г. Москва |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А41-8372/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Рамкон" - Обыденковой Е.С. (представителя по доверенности от 28.06.2017),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новикова С.В. (представителя по доверенности от 30.06.2017),
от акционерного общества "СМАК" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2017 по делу N А41-8372/17, принятое судьей Капаевым Д.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рамкон" (далее - ООО "Рамкон") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным решение управления от 16.12.2016 N 50/023/011/2016-6778;
- обязать управление произвести государственную регистрацию договора аренды от 01.09.2016 N 1/А.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует акционерное общество "СМАК" (далее - АО "СМАК").
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.03.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Рамкон" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "СМАК" также заявило возражения против доводов апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ООО "СМАК".
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, выслушав представителей управления и ООО "Рамкон", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между ООО "Рамкон" (арендодатель) и ООО "СМАК" (арендатор, в настоящий период - АО "СМАК") заключен договор аренды от 01.09.2016 N 1/А в отношении следующих объектов:
- часть здания: главный производственный корпус 2-х этажный, лит. А, объект N 4, часть N 1, кадастровый номер: 50:23:0000000:93803, адрес: Российская Федерация, Московская область, г. Раменское, 4-й км Донинского шоссе, помещение главного производственного корпуса, общая площадь, передаваемая в аренду составляет 3 600 кв.м.;
- здание производственного корпуса с административными помещениями, лит. Б, Б1, БЗ, Б4, Б5, Б6, кадастровый (условный) номер: 50:23:0000000:118843, адрес (местонахождение: Российская Федерация, Московская область, г. Раменское, 4-й км Донинского шоссе, общая площадь, передаваемая в аренду составляет 3 792,4 кв.м.
ООО "Рамкон" 09.11.2016 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
По результатам правовой экспертизы представленных обществом на государственную регистрацию документов управление уведомлением от 17.10.2016 приостановило государственную регистрацию со ссылкой на предоставление единого кадастрового паспорта.
ООО "Рамкон" 15.11.2016 предоставило в управление дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, в том числе кадастровый паспорт помещения и кадастровый паспорт здания, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг N 50-50/023- 30/023/002/2016-725.
Сообщением от 16.12.2016 N 50/023/011/2016-6778 управление отказало ООО "Рамкон" в государственной регистрации договора аренды в связи с непредставлением на государственную регистрацию единого кадастрового паспорта с указанием размера арендованной площади.
ООО "Рамкон", не согласившись с данным решением, считая его необоснованным и незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО "Рамкон" в сфере предпринимательской деятельности, 02.02.2017 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В период спорных отношений действовал Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В силу абзаца 1 части 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды.
К заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В силу пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона о регистрации в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения). Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, сведения в который вносятся на основании государственного кадастрового учета. В свою очередь кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно пункту 10 статьи 33 Закона о регистрации представление кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным Законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
В абзаце 5 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что, разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2, 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; отсутствие кадастрового паспорта части помещения не может являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи) и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, стороны согласовали предмет договора аренды, определили подлежащий передаче в аренду объект, посредством текстуального описания и графического отображения границ и арендуемой площади на плане аренды, который является неотъемлемой частью договора аренды (Приложение N 1 к договору аренды). Границы в графической части описания предмета договора аренды выделены ясно.
Спор относительно имущества, являющегося объектом аренды, местоположения, границ и площади объектов аренды, между сторонами отсутствует.
Довод управления о том, что на государственную регистрацию ООО "Рамкон" единый кадастровый паспорт с указанием размера арендованной площади представлен не был, подлежит отклонению.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственной услуги от 15.12.2016 (л.д.35) общество в числе прочего представило управлению кадастровый паспорт помещения от 12.09.2016 и кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 18.06.2016.
В данном случае ООО "Рамкон" представило на государственную регистрацию договора аренды все необходимые документы, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа в его государственной регистрации.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2017 по делу N А41-8372/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8372/2017
Истец: ОАО "СВЕРДЛОВСКИЙ ХЛЕБОМАКАРОННЫЙ КОМБИНАТ", ООО "РАМКОН"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