Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2017 г. N Ф06-24359/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
8 июня 2017 г. |
Дело N А55-217/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Балашевой В.Т., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
с участием:
от истца - Борцов А.Б., представитель (доверенность от 12.01.2016);
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 июня 2017 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу акционерного общества "Сибур-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2017 года по делу NА55-217/2017 (судья Бибикова Н.Д.)
по иску федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Самарского отряда - структурного подразделения филиала ФГП "ВО ЖДТ России" (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105), г. Москва,
к акционерному обществу "Сибур-Транс" (ОГРН 1027700380410, ИНН 7708008440), г. Москва,
третье лицо - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 708503727), г.Москва,
о взыскании 10971 руб. 34 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Самарского отряда - структурного подразделения филиала ФГП "ВО ЖДТ России" (далее - ФГП "ВО ЖДТ России", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Сибур-Транс" (далее - АО "Сибур-Транс", общество, ответчик) о взыскании задолженности за сверхнормативную охрану вагона с грузом по договору N УВО-2849/СТ9286 от 30.12.2011 в размере 10971 руб. 34 коп.
Определением суда от 17.01.2017 исковое заявление ФГП "ВО ЖДТ России" принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога (далее - ОАО "РЖД", третье лицо).
Определением от 02.02.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2017 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между закрытым акционерным обществом "Сибур-Транс" (в настоящее время АО "Сибур-Транс") (заказчик) и ФГП "ВО ЖДТ России" (охрана) был заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N УВО-2849/СТ.9286 от 30.12.2011 (далее - договор), по условиям которого охрана обязуется оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором, в том числе возмещать затраты охраны при сверхнормативной охране вагонов, контейнеров с грузами.
В соответствии с пунктом 3.2.6. договора заказчик обязан производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 договора.
Пунктом 4.6.1. договора предусмотрено, что за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, с заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.
Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленного актом общей формы.
Оплата производится по отдельно выставляемому структурным подразделением охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты охраны (пункт 1.17. договора).
Стоимость оказания услуг по сверхнормативной охране грузов определена в пункте 4.1.1. договора.
В силу пункта 4.6.2. договора ежемесячно, в случае оказания услуг по сверхнормативной охране грузов, между заказчиком и структурным подразделением охраны до десятого числа месяца, следующего за отчетным, подписывается акт сдачи-приемки оказанных услуг по сверхнормативной охране грузов в вагонах, контейнерах.
Структурное подразделение охраны выставляет заказчику счет-фактуру в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Ежемесячно между заказчиком и структурным подразделением охраны до пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным, подписывается акт сверки расчетов.
Согласно пункту 4.1.1. договора расчет стоимости услуг по сменному сопровождению и охране грузов по территории Российской Федерации производится по ставкам сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах (далее - ставки сбора), установленным охраной и действующим на дату предъявления груза к перевозке.
Ставки сбора и порядок их применения устанавливаются приказом охраны и объявляются на сайте охраны - WWW.ZDOHRANA.RU в разделе "Услуги" не менее, чем за тридцать календарных дней до их введения в действие.
Охрана обязуется по письменному требованию заказчика предоставить копию приказа с приложением ставок сбора.
На основании пункта 25 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утвержденных МПС РФ от 18.06.2003 N 38, при обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов с грузами, следующими с сопровождением, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом, такие вагоны отцепляются для устранения технических неисправностей. Случаи повреждения вагонов по вине грузоотправителей или проводника оформляются перевозчиком актом общей формы.
В соответствии с пунктом 5.2. договора охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта и/или памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне, контейнере заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
В случае составления акта о неприбытии или об отказе от подписи акта приема (выдачи) груза, в соответствии с пунктом 3.4. приложения N 2 договора услуги считаются принятыми заказчиком без разногласий.
Указанным пунктом договора прямо установлена обязанность охраны по сопровождению груза на всем пути его следования, в том числе, и в случае сверхнормативной задержки независимо от ее продолжительности.
Согласно пункту 1.16. договора время сверхнормативной охраны - время, исчисляемое с 00.00 часов суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки грузов, до момента выдачи грузов грузополучателю либо перевозчику по акту приема (выдачи) грузов; памятке приемосдатчика формы ГУ-45; приемо-сдаточному акту формы КЭУ-5.
В силу пункта 1.17. договора документами, подтверждающими оказание услуги по сверхнормативной охране грузов, являются копии транспортной железнодорожной накладной, акта общей формы ГУ-23, акта приема (выдачи) грузов, памятки приемосдатчика формы ГУ-45; приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5, других документов, подтверждающих продолжительность оказания услуги по сверхнормативной охране.
