г. Саратов |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А12-32856/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Землянниковой В.В., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в заседании:
от Комитета промышленности и торговли Волгоградской области - Катюшкин Д.В., представитель по доверенности от 21.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Центрального района Волгограда (400066, г. Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 15)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2016 года по делу N А12-32856/2016 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ким Александра Александровича (г. Волгоград, ОГРНИП 316344300088180, ИНН 343532782157)
к администрации Центрального района Волгограда (400066, г. Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 15)
заинтересованные лица: муниципальное унитарное предприятие "Центральный рынок" (400131, г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, ОГРН 1023403434823, ИНН 3444067718), общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (400131, г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, ОГРН 1033400323604, ИНН 3444106332), администрация Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5), комитет промышленности и торговли Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15), департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, д. 12)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ким Александр Александрович (далее - ИП Ким А.А., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Центрального района г. Волгограда, выразившихся в направлении уведомления от 30.05.2016 о принудительном демонтаже и вывозе объекта - киоска с вывеской "Точка вкуса" (цвет коричневый, размер 3,1-м х 3,4-м, площадь 10,54 кв.м) к месту ответственного хранения по адресу: г. Волгоград, ул. Автотранспортная, д. 25г со взысканием средств, затраченных на демонтаж, транспортировку и хранение демонтированного объекта.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное унитарное предприятие "Центральный рынок" (далее - МУП "Центральный рынок"), общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (далее - ООО "Центральный рынок"), департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, администрация Волгограда, Комитет промышленности и торговли Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация Центрального района Волгограда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.
Администрацией Волгограда и Комитетом промышленности и торговли Волгоградской области представлены письменные пояснения и отзыв на апелляционную жалобу соответственно, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 27 апреля 2017 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей администрации Центрального района г. Волгограда, ИП Ким А.А., МУП "Центральный рынок", ООО "Центральный рынок", департамента земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Комитета промышленности и торговли Волгоградской области в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31.12.2015 ООО "Центральный рынок" и ИП Атисковой С.М. заключен договор N 36 передачи во временное пользование имущества, по условиям которого ИП Атисковой С.М. во временное владение и пользование на срок с 01.01.2016 по 30.12.2016 передана часть открытой замощенной площадки площадью 250 кв.м, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, для самостоятельной организации предпринимательской деятельности (т.1 л.д.102-105).
ИП Атисковой С.М. и ИП Ким А.А. заключен договор от 20.04.2016 N 8 о передачи во временное пользование части открытой замощенной площадки, по условиям которого ИП Ким А.А. на срок с 21.04.2016 по 31.12.2016 предоставлена во временное владение и пользование часть открытой замощенной площадки площадью 9,5 кв.м, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, для самостоятельной организации своей предпринимательской деятельности (т.1, л.д. 10-13).
На данной территории размещён принадлежащий ИП Ким А.А. киоск с вывеской "Точка вкуса" (цвет коричневый, размер 3,1-м х 3,4-м, площадь 10,54 кв.м), что подтверждено актом обследования от 07.06.2016 асфальтового покрытия, закреплённого на праве хозяйственного ведения за МУП "Центральный рынок" (т.1 л.д.62).
Администрацией Центрального района г. Волгограда на торговом павильоне размещено уведомление от 30.05.2016 о фиксации самовольно установленного объекта - киоска с вывеской "Точка вкуса" (цвет коричневый, размер 3,1-м х 3,4-м, площадь 10,54 кв.м) (т.1 л.д.9).
Согласно уведомлению собственнику объекта предлагалось в срок до 03.06.2016 в добровольном порядке освободить муниципальную землю от самовольно установленного нестационарного объекта, демонтировав павильон. При неисполнении уведомления в добровольном порядке объект будет демонтирован и вывезен в принудительном порядке к месту ответственного хранения по адресу: г. Волгоград, ул. Автотранспортная, д. 25г со взысканием средств, затраченных на демонтаж, транспортировку и хранение демонтированного объекта.
Не согласившись с действием администрации Центрального района Волгограда, выразившимся в направлении уведомления от 30.05.2016, ИП Ким А.А. обратился в суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что нестационарный торговый объект заявителя размещен на спорной территории на основании действующего договора аренды и не является самовольно установленным, у администрации Центрального района Волгограда не имелось оснований для инициирования процедуры демонтажа нестационарного торгового объекта. Оспариваемое действие не соответствует Порядку демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденному Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, является препятствием к ее осуществлению.
Апелляционная инстанция, оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, считает выводы суда первой инстанции не соответствующими нормам материального права по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела, 25.12.2003 на основании постановления Администрации Волгограда от 03.12.2003 N 1325 Администрацией Волгограда (арендодатель) и МУП "Центральный рынок" (арендатор) заключен договор аренды N 5096, по условиям которого МУП "Центральный рынок" в аренду на срок с 03.12.2003 по 03.12.2052 предоставлен земельный участок площадью 17 545 кв.м., учетный номер 4-71-3, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, д. 17, для эксплуатации зданий рынка, находящихся у него в хозяйственном ведении.
