Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2017 г. N Ф05-2263/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
28 ноября 2016 г. |
А40-7038/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2016 по делу N А40-7038/16 судьи Павлюка Ю.Б. (40-54)
по заявлению ДГИ г.Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве
о признании незаконным решения.
при участии:
от заявителя: |
Ильина Л.В. по дов. N 33-Д-866/15 от 30.12.2015; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. N 15/2016 от 11.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (обратился в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о признании незаконным решения от 07.10.2015, касающееся отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, пер. 1-й Кирпичный, вл. 2, стр. 2 (кадастровый номер 77:03:0004004:5984); обязании произвести государственную регистрацию права собственности города Москвы на названный земельный участок.
Решением арбитражного суда от 22.07.2016 указанные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.08.2015 департамент обратился в Управление Росреестра по Москвы в целях проведения государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 77:03:0004004:5984, расположенный по адресу: г. Москва, пер. 1-й Кирпичный, вл.2, стр.2.
Сообщением 07.10.2015 N 77/012/223/2015-752 регистрирующий орган отказал департаменту в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что не были представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации прав.
Не согласившись с указанным отказом регистрирующего органа, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Департамент обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (статья 131 Гражданского кодекса).
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для осуществления полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Службы созданы территориальные органы, в частности Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Таким образом, функции по государственной регистрации права собственности на территории города Москвы осуществляет ответчик.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации).
К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
К компетенции регистрирующего органа относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (п. 3 ст. 9 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 закона и если иное не установлено законодательством (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права собственности на объект, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Указанные документы на государственную регистрацию департаментом были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 25.08.2015.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Более того, заявителем в регистрирующий орган были представлены дополнительные документы, что спорный земельный участок поставлен на государственный учет по результатам проведенных геодезических работ и здание располагается в границах этого участка (л.д.61-63). То обстоятельство, что здание выходит за границы земельного участка, ответчиком объективными доказательствами не подтверждено.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2016 по делу N А40-7038/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7038/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2017 г. N Ф05-2263/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр по Москве), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве