город Москва |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А40-197811/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Лящевского И.С., Барановской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июля 2016 года
по делу N А40-197811/2015 (41-1659), принятое судьей Березовой О.А.,
по иску ООО "БРЭМН" (ОГРН 1037739242034)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
об урегулировании разногласий по Договору купли-продажи недвижимого имущества,
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) Мосгорнаследие,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мовсесян Е.А.. (по доверенности от 28.09.2015);
от ответчика: Апрелов С.А. (по доверенности от 30.12.2015);
от третьих лиц: от 1-го - Апрелов С.А. (по доверенности от 01.09.2016);
от 2-го - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БРЭМН" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее- ответчик) об обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с истцом Договор купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) площадью 249, 2 кв. м по адресу: г. Москва, Сретенский б-р, д. 6/1, стр. 2 (цоколь, пом. I, комн. 1-8, 8а, 9-16), - по цене, установленной заключением эксперта по данному делу, и с предоставлением истцу рассрочки по ее оплате на 5 лет.
Иск заявлен на основании норм ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательств, и о внесении изменений в законодательные акты РФ", и мотивирован тем, что истец имеет преимущественное право на приобретение арендуемых им помещений.
Арбитражным судом города Москвы к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора привлечены Правительство Москвы, Мосгорнаследие.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 июля 2016 года по делу N А40-197811/2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Департамент городского имущества города Москвы и Правительство города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителей апелляционной жалобы, суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ссылаются на то, что заключение эксперта является ненадлежащим доказательством по делу. Полагает, что суд первой инстанции вышел за рамки рассмотрения исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица Правительства города Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным, принятым на основании правильного применения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Мосгорнаследия не явился, о времени и месте, судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке статей 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором нежилого помещения площадью 249, 2 кв. м по адресу: г. Москва, Сретенский б-р, д. 6/1, стр. 2 (цоколь, пом. I, комн. 1-8, 8а, 9-16), - на основании Договора аренды от 20 октября 2006 года N 1-955/05, заключенного Департаментом имущества города Москвы в качестве арендодателя и истцом в качестве арендатора.
26.05.2015 истцом подано заявление в Департамент городского имущества города Москвы о выкупе арендованного им нежилого помещения на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, что следует из выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" от 26.05.2015 N 33-5-15807/15-(0)-0.
29.07.2015 Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 11827 о приватизации испрашиваемого истцом нежилого помещения, письмом от 03.08.2015 N 33-5-15807/15-(3)-0 истцу направлен проект Договора купли-продажи, в п. 3.1 договора цена имущества определена в размере 42 691 000 руб., установленном отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 16.07.2015 N 773Г/1019, составленным ООО "АБН-Консалт", а п. 3.2 и 3.4 Договора предусмотрено, что оплата производится в рассрочку в течение 5-ти лет со дня заключения Договора, ежемесячно, по 2 134 550 руб.
Согласно отчету об оценке от 25.08.2015 N 109/15, составленному ИП Фоменко А.Н., рыночная стоимость помещения составляет 25 055 104 руб., в связи с чем истец 31.08.2015 передал Департаменту протокол разногласий к договору купли-продажи, в которых цена помещения указана в размере 25 055 104 руб.
Письмом от 01.09.2015 N 33-5-18195/15-(0)-1 Департамент отказался от подписания Договора купли-продажи в редакции протокола разногласий, сославшись на то, что в нарушение Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" представленный истцом отчет об оценке составлен не по заказу Департамента.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции руководствовался статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой устанавливаются следующие критерии, при соответствии с которыми в полном объеме, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества только при соответствии критериям, установленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возможность выкупа арендуемого имущества самим арендатором установлена частями 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые согласно статьи 10 данного Федерального закона, вступают в силу с 01.01.2009.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 3 информационного письма от 05.11.2009 N 134, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ до 01.01.2009 реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Заключение Договора купли-продажи недвижимого имущества, связанного с реализацией положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, для стороны, направившей проект договора, в силу названного Закона является обязательным, и между сторонами при заключении такого договора возникли разногласия, поэтому рассмотрение судом по требованию общества возникших разногласий основано на положениях статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Для определения цены Договора купли-продажи спорных помещений, суд первой инстанции по ходатайству стороны назначил судебную экспертизу, заключением эксперта установлено, что рыночная стоимость имущества по состоянию на 26.05.2015 (дата подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества) составляет 28 336 000 руб.
По ходатайству Департамента в судебное заседание был вызван эксперт, который дал пояснения по вопросам, касающимся экспертного заключения.
Оценив, данное экспертное заключение, с учетом пояснений эксперта, выполнявшего данное экспертное заключение, суд первой инстанции нашел его соответствующим требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражающим все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основанным на материалах дела, и пришел к выводу об отсутствии оснований не доверять выводам экспертов, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела и иными доказательствами по делу, в этой связи данное экспертное заключение суд принял в качестве надлежащего доказательства по делу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что истец как субъект малого предпринимательства более двух лет, арендующий спорный объект, при отсутствии задолженности по арендной плате и пени за арендуемое имущество, отвечает требованиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом истцом были предприняты все необходимые меры по реализации права на приобретение в собственность спорного объекта в рамках данного Федерального закона, в связи с чем правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы о том, что цена объекта определена в нарушение действующего законодательства, подлежат отклонению, поскольку для определения цены Договора купли-продажи спорных помещений, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости имущества и согласно выполненному заключению эксперта по настоящему делу рыночная стоимость нежилого помещения на день обращения истца за выкупом составила 28 336 000 руб. без НДС.
Указанное доказательство было принято судом как надлежащее и достоверное, оснований не доверять заключению эксперта, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за рамки рассмотрения исковых требований, подлежат отклонению, поскольку согласно разъяснениям данным в пунктах 2, 3 Постановлении Пленума ВС РФ N 10 и Постановлении Пленума ВАС РФ N 22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных права", споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также иными федеральными законами.
Если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
В соответствии со статьей 148 ГПК РФ или статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции имеет право самостоятельно определить порядок и способ разрешения спора, а также выбрать надлежащие нормы подлежащие применению, для более правильного разрешения возникшего спора не выходя за рамки заявленных требований.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 271, пунктом 1 статьи 269, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июля 2016 года по делу N А40-197811/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И.Панкратова |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197811/2015
Истец: ООО "БРЭМН"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: Правительство Москвы