Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2017 г. N Ф07-1531/17 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2016 г. |
Дело N А56-93507/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Паршиной Д.В. по доверенности от 22.01.2016 N 18/3-641;
от ответчика (должника): Морозовой А.О. по доверенности от 31.12.2015 N 06-21/42835; Зыковой А.В. по доверенности от 21.01.2016 N 04-32/01168;
от 3-го лица: Куковеровой О.Н. по доверенности от 29.12.2015 N 01-33/29010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21392/2016, 13АП-21394/2016) Санкт-Петербургской таможни и Северо-Западного таможенного управления Федеральной Таможенной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2016 по делу N А56-93507/2015 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "ЯТИС"
к Санкт-Петербургской таможне
3-е лицо: Северо-Западное таможенное управление Федеральной Таможенной службы России
о признании недействительными требований
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЯТИС" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Ятис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня, таможенный орган) об уплате таможенных платежей от 27.11.2015 N 0618/15/0625, от 27.11.2015 N 0619/15/0626.
Решением суда от 14.06.2016 заявленные требований удовлетворены.
На указанное решение поданы две апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, решение принято судом с нарушением нормам материального права, выводы суда не соответствуют материалам дела.
В апелляционной жалобе третье лицо - Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ) просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемые требования таможенного органа выставлены Обществу правомерно, в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания их недействительными.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представители таможни и СЗТУ поддержали доводы своих апелляционных жалоб, представитель Общества просил оставить жалобы без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах на жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2004 году Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и поместило по ДТ N 10210100/200404/0006339, N 10210100/130504/0007590 под таможенный режим временного ввоза транспортные средства, в том числе три седельных тягача "Scania PI 14 LB4X2LB340", два полуприцепа "Rolfo Sirio Н V. 5.4" и один полуприцеп "Rolfo Formula Arctic" с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147).
Исходя из положений пункта 6 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), товары, помещенные до вступления в силу ТК ТС под таможенный режим временного ввоза, со дня вступления в силу ТК ТС признаются помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" предусмотрено, что в отношении транспортных средств (из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используемых для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении, срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 1 июля 2015 года.
Согласно данному Решению Комиссии Таможенного союза в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза до вступления в силу указанного решения, сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 147 одним из условий предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов является использование временно ввезенных транспортных средств для осуществления международных перевозок товаров.
По результатам проведения в 2015 году Центральной акцизной таможней таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 17.08.2015 N 10009000/400/170815/А0045) установлен факт использования ООО "Ятис" вышеуказанных транспортных средств во внутренней перевозке (дата начала совершения внутренней перевозки - 06.06.2010).
Согласно пункту 3 статьи 282 ТК ТС в отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 282 ТК ТС, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (пункт 5 статьи 282 ТК ТС).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 283 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов подлежат уплате до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае периодичности такой уплаты.
Таким образом, в связи с нарушением ООО "Ятис" условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, выразившимся в совершении внутренней перевозки, в отношении рассматриваемых товаров подлежит применению частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее -Закон) в случае выявления факта неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов до применения мер по их принудительному взысканию таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.
Согласно части 5 статьи 152 Закона требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Выявление фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется структурными подразделениями таможни в результате проведения с использованием системы управления рисками различных форм таможенного контроля в соответствии с возложенными на них функциями.
Согласно части 6 статьи 152 Закона обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
То есть основанием для составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей будет являться соответствующий документ (документы), вынесенный по результатам таможенного контроля, с приложенными к нему имеющимися материалами, подтверждающими изложенные в нем (них) сведения, свидетельствующие о нарушении таможенного законодательства, а также необходимыми для расчета сумм подлежащих уплате таможенных платежей.
Частью 1 статьи 151 Закона установлено, что пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно части 2 статьи 151 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки их уплаты включительно.
На основании вышеизложенного в связи с выявлением нарушения условия полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов Санкт-Петербургской таможней в соответствии с частью 6 статьи 152 Закона составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10210000/280815/0000019 на сумму пеней.
На основании данного акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей Санкт-Петербургской таможней в адрес ООО "Ятис" направлены требования об уплате таможенных платежей от 11.09.2015 N 0618/15/0498, N 0619/15/0499 на сумму пеней.
