г. Владимир |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А79-2411/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Смирновой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.05.2017
по делу N А79-2411/2017
принятое судьей Афанасьевым А.А. в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Алатырь-ТВ" (ОГРН 1022101630650, ИНН 72122004581, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Московская, д. 106) к административной ответственности,
без участия лиц,
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Алатырь-ТВ" (далее - Общество, ООО "Алатырь-ТВ") к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.05.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.05.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Обществу выдана лицензия от 11.12.2013 N 128137 на оказание телематических услуг связи.
В результате анализа поступивших материалов мониторинга АС "Ревизор", проведенного 27.02.2017 филиалом ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Приволжском Федеральном округе в отношении Общества, выявлены нарушения пунктов 1 и 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 575), пункта 5 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (далее - Перечень N 87), пункта 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 128137, выразившиеся в неосуществлении Обществом требований по ограничению доступа к ресурсам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в порядке, установленном Федеральным законом от 26.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление 09.03.2017 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N АП-21/2/133, а 16.03.2017 обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности на основании данной нормы.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа и суда не установлено. Общество было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно Федеральному закону N 99-ФЗ лицензиат обязан соблюдать установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности лицензионные требования и условия.
В пункте 1 статьи 46 Закона о связи установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу подпункта "а" пункта 26 Правил N 575 оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно пункту 5 лицензионных условий лицензии N 128137 на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи, принадлежащей Обществу, лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях оказания услуг связи Общество согласно пункту 4 лицензии N 128137 и Перечня N 87 обязано обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю: а) доступа к сети связи лицензиата; б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; в) приема и передачи телематических электронных сообщений.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - ЕАИС).
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС).
На основании пункта 3 Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169, получение доступа к выгрузке информации из ЕАИС в автоматическом режиме осуществляется посредством обращения к web-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" zapret-info.gov.ru.
Согласно пункту 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничивать оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 час. 00 мин. и 21 час. 00 мин. по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом N 149-ФЗ, а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона N 149-ФЗ требований.
Порядок предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1 -15.4 Федерального закона N 149-ФЗ, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 17.07.2014 N 103.
Технические средства контроля предоставляются радиочастотной службой операторам связи в безвозмездное пользование.
На основании договора от 23.12.2015 N 45 "Безвозмездного пользования оборудованием, находящимся в собственности ФГУП "РЧЦ ЦФО", Обществом установлен и передан модуль "Агент Ревизор" для использования в целях проведения мониторинга исполнения Обществом требований по ограничению доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона N 149-ФЗ.
В рассматриваемом случае в ходе осуществления в соответствии с Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, мероприятий по мониторингу выполнения оператором связи ООО "Алатырь-ТВ" обязательных требований по ограничению доступа пользователей к ресурсам в сети "Интернет", доступ к которым запрещен на территории Российской Федерации в соответствии со статьями 15.1-15.4 Федерального закона N 149-ФЗ, филиалом ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Приволжском федеральном округе 27.02.2017 с 00:01:45 до 27.02.2017 21:21:01 московского времени выявлено, что оператором связи ООО "Алатырь-ТВ" не ограничен доступ к следующим информационным ресурсам, распространяемым посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено: - http://pornodoch.biz/ -http://klubvulkan.ru/ -http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4715257,00.html (идентификаторы выгрузок сведений из ЕАИС о чем свидетельствуют скриншоты, указанные в приложении Протокола мониторинга от 28.02.2017 N 21/8.
Факт непринятия Обществом мер по ограничению доступа к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Таким образом, Общество осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд отказал Управлению в удовлетворении требования по причине пропуска срока давности для привлечения Общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает такую позицию суда ошибочной.
При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В данном случае Обществу вменяется нарушение, выразившееся в оказании телематических услуг связи в отсутствие ограничения доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно, к запрещенным сайтам, которые включены в Единый реестр, доступ к которым должен быть ограничен, и данное ограничение должно осуществляться постоянно при оказании телематических услуг.
На момент проведения мониторинга 27.02.2017 выявлено, что Обществом не ограничен доступ к вышеуказанным запрещенным сайтам, сведения о которых внесены в реестр для операторов связи в следующие даты: http://pornodoch.biz/ (03.11.2014) http://klubvulkan.ru/ (13.01.2015) http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4715257,00.html (29.03.2016), то есть Обществом не осуществлялось ограничение доступа к запрещенным сайтам и не исполнялась соответствующая обязанность, предусмотренная действующим законодательством и лицензией на оказание телематических услуг.
Таким образом, данное правонарушение является длящимся и с учетом обнаружения правонарушения 27.02.2017 срок давности привлечения на момент вынесения судебного акта судом первой инстанции не истек.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не имеется.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает возможным оставить без изменения решение суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Исходя из положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о судебных расходах судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2411/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии
Ответчик: ООО "Алатырь-ТВ"
Третье лицо: ООО "Алатырь -ТВ"