30.05.2003 МУП "Центральный рынок" (арендодатель) и ООО "Центральный рынок" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества N 800, по условиям которого ООО "Центральный рынок" в аренду переданы здание мясомолочного корпуса площадью 2 273,3 кв.м., здание овощного корпуса площадью 14 107,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, в состоянии, пригодном для эксплуатации.
Из приложения N 2 к договору т 30.05.2003 N 800 следует, что помимо зданий мясомолочного и овощного корпусов ООО "Центральный рынок" передан в аренду и земельный участок общей площадью 12 487,5 кв.м., состоящий из земельных участков под корпусами и земельного участка площадью 4 535,23 кв.м. (прилегающая территория и санитарная зона).
Впоследствии дополнительными соглашениями к договору от 30.05.2003 N 800 площади переданных в аренду зданий изменены на 2 276,4 кв.м. (мясомолочный корпус) и 13 655,4 кв.м. (овощной корпус).
Согласно дополнительному соглашению от 15.07.2009 N 5 к договору от 30.05.2003 N 800 срок действия договора составляет 23 года.
30.05.2003 МУП "Центральный рынок" и ООО "Центральный рынок" заключено соглашение об определении размера и места положения территории (земельных участков), необходимых для нормального использования арендуемых объектов недвижимости, в соответствии с которым местоположение прилегающих территорий и санитарных зон определяется территориями, расположенными по периметру арендуемых корпусов на ул. Советской и во дворе Центрального рынка, ООО "Центральный рынок" получает право на использование прилегающих территорий и санитарных зон в объеме прав на использование арендуемых корпусов.
Во исполнение соглашения МУП "Центральный рынок" 20.01.2004 направило в адрес ООО "Центральный рынок" утвержденную планировочную схему размещения объектов торговли, мест для маршрута покупателей и проезда автотранспорта.
29.11.2009, 30.09.2013 МУП "Центральный рынок" приняты распоряжения по вопросу передачи ООО "Центральный рынок" земельного участка под зданиями корпусов и прилегающей территории, санитарных зон. Земельные участки переданы по актам приема-передачи от 29.11.2009, от 30.09.2013 с приложением схем расположения земельных участков.
31.12.2015 ООО "Центральный рынок" и ИП Атисковой С.М. заключен договор N 36, по условиям которого ИП Атисковой С.М. во временное пользование на срок с 01.02.2016 по 30.12.2016 передана часть открытой замощенной площадки площадью 250 кв.м., расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, для самостоятельной организации предпринимательской деятельности.
ИП Атисковой С.М. и ИП Ким А.А. заключен договор от 20.04.2016 N 8 о передачи во временное пользование части открытой замощенной площадки, по условиям которого ИП Ким А.А. на срок с 21.04.2016 по 31.12.2016 предоставлена во временное владение и пользование часть открытой замощенной площадки площадью 9,5 кв.м., расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, для самостоятельной организации своей предпринимательской деятельности (т.1, л.д. 10-13).
ИП Атисковой С.М. и ИП Ким А.А. заключен договор от 20.04.2016 N 8, в соответствии с условиями которого ИП Ким А.А. предоставлена во временное пользование часть открытой замощенной площадки площадью 9,5 кв.м., расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, для самостоятельной организации своей хозяйственной деятельности.
На данной территории размещен принадлежащий ИП Ким А.А. спорный киоск.
Правовые основы размещения нестационарных торговых объектов определены в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 указанной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы".
Уполномоченными органами в сфере включения нестационарных торговых объектов в утвержденную схему, а также по заключению договоров размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с пунктом 2.1.8.3 Положения о департаменте экономического развития администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 05.02.2014 N 10/220, действующего в момент спорных правоотношений, и пунктом 2.3.31 Положения об администрации Центрального района Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252, являются соответственно департамент экономического развития администрации Волгограда и администрация Центрального района Волгограда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) торговые места на розничном рынке размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности.
В части 9 статьи 15 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.
ООО "Центральный рынок" не представило в материалы дела схемы размещения, согласованной с уполномоченными органами.
Согласно Закону Волгоградской области от 18.05.2007 N 1469-ОД "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области", постановлению администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 31-п "Об утверждении положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области" комитет промышленности и торговли Волгоградской области является уполномоченным органом на формирование и ведение реестра розничных рынков, расположенных на территории Волгоградской области.
Приказом Комитета от 03.11.2015 N 209-од утвержден Порядок формирования и ведения Реестра рынков Волгоградской области. В реестр розничных рынков Волгоградской области внесена информация о МУП "Центральный рынок" с 17 июля 2007 года по 02 марта 2009 года.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2010 по делу А12-15663/08-С18 признаны незаконными действия Администрации Волгограда, выразившиеся в отказе в удовлетворении обращения МУП "Центральный рынок" об отзыве заявления от 18 июня 2007 года и аннулировании разрешения, выданного 12 июля 2008 года, на право организации розничного рынка на территории Волгограда. Указанное разрешение аннулировано распоряжением Главы Волгограда от 02.03.2009 N 144-р.
Постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" (далее - Порядок N 764).
На момент составления оспариваемого уведомления Администрации Центрального района Волгограда от 30.05.2016 о фиксации самовольно установленного нестационарного объекта Порядок N 764 действовал в редакции от 05.05.2016.
Согласно пункту 2 данной редакции Порядка N 764 демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях (земельных участках) и находящихся в муниципальной собственности объектах, не отведенных (предоставленных) для этих целей в установленном порядке, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение, в том числе нестационарные торговые объекты, не включенные в схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утверждаемую постановлением администрации Волгограда, объекты, не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями (объектами), а также в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В силу пункта 3 Порядка N 764 работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда. Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа объекта (пункты 4, 5 Порядка N 764 в редакции от 05.05.2016).
Как было указано выше, МУП "Центральный рынок" с 2007 года по 2009 год являлось управляющей рынком компанией, впоследствии по решению суда его полномочия были прекращены. Предприятие внесено в реестр розничных рынков Волгоградской области и является управляющей рынком компанией с 31.03.2017.
ООО "Центральный рынок" не является уполномоченным органом по вопросам размещения нестационарных торговых объектов. Земельный участок согласно договору аренды от 30.05.2003 N 800 предоставлен ему для эксплуатации недвижимого имущества (мясомолочного и овощного корпусов), а не для размещения нестационарных торговых объектов. Кроме того, имущество было передано для организации оптовой и розничной торговли и предоставления всех видов услуг рынка. ООО "Центральный рынок" не являлось розничным рынком, равно как и организацией, управляющей рынком.
Таким образом, в спорный период МУП "Центральный рынок" и ООО "Центральный рынок" не имели полномочий на организацию розничного рынка. Земельный участок, в пределах которого предприниматель разместил нестационарный торговый объект, площадью 12 487,5 кв.м под организацию розничного рынка полномочным органом не выделялся. ООО "Центральный рынок" не являлось управляющей рынком компанией и не было внесено в соответствующий реестр.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае частью замощенной площадки распорядилось лицо, не имеющее на то правовых оснований. Полномочные на распоряжение объектом лица в правоотношения с заявителем по поводу спорного участка не вступали. В отсутствие выражения их воли на предоставление заявителю спорного объекта занятие его является самовольным. Какие-либо документы, позволяющие сделать вывод о передаче ООО "Центральный рынок" права распоряжаться спорным участком как объектом земельных правоотношений или для организации рынка, отсутствуют в материалах дела. Администрация Центрального района Волгограда в силу своего статуса имеет право реализовывать принадлежащие ей полномочия в административном порядке. И факт существования гражданско-правовых способов защиты не ограничивает ее и другие компетентные органы в возможности исполнять свои функции в административном порядке.
Предприниматель, действуя добросовестно и осмотрительно, должен был убедиться в наличии у ИП Атисковой С.М., ООО "Центральный рынок" полномочий на распоряжение муниципальной землей, либо наличия полномочий на организацию розничного рынка. Как установлено судом апелляционной инстанции, такими полномочиями ООО "Центральный рынок", тем более ИП Атискова С.М., не обладали. Поэтому негативные последствия для заявителя наступили ввиду его собственной неосмотрительности, а не в результате нарушения его прав администрацией.
Из вывода арбитражного суда по делу N А12-42984/2014 о законности нахождения на спорном земельном участке ООО "Центральный рынок" не следует его право распоряжаться данным земельным участком или находящимся на нем покрытием (зарегистрированной как самостоятельный объект).
Также судебная коллегия учитывает позицию суда кассационной инстанции, изложенную по делам N N А12-34195/2016, А12-34500/2016, А12-34493/2016.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия администрации Центрального района Волгограда соответствовали требованиям, предусмотренным Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденным Постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764. Полномочий у ООО "Центральный рынок" на передачу по договору во временное пользование части открытой асфальтированной площадки для размещения установленных третьими лицами нестационарных торговых объектов не имелось. Права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены. Поэтому требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования
С учетом изложенных выше обстоятельств апелляционной суд считает, что оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление ИП Ким А.А. применительно к части 3 статьи 201 АПК РФ подлежит оставлению без удовлетворения.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 17.06.2016 по настоящему делу приняты обеспечительные меры в виде запрета администрации Центрального района Волгограда производить действия, направленные на принудительный демонтаж и вывоз нестационарного объекта - киоска с вывеской "Точка вкуса" (цвет коричневый, размер 3,1-м х 3,4-м, площадь 10,54 кв.м).
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований апелляционная инстанция считает необходимым отменить вышеуказанные обеспечительные меры.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2016 года по делу N А12-32856/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Ким Александром Александровичем требований отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2016 года по настоящему делу.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32856/2016
Истец: ИП Ким А.А., Ким Александр Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Администрация Волгограда, Департамент земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Комитет промышленности и торговли Волгоградской области, МУП "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК", ООО "Центральный рынок"