Расчет суммы пеней в требованиях об уплате таможенных платежей от 11.09.2015 N 0618/15/0498, N 0619/15/0499 произведен с 07.06.2010 (день, следующий за датой начала совершения внутренней перевозки) по день помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10009193/280414/0001552 (дата выпуска 30.04.2014), N 10009193/070514/0001662(дата выпуска 08.05.2014), N 10009193/070514/0001663 (дата выпуска 08.05.2014), N 10009193/290414/0001581(дата выпуска 05.05.2014), N 10009193/130514/0001718 (дата выпуска 14.05.2014).
Решением СЗТУ от 23.10.2015 N 16-03-12/51 требования Санкт-Петербургской таможни от 11.09.2015 N0618/15/0498, N 0619/15/0499 признаны неправомерными и отменены. Основанием для отмены требований вышестоящим таможенным органом послужило то обстоятельство, что расчет Санкт-Петербургской таможней подлежащих уплате пеней произведен от суммы условно начисленных в отношении транспортных средств таможенных пошлин, налогов при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а не от сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от их уплаты.
Таможенным органом на основании акта об обнаружении факта не уплаты таможенных платежей от 28.08.2015 и решения Управления, повторно выставлены требования от 27.11.2015 N 0618/15/0625 по ГТД N 10210100/200404/0006339 на сумму пени за период с 07.06.2010 по 13.05.2014 на сумму 429357,80 руб. и от 27.11.2015 N 0619/15/0626 по ГТД N 10210100130504/0007590 на сумму пени за период с 07.06.2010 по 07.05.2014 на сумму 822067,50 руб.
Не согласившись с правомерностью вышеназванных требований таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частями 1, 2 статьи 151 Закона N 311-ФЗ установлено, что пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
По своей природе пеня относится к мерам государственного принуждения правовосстановительного характера, направленным на понуждение налогоплательщика к исполнению его конституционной обязанности (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 г. N 1572-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае основанием для выставления Обществу оспариваемых требований послужил факт нарушения ООО "Ятис" условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, выразившимся в совершении внутренней перевозки, в отношении рассматриваемых товаров, к которым подлежит применение частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Решением Управления по жалобе ООО "Ятис" на решения, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от 23.10.2015 N 16-03-12/51 установлено, что расчет сумм пени, подлежащих уплате, произведен неверно и требования об уплате таможенных платежей от 11.09.2015 N 0618/15/0498, 0619/15/0499 признаны неправомерными и отменены. Решениями о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов от 27.11.2015 N 10210000/271115/Иск-0618/15, 10210000/271115/Иск-0619/153, в связи с технической ошибкой, допущенной при расчете, исключены пени сумме 211279,43 руб. и 404534,65 руб. соответственно и ООО "Ятис" повторно направлены оспариваемые требования об уплате таможенных платежей.
Пунктом 5 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2011 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с Законом о таможенном регулировании.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что по смыслу приведенных нормативных положений акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей. Таким основанием выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону N 311-ФЗ.
Кроме того, таможней не установлен сам факт наличия у общества недоимки, который мог бы служить основанием к начислению суммы пени, в акте проверки отражена лишь подлежащая взысканию, по мнению таможни, сумма пени.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что таможней решение по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в отношении ООО "Ятис" не принималось.
Ссылки таможенного органа на решение от 17.08.2015 являются несостоятельными, поскольку данным решением таможенный орган только отменяет предоставление полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ДТ N 10210100/200404/0006339, N 10210100/130504/0007590. В решении не указано на выявленный факт неуплаты Обществом таможенных платежей. Данное решение также не названо в качестве основания для выставления оспариваемых требований таможни.
Более того, до момента проведения таможней проверки еще в апреле - мае 2014 года Общество поместило все ввезенные по вышеназванным ДТ транспортные средства под режим выпуска для внутреннего потребления и полностью уплатило в бюджет все ввозные пошлины и налоги.
С учетом вышеизложенного, а также учитывая пропуск таможенным органом трехлетнего срока направления требования об уплате таможенных платежей (пени), следует признать правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для выставления Обществу таможенным органом оспариваемых требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июня 2016 года по делу N А56-93507/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Санкт-Петербургской таможни и Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93507/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2017 г. N Ф07-1531/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "ЯТИС"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня
Третье лицо: Северо-Западное таможенное управление Федеральной Таможенной службы России
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1010/18
17.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30390/17
03.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1531/17
14.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21392/16
14.06.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93507/15