Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф05-2613/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А40-234241/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н.,
Судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29.08.2016 г. по делу N А40-234241/2015,
принятое судьёй Архиповым А.А. (шифр судьи 46-1922)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красное Село" (ОГРН 1067746642512, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 47)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество)
(ОГРН 1087746829994, г. Москва, Никольский пер., д. 9)
и Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12)
с участием ФГОУ ВПО Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 982 865, 29 руб.
при участии представителей:
от истца - не явился, извещен
от 1-го ответчика - Юрьев М.А. по доверенности от 19.01.2016 г.
от 2-го ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красное Село" обратилось с иском о взыскании задолженности за услуги "отопление" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в размере 31 175 руб. 30 коп. за период с сентября по октябрь 2015 года, к Департаменту городского имущества города Москвы в размере 951 689 руб. 99 коп. за период с марта 2012 года по август 2015 года, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. 00 коп. Требования заявлены с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2016 г. по делу N А40-234241/2015 исковые требования удовлетворены.
Росимущество не согласилось с принятым решением, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что бремя оплаты коммунальных и иных услуг, связанных с эксплуатацией имущества, должно нести ФГОУ ВПО Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, осуществляющее полномочия собственника. В судебном заседании представитель ответчика поддержал довод апелляционной жалобы.
Истец, 2-й ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не поступило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителей истца, 2-го ответчика и третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителя 1-го ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "УК "Красное село" (истец) является поставщиком коммунальных услуг, а именно услуги "отопление" в здание по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д.13 стр.3, в связи с чем, с ОАО "Мосэнерго" заключен договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде от 01.04.2010 г. N 0121198.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец оказал услуги по отоплению в здании по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д.13 стр.3 на общую сумму 982 865 руб. 30 коп., что подтверждается актами сдачи-приемки тепловой энергии, представленными в материалы дела.
Как указал истец, оплата за поставленную энергию ответчиками не произведена, в связи с чем, истец просил взыскать задолженность в указанном размере.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что надлежащими ответчиками по делу являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Департамент городского имущества города Москвы.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании задолженности за услуги "отопление" с РОСИМУЩЕСТВА в размере 31 175 руб. 30 коп. за период с сентября по октябрь 2015 года, а также с Департамента городского имущества города Москвы в размере 5 951 689 руб. 99 коп. за период с марта 2012 года по август 2015 года является обоснованными, подлежащими удовлетворению..
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно информации, содержащейся в выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объекты недвижимого имущества - Российская Федерация зарегистрировала право собственности на жилые помещения в здании по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13 стр. 3, а именно на жилые помещения:
- квартира N 1 площадью 168.9 кв.м.;
- квартира N 2 площадью 162,9 кв.м;
- квартира N 3 площадью 169.9 кв.м.;
- квартира 4, к.1 площадью 17.2 кв.м.;
- квартира 4, к.2 площадью 30.8 кв.м.;
- квартира 4, к.2а площадью 5.6 кв.м.;
- квартира 4. к.4 площадью 18.9 кв.м.;
- квартира 4. к.5 площадью 19,7 кв.м.;
- квартира 4 площадью 12.0 кв.м.
Определением от 28.04.2016 судом было предложено Департаменту городского имущества города Москвы в случае аренды помещения по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 3 представить договор аренды, РОСИМУЩЕСТВУ представить распоряжение ТУ РОСИМУЩЕСТВА в г. Москве от 01.06.2015 г. N 548дсп (с приложениями).
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.06.2015 N 548 и акту приема-передачи федерального недвижимого имущества, составляющего имущество государственной казны Российской Федерации, от 24.06.2015 г. ФГОУ ВПО Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова приняла в оперативное управление недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д.13, стр. 3.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник помещения несет бремя его содержания.
Согласно п. 2. ст.13, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190 "О теплоснабжении" потребление тепловой энергии потребителями должно осуществляться по договору энергоснабжения с теплоснабжающей организацией, однако ответчик в нарушение указанных норм действующего законодательства не обращался к истцу для заключения договора.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения (см. п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 г., Определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2014 г. N 305-ЭС14-1452, от 23.10.2015 г. N 305-ЭС15-13750, от 28.01.2016 г. N302-ЭС15-18593, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 г. N 13112/12).
Судом установлено, что согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объекты недвижимого имущества до 20.08.2015 г. предшествующим собственником спорного имущества, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13 стр. 3, был город Москва. С 20.08.2015 г. спорное имущество перешло в собственность Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пп. г) пп. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о них.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. N 200, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (Росимущество), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. N 691, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (далее - Постановление) - Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим выполнение полномочий собственника в отношении имущества г. Москвы.
В соответствии с пп.4.2.44. п.4.2. Постановления Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения о согласовании совершения государственными учреждениями города Москвы сделок по распоряжению недвижимым, в том числе жилыми помещениями, и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждениями на праве оперативного управления, включая передачу в аренду, безвозмездное пользование, заключение иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества.
В соответствии с пп.4.2.46. п.4.2. Постановления Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об организации эксплуатации и содержания объектов имущественной казны города Москвы.
В соответствии с п.6.5. Постановления Департамент выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
В соответствии с п.6.9. Постановления Департамент осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство г. Москвы в иных государственных органах, организациях.
В соответствии с п. 12.1. ч.1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что надлежащими ответчиками по делу являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Департамент городского имущества города Москвы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2016 г. по делу N А40-234241/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234241/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф05-2613/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УК "Красное село"
Ответчик: ДГИ г.Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Росимущество, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению гос.имуществом в городе Москве
Третье лицо: ФГОУ ВПО Российская академия живописи ваяния и зодчества Мльи Глазунова, ФГОУ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА