Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А40-63249/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Булановой А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Агросервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2016 по делу N А40-63249/2016, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ОАО "Агросервис" (ОГРН 1025002510004, ИНН 5019007746 дата регистрации 16.10.2002 г. адрес 142900,МО, Каширский р-н, г.Кашира, ул. Стрелецкая, д. 70)
к ЦУ Ростехнадзора
о признании незаконным решения от 02.02.2016 г. N 01-24/8419,
при участии:
от заявителя: |
Мягкова Е.В. по дов. от 18.01.2016; |
от заинтересованного лица: |
Ионова Э.Ю по дов. 27.07.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2016, принятым по данному делу, в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Агросервис" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным решения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, заинтересованное лицо) от 02.02.2016 N 01-24/8419 об отказе в исключении проверки в отношении Общества и о возложении на заинтересованное лицо обязанности исключить проверку в отношении ОАО "Агросервис", запланированную в 2016 году.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам изложенным в жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к выводу о необходимости отмены судебного акта и удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Агросервис" обратилось в ЦУ Ростехнадзора с заявлением от 27 января 2016 года (вх. N 01-2246 от 28.01.2016) об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год.
ЦУ Ростехнадзора письмом от 02.02.2016 N 01-24/8419 отказало в исключении проверки в отношении ОАО "Агросервис" из ежегодного плана проведения проверок на 2016 год, с указанием на то, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество относится к субъекту электроэнергетики, осуществляющему деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), в связи с чем подлежит проверке в установленном Федеральном законом порядке.
Указанный довод, а следовательно и оспариваемый отказ, является незаконным и противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении юридических лиц,- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 года N 944 утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.
Каких-либо иных перечней видов деятельности в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительством Российской Федерации не установлено ни на дату обращения ОАО "Агросервис" в ЦУ Ростехнадзора с заявлением об исключении проверки из плана проведения проверок, ни на дату обращения ОАО "Агросервис" в суд с настоящим заявлением.
Таким образом, поскольку ОАО "Агросервис" не осуществляет деятельность ни в сфере здравоохранения, ни в сфере образования, ни в социальной сфере, оно подпадает под мораторий ("надзорные каникулы"), установленный пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кроме того, отнесение ОАО "Агросервис" к субъекту электроэнергетики, осуществляющему деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), на основании только лишь сведений из Единого государственного реестра юридических лиц также не основано на законе, поскольку юридическое лицо для отнесения его к субъекту электроэнергетики должно соответствовать ряду требований, установленных действующим законодательством РФ об электроэнергетике.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи.
Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определен Правительством Российской Федерации в Правилах подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 года N 1268 (далее - Правила).
Заявление ОАО "Агросервис" исх. N 6 от 27.01.2016 года об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок по форме и содержанию полностью соответствовало утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 26.11.2015 года N 1268 Правилам.
В соответствии с пунктом 10 Правил орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов, принимают одно из следующих решений:
а) об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана;
б) об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
в) о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к настоящим Правилам формой, а также прилагаемых документов.
Согласно пункту 11 Правил орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют заявителю в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения указанное решение по почтовому адресу, указанному в заявлении.
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 11 Правил решение ЦУ Ростехнадзора об отказе в исключении проверки в отношении ОАО "Агросервис" из ежегодного плана проведения плановых проверок было направлено по почтовому адресу ОАО "Агросервис", указанному в заявлении, только 01.03.2016 года, то есть по истечении 28 (двадцати восьми) календарных дней с даты принятия такого решения.
Пунктом 17 Правил установлено, что в случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решением об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана заявитель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке. При принятии в административном и (или) судебном порядке решения об удовлетворении жалобы заявителя орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, указанные в пункте 3 настоящих Правил, принимают решение, указанное в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня поступления к ним информации об удовлетворении жалобы в административном порядке либо решения суда, вступившего в законную силу.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
На основании вышеизложеизложенного, руководствуясь статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 года N 1268, статьями 198-201 АПК РФ, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2016 по делу N А40-63249/2016 отменить.
Признать незаконным решение Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.02.2016 N 01-24/8419 об отказе в исключении проверки в отношении ОАО "Агросервис", запланированной к проведению Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в августе 2016 года (цель проведения проверки - федеральный государственный энергетический надзор, государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности), из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год.
Взыскать с Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу ОАО "Агросервис" государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) руб. по заявлению, 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ОАО "Агросервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63249/2016
Истец: ОАО Агросервис
Ответчик: Управление по технологическому надзору федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору по Московской области, ЦУ Ростехнадзор