Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2017 г. N Ф07-13069/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: об урегулировании разногласий при заключении договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А26-1693/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Копыловой Л.С., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Керимов А.С. по доверенности от 11.01.2016;
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20797/2016) Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Школа искусств" г. Суоярви на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2016 по делу N А26-1693/2016 (судья Дружинина С.И.), принятое по иску
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Школа искусств" г. Суоярви
к ООО "Карелэнергоресурс"
3-е лицо: ПАО "Единый расчетный центр Республики Карелия"
об урегулировании разногласий
установил:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Школа искусств" г.Суоярви (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 57-006 от 06.11.2015 в части пунктов 3.1.7, 3.1.20, 5.4, 6.3 (с учетом удовлетворенного судом 18.05.2016 ходатайства об уточнении исковых требований).
Решением суда от 17.06.2016 требования были удовлетворены частично, урегулированы разногласия по договору теплоснабжения N 57-006 от 06.11.2015, с принятием спорных пунктов договора в следующей редакции:
- пункт 3.1.7 изложить в следующей редакции: "Обеспечить соблюдение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115".
- пункт 5.4 договора изложить в следующей редакции: "При отсутствии и в случае неисправности узла учёта тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя количество потребленной тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определяется расчётным методом по фактической температуре наружного воздуха за расчётный период на основании данных ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции, согласно Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя", Методике осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, пункты 66,67".
- пункт 6.3 договора изложить в следующей редакции: "Потребитель оплачивает тепловую энергию в следующем порядке:
30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц".
- пункт 3.1.20 исключить.
В остальной части требований отказано.
Истец, обжаловав в апелляционном порядке решение в части редакции пункта 5.4 договора, изложенной в редакции, предложенной судом, просит изменить данный пункт, считая редакцию суда не соответствующей пункту 66 Методики осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.14 N 99/пр (далее - Методика) поскольку такой параметр, как расчетный период, в указанной формуле отсутствует.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что отсутствует необходимость включения в пункт 5.4. договора дополнительных условий, в частности, предложенных истцом в части установления механизма расчет базового показателя.
Настаивая на своей редакции пункта 5.4 договора, в спорный пункт условия о порядке расчета базового показателя тепловой нагрузки, который должен быть указан в договоре, со ссылкой на Методические указания по определению расхода топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий (2002 г.)", на основании которого стороны его рассчитали в Приложении N 1 к договору, податель апелляционной жалобы указывает, что предварительные расчеты потребления тепловой энергии (приложения к договору N 1, 2) произведены, исходя из продолжительности отопительного сезона 240 251 день, тогда как в г. Суоярви, так и в п. Поросозеро, продолжительность отопительного сезона обычно этим показателям не соответствует.
Предложенная истцом редакция, по его мнению, не нарушает ничьих прав, так как не исключает корректировку оплаты как в меньшую, так и в большую стороны.
Редакция суда спорного пункта предполагает количество потребленной тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определять расчетным метолом по фактической температуре наружного воздуха за расчетный период, тогда как пунктом 66 Методики не предусмотрено использование в формуле таких параметров, как фактическая температура наружного воздуха и фактическая температура внутри отапливаемых помещений.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает, что редакция суда и редакция ответчика спорного пункта не содержит каких - либо условий, устанавливающих механизм перерасчета базового показателя тепловой нагрузки.
В судебное заседание 19.09.2016 истец явку представителя не обеспечил, ответчик просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, при этом в отзыве просил изменить решение по спорному пункту и изложить в своей редакции.
Настаивая на своей редакции спорного пункта, с дополнением данного пункта указанием на необходимость при определении температуры воздуха внутри отапливаемых помещений учитывать постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях", ответчик ссылается на необходимость определения за основу как расчетные именно в соответствии с пунктами 9 и 66 Методики ввиду соответствия температурных данных внутри помещений, приведенных В СанПин температурным данным Табл. 2 ГОСТа 30494-2011 Параметры микроклимата по помещениях здания жилые и общественные.
Ответчик считает, что в соответствии с пунктом 9 Методики при применении расчетного метода в договоре указываются источники, из которых принимается информация, необходимая для осуществления коммерческого учета согласованным сторонами методом.
В связи с получением отзыва только в судебном заседании после заслушивания позиции ответчика в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии реплик был объявлен перерыв до 16-00 26.09.2016.
После окончания перерыва рассмотрение дела продолжено в том же судебно составе.
Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил, что поддерживает свою апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения в редакции спорного отпуска проверены судом в соответствии с частью 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик направил истцу для подписания проект договора теплоснабжения N 57-006 от 06.11.2015 (л.д. 17-24), который был подписан истцом с протоколом разногласий (л.д. 25-26), в последующем не согласованным сторонами в окончательном варианте (протоколы согласования разногласия на л.д. 27-30), что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Исковые требования обоснованы статьями 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Правилами организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Третье лицо поддержало позицию ответчика, вместе с тем пояснило, что самостоятельных возражений при заключении договора не имеет, поскольку выполняет лишь функции агента, связанные со сбором платежей.
Поскольку сторонами обжалуется решение в части редакции пункта 5.4 договора, исследованы обстоятельства, связанные с редакцией указанного пункта.
Ответчик является поставщиком тепловой энергии на основании и в соответствии с тарифами на тепловую энергию (мощность) общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (территория оказания услуг, в том числе Суоярвское городское поселение), утверждёнными на спорный период Постановлением Госкомитета РК по ценам и тарифам от 18.12.2014 N 243.
