Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 ноября 2017 г. N Ф05-16315/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 июля 2017 г. |
Дело N А40-157645/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.
судей: |
Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ММС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 по делу N А40-157645/16, принятое судьей А.Б. Поляковой (17-1412),
по заявлению ЗАО "ММС" (ОГРН 1065259040880)
к УФАС России по Москве,
третьи лица: 1) ГБУ "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда ТиНАО", 2) ГКУ МО "Московская областная специализированная аварийно-восстановительная служба",
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Архипова Е.В. по дов. N 15 от 07.06.2017; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Карих Е.В. по дов. N 257-Ю от 10.10.2016; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ММС" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (ответчик, Московское УФАС России) от 23.06.2016 года по делу N 2-19-6256/77-16 и о возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Определением от 21.09.2016 Арбитражный суд города Москвы приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-113964/2016.
Определением от 20.01.2017 производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших причиной для приостановления производства по делу.
Решением от 27.04.2017 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме. При этом суд пришел к выводу, что в поведении общества присутствуют признаки недобросовестности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЗАО "ММС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда ТиНАО" не соглашается с доводами заявителя, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГБУ "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда ТиНАО" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители ответчика и третьего лица - ГКУ МО "Московская областная специализированная аварийно-восстановительная служба", извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица - ГКУ МО "Московская областная специализированная аварийно-восстановительная служба".
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.06.2016 Комиссия Московского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев сведения, представленные ГБУ "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда ТиНАО" вынесла решение о включении ЗАО "ММС" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения АО "ММС" с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод о наличии совокупности условий, необходимых для отказа в удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о соблюдении заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи заявления в суд, а также о принятии оспариваемого решения уполномоченным органом в рамках его компетенции.
В силу ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на Комиссию по контролю в сфере закупок возложены полномочия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта.
Согласно пункту 9 Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов, в случае проведения проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании решений Комиссии по контролю в сфере закупок.
В силу вышеуказанных норм органом, уполномоченным принимать решения по ведению реестра недобросовестных поставщиков является, в настоящем случае Московское УФАС России, которым и было принято решение о включении АО "ММС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Арбитражный апелляционный суд исходит из того, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившегося в уклонении от заключения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 30.07.2001 и от 21.11.2002 N 15-П разъяснил, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (уклонение от заключения контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в размещении заказов), то есть является мерой юридической ответственности.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта, основанием для включения в реестр является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Судом при рассмотрении настоящего спора установлено следующее.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик вправе принять, если это было предусмотрено государственным контрактом.
В настоящем случае такое условие содержится в п. 8.1 контракта, допускающем одностороннее расторжение, которым воспользовался Заказчик (ГБУ "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда ТиНАО") и 31.03.2016 принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта ввиду выполнения ЗАО "ММС" своих контрактных обязательств ненадлежащим образом, а именно: поставленный товар не соответствовал техническим характеристикам, предусмотренным в техническом задании.
Указанное несоответствие было выявлено посредством проведения экспертизы, о чем составлено заключение эксперта от 18.03.2016 N 01-14.
Из материалов дела явствует, что Заказчиком, неоднократно направлялись Заявителю письма и претензии об устранении допущенных нарушений, что, однако, не возымело должного результата (ненадлежащий товар так и не был заменен соответствующим требованиям заказчика).
Вышеизложенные обстоятельства ранее установлены в судебном порядке, законность решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта подтверждена судебным актом по делу N А40-113964/2016, вступившим в законную силу.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Следовательно, факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебных актах, приобретают качество достоверности, пока акт не отменен или не изменен.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Иными словами, суть установленного законом требования об уведомлении заключается именно в том, чтобы контрагент Заказчика в обусловленные сроки знал о принятом Заказчиком решении.
В настоящем случае, суд приходит к выводу о том, что Заказчиком были соблюдены вышеизложенные требования закона путем направления 31.03.2016 заказного письма с названным решением обществу посредством почтовой связи, что Заявителем не оспаривается и в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ считается им признанным.
Положение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе регламентирует вступление в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и признание контракта расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления подрядчика. В этот срок контрагент Заказчика имеет право устранить допущенные нарушения, ввиду чего Заказчик обязуется отменить решение о расторжении контракта.
Однако, как следует из материалов дела, ЗАО "ММС" не было представлено сведений и документов о принятии им действий, направленных на исполнение контрактов.
Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступил в законную силу и считается расторгнутым.
Оценка антимонопольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. В контексте положений законодательства о контрактной системе антимонопольный орган оценивает прежде всего формальную обоснованность расторжения контракта со стороны заказчика. При этом, в случае установления судом по результатам рассмотрения гражданско-правового спора между сторонами контракта факта неправомерности действий государственного заказчика, решение государственного органа о включении сведений об исполнителе контракта в реестр недобросовестных поставщиков может быть пересмотрено.
По существу, решение антимонопольного органа в данном случае носит опосредованный характер по отношению к действиям государственного заказчика.
Как было указано судом ранее, законность решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта установлена решением Арбитражного суда г. Москвы и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-113964/2016, что с учетом соблюдения учреждением процедуры расторжения контракта свидетельствует о правомерности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт соответствует положениям Закона о контрактной системе, и следовательно, не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, способствует восстановлению законности в сфере регулируемых правоотношений и прав государственного заказчика.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ приведенные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения государственного контракта, в поведении общества наличествуют признаки недобросовестности, и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку ограждает государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Иные доводы, изложенные заявителем, направлены на оспаривание одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта, оценка правомерности которого, как указано выше, не входит в компетенцию антимонопольного органа, не являлось предметом рассмотрения на заседании комиссии Управления и дана арбитражным судом.
Таким образом, Московским УФАС России правомерно установлено отсутствие оснований для отказа во включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков в контексте положения ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе.
Оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы суда и отмечает следующее.
В силу п. 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. ПП РФ от 22.11.2012 N 1211, уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (Правила).
Порядок деятельности ФАС России и ее территориальных органов в данной сфере регулируется также Приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Согласно пунктам 1, 2 данного приказа Комиссия (центрального аппарата либо территориального органа ФАС России) проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России. Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 данного приказа решения руководителя ФАС России.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недобросовестном и виновном поведения заявителя.
Следовательно, в данном случае не имеется оснований, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют об ином толковании заявителем норм права, что не опровергает правильные выводы суда первой инстанции и не свидетельствует о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 по делу N А40-157645/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157645/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 ноября 2017 г. N Ф05-16315/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ММС" (представитель Цыплухин Я.В.), ЗАО ММС
Ответчик: УФАС по г. Москве, УФАС по Москве
Третье лицо: ГБУ "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда ТиНАО"
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16315/17
21.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29825/17
27.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-157645/16
19.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58381/16
19.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58671/16