г. Москва |
|
23 ноября 2016 г. |
Дело N А40-147158/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2016 г. по делу N А40-147158/16 (147-1280) судьи Дейна Н.В., принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" (далее предприятие) к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением от 31.08.2016 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования и привлек предприятие к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, сделав вывод о том, что в действиях ФГУП "Почта России" имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 г. N 38, было рассмотрено обращение Стазаева М.В. о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП "Почта России". ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276; ИНН 7724261610) является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пп.2.1 и 2.2 Устава ФГУП "Почта России", получение прибыли является основной из целей его деятельности, а оказание всех видов услуг почтовой связи - предметом деятельности.
Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (ст.29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126- ФЗ "О связи" и ст.16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"). 2 Согласно п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В результате рассмотрения обращения было установлено, что ФГУП "Почта России" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание услуг почтовой связи с нарушением п.5 условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 108074 от 11.04.2013 г., выданной Роскомнадзором (далее - лицензия), в соответствии с которой при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. N 418 Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания услуг почтовой связи.
ФГУП "Почта России" в нарушение п. 5 условий лицензии, ст.14 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", п/п. "в" п.46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 г. N 234 отказало в приеме заказного почтового отправления.
По документам, представленным Управлением федеральной почтовой связи (УФПС) Московской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Почта России", установлено, что 11.03.2016 г. в 19 час. 45 мин. Стазаев М.В. обратился в отделение почтовой связи (ОПС) Клин 141606 Химкинского почтамта - обособленного структурного подразделения (ОСП) УФПС Московской области ФГУП "Почта России".
В приеме заказного почтового отправления ему было отказано, как сообщило УФПС Московской области в связи с техническим сбоем программного обеспечения. При этом, по сообщению УФПС Московской области, ему было предложено подождать несколько минут, что не подтверждается информацией, изложенной в его обращении. Подтверждением отказа 11.03.2016 г. в приеме заказного почтового отправления является запись Стазаева М.В. в книгу заявлений и предложений ОПС Клин 141606 и дата в оттиске календарного штемпеля указанного объекта почтовой связи в данной книге. Установлено, что отказ в приеме почтового отправления произошел по вине ФГУП "Почта России"
Административное правонарушение выявлено 30.03.2016 г. В связи с вышеизложенными на основании ч.3 ст.28.3 КоАП РФ заместителем начальника отдела надзора в сфере почтовой связи Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Диденко Т.А. в отношении ФГУП "Почта России" 01.04.2016 г. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией) в отсутствии законного представителя юридического лица (генерального директора ФГУП "Почта России"), уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Считая ФГУП "Почта России" виновным в совершении административного правонарушения, Управление Роскомнадзора по ЦФО обратилось в Арбитражный суд города Москвы о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, является организацией, осуществляющей вид деятельности, определенный Федеральным законом "О связи" - предоставление услуг почтовой связи, на осуществление которой требуется лицензия.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг связи, подлежит лицензированию на основании ст.29 Федерального закона "О связи" (далее - Закон о связи).
Порядок оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации регулируется Федеральными законами и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее ФЗ "О почтовой связи") операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ст.29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее ФЗ "О связи"), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87, согласно п.5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.46 (абзац 1) Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ - Оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (Далее - Закон 176-ФЗ) почтовые отправления это адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция - это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, бандероли и мелкие пакеты.
В соответствии с подпунктом а) пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 г. N 234 "Операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки".
В силу ст.16 (абзац 2) Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Согласно ст.20 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.
Прием и передача почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи осуществляются при обеспечении точного учета передаваемых и принимаемых почтовых отправлений и денежных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
При обнаружении почтовых отправлений с дефектами (расхождение фактической массы с массой, указанной в сопроводительных документах, неисправность упаковки, печатей, перевязи и другие дефекты) оператор почтовой связи обязан оформить и вручить такие почтовые отправления в порядке, предусмотренном правилами оказания услуг почтовой связи. Автомобили, почтовые вагоны, помещения на воздушных и морских судах, а также на судах внутреннего плавания, в которых перевозятся почтовые отправления и денежные средства, должны быть оборудованы так, чтобы исключить возможность доступа к ним посторонних лиц.
Помещения, в которых осуществляются обработка почтовых отправлений и хранение денежных средств, должны быть оснащены необходимым оборудованием и средствами охранно-пожарной сигнализации, а также должны соответствовать правилам технической укрепленности.
В целях обеспечения сохранности объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств организации федеральной почтовой связи вправе иметь подразделения почтовой безопасности и охраны. Указанные подразделения обеспечивают безопасность объектов почтовой связи, почтового транспорта и работников организаций почтовой связи, а также охрану почтовых отправлений и денежных средств, осуществляют меры по предотвращению случаев утрат и хищений почтовых отправлений и денежных средств, контролируют соблюдение ограничений в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ.
Организации федеральной почтовой связи имеют право на приобретение служебного оружия, необходимого для выполнения возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей по обеспечению сохранности объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для юридических лиц с особыми уставными задачами. В целях защиты охраняемых объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств, а также здоровья и жизни людей работники организаций федеральной почтовой связи имеют право применять имеющиеся у них специальные средства и служебное оружие.
Применение специальных средств и служебного оружия работниками организаций федеральной почтовой связи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О ведомственной охране" для применения специальных средств и служебного оружия работниками ведомственной охраны.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение двух месяцев. Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Согласно п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с п.7 ст.55 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.
Материалами дела подтверждается факт несоблюдения ответчиком указанных требований закона, в частности, обращением гражданина, ответом ответчика на запрос, протоколом об административном правонарушении.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены п.3. ст.27 Федерального закона "О связи", п.29 постановления Правительства РФ от 02.03.2005 г. N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", ч.4 ст.28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Роскомнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом министерства информационных технологий и связи РФ от 14.04.2005 г. N 43.
При указанных обстоятельствах, событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность, установлено; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Вина ФГУП "Почта России" в совершении вменяемого административного правонарушения установлена в соответствии со ст.2.1. КоАП РФ, так как на него, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по обеспечению сохранности почтовых и ЕМS отправлений, а также обязанность по даче ответов на обращения и претензии граждан, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений процедуры привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности, вопреки доводам ответчика, судом не установлено.
Довод ответчика о составлении протокола с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ является несостоятельным, в связи с тем, что на уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении стоит штамп ФГУП "Почта России" и отметка о получении данного уведомления специалистом Обрезковой Н.А. от 30.03.2016 г.
Срок привлечения к административной ответственности (один год по защите прав потребителя), установленный ст. 4.5 КоАП РФ не пропущен на момент вынесения решения.
Наличие в действиях заявителя события вменяемого правонарушения, выразившегося в нарушении контрольных сроков пересылки корреспонденции и соответственно лицензионных требований и условий, подтверждается протоколом об административном правонарушении и иными материалами административного дела.
Доказательств того, что предприятием были приняты все зависящие от него меры во избежание правонарушения, не представлены, поэтому суд считает вину организации в совершении вменяемого правонарушения установленной.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела.
Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2016 г. по делу N А40-147158/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147158/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО
Ответчик: ФГУП "Почта Росси", ФГУП "ПОЧТА РОССИИ", ФГУП "Почта России" Главный центр магистральных перевозок Почты-филиала ФГУП "Почта России"