Сторонами не были урегулировали разногласия относительно методики определения объёма потребленной тепловой энергии при отсутствии прибора учета (пункт 5.4).
При рассмотрении дела ответчик настаивает на редакции, изложенной в отзыве на иск: "5.4. При отсутствии и в случае неисправности узла учёта тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя количество потребленной тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определяется расчётным методом по фактической температуре наружного воздуха за расчетный период на основании данных ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции, согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.13 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", Методике осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.14 N 99/пр (далее - Методика), пункты 66, 67. При определении температуры воздуха внутри отапливаемых помещений - постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях".
Необходимость предлагаемой редакции пункта ответчик обосновывал тем, что в пункте 66 Методики для определения количества тепловой энергии одной из составляющей является расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений, порядок применения которой разъяснен в письме Минстроя от 29.01.2016 N 2159-ОД/04.
В свою очередь, истец, не отрицая необходимости расчета количества тепловой энергии на основании названных Правил и Методики, считает необходимым включить в спорный пункт условие о порядке расчета базового показателя тепловой нагрузки, который должен быть указан в договоре, со ссылкой на Методические указания по определению расхода топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий (2002 г.)".
Согласно пунктам 1, 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при отсутствии в точках учета приборов учета, их неисправности и при нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что с позиции данных норм права, а также пункта 22 Правил N 808, согласовываемый сторонами договорный объем поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя представляет собой планируемые к потреблению величины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем.
Такой порядок определен в разделе 4 Правил N 1034. Пунктом 114 Правил N 1034 установлено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Методика осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.14 N 99/пр. В формуле, приведенной в пункте 66 Методики для определения количества тепловой энергии расчётным путем, одной из составляющих является фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчётный период. Пунктом 67 Методики установлено, что пересчет базового показателя тепловой нагрузки производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за отчетный период по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии. Аналогичный пункт содержится в пункте 117 Правил N 1034.
Пункты 114-117 Правил коммерческого учёта тепловой энергии носят императивный характер.
Вместе с тем пунктом 115 Правил N 1034 установлено, что определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
В силу пункта 116 Правил N 1034 в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.
При этом согласно пункту 7 статьи 2 Закона о теплоснабжении тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени, величина которого в силу пункта 2 статьи 8 Закона о теплоснабжении должна быть определена в договоре.
Согласно пояснениям сторон тепловая нагрузка (базовый показатель) рассчитана сторонами и установлена в Приложении N 1 к договору, ее значение и методика расчета согласованы и сторонами не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда в решении, об отсутствии необходимости включения в пункт 5.4 договора дополнительных условий, предложенных истцом, в части установления механизма расчета базового показателя, а также ответчиком в части указания в спорном пункте, что при определении температуры воздуха внутри отапливаемых помещений применяется постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях".
При отклонении редакции ответчика, судом учтено, что, согласно разъяснениям Минстроя России от 06.08.2014 N 15620-ГБ/04 в соответствии с пунктом 1 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
В связи с изложенным, Минстрой России вправе давать разъяснения Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 по вопросам, входящим в компетенцию Минстроя России, а также как орган принявший Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную приказом Минстроя России от 17 марта 2014 г. N 99/пр, вправе давать по ней разъяснения в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями Минстроя России от 29.01.2016 N 2159-ОД/04 (л.д. 85) для определения количества фактически потребленной тепловой энергии, учитывая, что в расчетах (пункт 66 Методики) используется фактическая температура наружного воздуха, объективно необходимо применять данные по фактической температуре воздуха внутри отапливаемых помещений, обязанность по поддержанию микроклимата в которых возложена на руководителя организации.
В случае отсутствия показаний температуры воздуха внутри отапливаемых помещений, либо недобросовестного осуществления прав руководителем организации (предоставление недостоверной информации) должны применяться данные из нормативных источников, определяющих микроклимат в различных организациях (СанПины).
Истец представил в материалы дела доказательства соблюдения названных обязательств: соответствующие приказы по Учреждению, выписку из журнала учета температурного режима, сведения о применяемых приборах измерения температуры. В случае недобросовестного осуществления истцом названных обязательств, ответчик вправе использовать нормативные источники.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что достаточной и соответствующей императивным требованиям названных правовых актов является формулировка пункта 5.4 в следующей редакции: "При отсутствии и в случае неисправности узла учёта тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя количество потребленной тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определяется расчётным методом по фактической температуре наружного воздуха за расчётный период на основании данных ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции, согласно Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя", Методике осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, пункты 66,67".
Данную редакцию суд апелляционной инстанции считает обоснованной и соответствующей, в частности, формуле, приведенной в пункте 66 Методики для определения количества тепловой энергии расчётным путем, одной из составляющих является фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчётный период. Пунктом 67 Методики установлено, что пересчет базового показателя тепловой нагрузки производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за отчетный период по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии. Аналогичный пункт содержится в пункте 117 Правил N 1034.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения редакции пункта 5.4 договора, удовлетворения апелляционной жалобы, а также возражений ответчика, просившего изменить решение и принять спорный пункт в его редакции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы, понесенные при обращении с апелляционной жалобой, оставлены за ее подателем.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2016 по делу N А26-1693/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Школа искусств" г. Суоярви - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1693/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2017 г. N Ф07-13069/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА ИСКУССТВ" Г.СУОЯРВИ
Ответчик: ООО "Карелэнергоресурс"
Третье лицо: ПАО "Единый расчетный центр Республики Карелия", Публичное акционрное общество "Единый расчетный центр Республики Карелия"