г. Саратов |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А57-3958/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гапоновым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 мая 2017 года по делу N А57-3958/2017 (судья Калинина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монте-Аво" (410052, г. Саратов, ул. им. Шехурдина А.П., д. 39, ОГРН 1026403047758, ИНН 6452059466)
к финансовому управлению администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области (413720, Саратовская область, г. Пугачев, ул. Топорковская, д. 17, ОГРН 1026401864081, ИНН 6445907725), администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области (413720, Саратовская область, г. Пугачев, ул. Пушкинская, д. 280, ОГРН 1026401864279, ИНН 6445009150), министерству финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Монте-Аво" (далее - ООО "Монте-Аво", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области (далее - администрация), включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области требований исполнительного листа серия ФС N 011120012, выданного Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 24.06.2016 по делу N А57-8787/2016, об обязании финансового управления администрации немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией требований исполнительного листа серия ФС N 011120012, выданного Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 24.06.2016 по делу N А57-8787/2016, об обязании финансового управления администрации направить в министерство финансов Саратовской области заявку-требование на выделение денежных средств для погашения долга по исполнительному листу серии ФС N 011120012, выданному Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 24.06.2016 по делу N А57-8787/2016.
Решением суда первой инстанции от 04 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие финансового управления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области требований исполнительного листа серия ФС N 011120012, выданного Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 24.06.2016 по делу N А57-8787/2016, обязал финансовое управления администрации приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области требований исполнительного листа серия ФС N 011120012, выданного Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 24.06.2016 по делу N А57-8787/2016.
В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.06.2016 по делу N А57-8787/2016 с администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Монте-Аво" взысканы неустойка за неисполнение обязательств по муниципальному контракту от 01.04.2013 N 3 за период с 02.09.2015 по 04.04.2016 в сумме 3 646 238,75 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 41 231 руб.
24.08.2016 арбитражным судом выдан исполнительный лист серии ФС N 011120012.
10.11.2016 ООО "Монте-Аво" направило в адрес финансового управления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области заявление N 53/1 о взыскании с администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области задолженности по исполнительному листу серии ФС N 011120012 с приложением исполнительного листа и копии судебного акта по делу N А57-8787/2016.
Исполнительный лист серии ФС N 011120012, выданный 24.08.2016, финансовым управлением администрации Пугачевского района не исполнен, операции по расчетным счетам администрации финансовым управлением администрации Пугачевского района не приостановлены.
Полагая, что бездействие финансового управления администрации Пугачевского района является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ООО "Монте-Аво" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о непринятии финансовым управлением администрации Пугачевского района мер, направленных на исполнение судебного акта арбитражного суда в установленные законом сроки.
Апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после их вступления в законную силу.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено кодексом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, части 3 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 45, частей 1, 2 статьи 46, статей 52, 53, пункта "в" статьи 71, пункта "б" части 1 статьи 72 и статьи 118 Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Таким образом, государство, руководствуясь указанными конституционными положениями, может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Действуя в рамках конституционной дискреции и избирая тот или иной механизм исполнительного производства, законодатель во всяком случае должен исходить из необходимости обеспечения непротиворечивого регулирования отношений в этой сфере, создания для них стабильной правовой основы и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения.
В соответствии с положениями статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Таким образом, при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
При неисполнении судебного акта в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, и независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что финансовое управление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, являясь органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, несет обязанность по совершению предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий по исполнению требований исполнительного документа.
Фактическое получение финансовым органом предъявленного к исполнению исполнительного листа и приложенных к нему документов подтверждено материалами дела.
Финансовое управление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа требований исполнительного листа, должно было в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете, принадлежащем администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, открытом в финансовом управлении администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, уведомить об этом должника.
Доказательств совершения финансовым управлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на лицевом счете, принадлежащем администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, открытом в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, а также доказательств информирования взыскателя о неисполнении должником исполнительных документов, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что финансовым управлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в связи с неисполнением администрацией требований исполнительного листа, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 мая 2017 года по делу N А57-3958/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3958/2017
Истец: ООО "Монте-Аво"
Ответчик: Администрация Пугачевского МР Саратовской области, Администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, Финансовое управление Администрации Пугачевского МР Саратовской области, Финансовое управление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Министерство финансов саратовской области, ООО "Монте-АВО"