку заявитель уплатил налог, пени и представил уточненную налоговую декларацию после направления инспекцией в адрес заявителя сообщения о выявленном неотражении и/или неполноты отражения сведений в налоговой декларации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из обоснованности и доказанности выводов налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизом признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
На основании статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) составляет 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В силу статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагается обязанность вести автоматизированный учет производимой продукции, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 (ред. от 18.03.2014) "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведет единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от 25.08.2006 N 522, ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Организации представляют в ЕГАИС информацию, перечисленную в п. 3 Правил. Для фиксации информации, указанной в пункте 3 Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой (п. 4 Правил).
Согласно п. 9 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет организации в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации.
Таким образом, фиксация данных в ЕГАИС осуществляется самим же заявителем. Работа ЕГАИС направлена на централизованный сбор информации об объемах производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции от всех ее производителей и объектов оптовой торговли.
ЕГАИС фиксирует информацию с целью сопоставления данных объемов производства с оборотами алкогольной продукции, даты составления первичных документов, отправленных в ЕГАИС для фиксации.
В силу подпункта "д" пункта 19 Правил, информация, содержащаяся в единой информационной системе, предоставляется организациям, осуществляющим производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), продукции.
Согласно пункту 20 Правил организациям и сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Для получения информации организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, используя технические средства, направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, используя технические средства единой информационной системы, не позднее 10 рабочих дней со дня передачи организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем указанного запроса направляет им в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям справку по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 N 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, направившей запрос, предоставляются все данные из информации, зафиксированной в единой информационной системе, указанной организации.
Пунктом 2 указанного приказа предусмотрено, что организации, направившей запрос о фиксации производителем в единой информационной системе объемов закупаемых ею или поставляемых ей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукции), предоставляются сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно- транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации): 1) наименование организации (обособленного подразделения) - производителя продукции, ее местонахождение, ИНН, КПП; 2) вид продукции; 3) наименование продукции; 4) предельная вместимость потребительской тары (упаковки), в которую разлита закупаемая, поставляемая продукция каждого вида и наименования; 5) количество (в штуках) закупаемой, поставляемой продукции каждого вида и наименования.
Как установлено судом первой инстанции, у заявителя имелся доступ к системе ЕГАИС, а так же доступ к получаемой из нее информации, в том числе в отношении спорного периода. Программные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяют формировать отчеты, содержащие справочные данные об объемах производства и (или) оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной продукции и спиртсодержащей продукции. Данные отчеты формируется по запросу Пользователя и могут быть экспортированы в форматы MS Excel или PDF.
Таким образом, ОАО "Росспиртпром" было осведомлено о несоответствии отражаемых им в налоговых декларациях данных и данных ЕГАИС.
В связи с изложенным, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, указанные в декларациях сведения были искажены заявителем намеренно с целью занижения налоговой базы по акцизам и, соответственно, суммы налога к уплате в бюджет; данные действия позволили обществу отсрочить уплату значительных сумм налога на 3 месяца без применения каких-либо мер воздействия (принудительного взыскания за счет денежных средств, приостановления операций по счетам) и отражения в его лицевых счетах и справках о состоянии расчетов с бюджетом сумм задолженности, что, очевидно, имело для него как лица, осуществляющего деятельность в сфере торговли алкогольной продукцией, принципиальное значение.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2016 по делу N А40-97259/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97259/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2016 г. N Ф05-20250/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РОССПИРТПРОМ"
Ответчик: МИФНС России N3 по крупнейшим налогоплательщикам, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3