Пунктом 1.8. договора предусмотрено, что уполномоченными лицами заказчика являются грузоотправитель и грузополучатель.
Из материалов дела усматривается, что 09.04.2016 в рамках заключенного сторонами договора по железнодорожной накладной N ЭП019134 был отправлен вагон (цистерна) N77692895 с грузом пропан, грузоотправитель - АО "Сибур-Транс" (5328), грузополучатель - ЗАО "Таманьнефтегаз" (1414), станция отправления - Тобольск Сверд. ж.д., станция назначения - Вышестеблиевская-Экспорт Скав. ж.д.
Прием под охрану данного вагона (цистерны) на станции отправления подтверждается актом приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП "ВО ЖДТ России" серии П N 76404/1529 от 09.04.2016.
В пути следования на станции Кинель КБШ ж.д. 11.04.2016 данный вагон (цистерна) был отцеплен по технической неисправности, что подтверждается актами общей формы N 7/5832 от 11.04.2016, N 1/2930 от 11.04.2016, N 5/8062 от 13.04.2016, N 5/8025 от 13.04.2016, N 5/8204 от 15.04.2016, составленными работниками станции Кинель в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45.
В период проведения ремонта данного вагона (цистерны) на станции Кинель вагон (цистерна) N 77692895 в соответствии с договорными обязательствами находился под непрерывной охранной работников подразделений Самарского отряда филиала ФГП "ВО ЖДТ России" на Куйбышевской ж.д.
Срок доставки груза истекал 19.04.2016. Вагон N 77692895 с грузом пропан прибыл на станцию назначения - Вышестеблиевская-Экспорт Скав. ж.д. 21.04.2016, что подтверждается актом выдачи вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП "ВО ЖДТ России" В N 51778/2877 от 21.04.2016, актом о неприбытии (отказе от подписи) уполномоченного лица заказчика от 21.04.2016.
Время сверхнормативной охраны вагона N 77692895 за период с 00 час. 00 мин. 20.04.2016 до 07 час. 45 мин. 21.04.2016 составило 31 час. 45 мин.
Ставки сбора за сверхнормативную охрану в пути следования установлены приказом ФГП "ВО ЖДТ России" от 29.12.2015 N К-10/368 (раздел N 5), на дату предъявления груза к перевозке составляли 966 руб. 00 коп. за каждые вагоно-сутки или 40 руб. 25 коп. за 1 час без НДС.
Таким образом, стоимость сверхнормативной охраны указанного вагона без учета НДС-18% составляет 1288 руб. 00 коп (40 руб. 25 коп. х 32 час. 00 мин.), с учетом НДС-18% - 1519 руб. 84 коп., которая в соответствии с договорными обязательствами подлежит оплате заказчиком.
Как следует из материалов дела, 16.04.2016 в рамках заключенного сторонами договора по железнодорожной накладной N ЭП343528 был отправлен вагон (цистерна) N57889909 с грузом газов углеводородных смесь сжиженная, грузоотправитель - АО "Сибур-Транс" (5328), грузополучатель - ЗАО "Таманьнефтегаз" (1414), станция отправления - Тобольск Сверд ж.д., станция назначения - Вышестеблиевская-Экспорт Скав. ж.д.
Прием под охрану данного вагона (цистерны) на станции отправления подтверждается актом приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП "ВО ЖДТ России" серии П N 76404/16 Ю от 16.04.2016.
В пути следования на станции Абдулино КБШ ж.д. 18.04.2016 данный вагон (цистерна) был отцеплен по технической неисправности, что подтверждается актами общей формы N 3/2101 от 18.04.2016, N 3/2308 от 28.04.2016, составленным работниками станции Абдулино (т.е. представителем перевозчика) в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45.
В период проведения ремонта данного вагона (цистерны) на станции Абдулино вагон (цистерна) N 57889909 в соответствии с договорными обязательствами находился под непрерывной охранной работников подразделений Самарского отряда филиала ФГП "ВО ЖДТ России" на Куйбышевской ж.д.
Срок доставки груза истекал 26.04.2016. Вагон N 57889909 с грузом пропан прибыл на станцию назначения - Вышестеблиевская-Экспорт Скав. ж.д. 04.05.2016, что подтверждается актом выдачи вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП "ВО ЖДТ России" Вышестеблиевская Скав. ж.д. В N 51778/2310 от 04.05.2016, актом о неприбытии (отказе от подписи) уполномоченного лица заказчика от 04.05.2016.
Время сверхнормативной охраны вагона N 57889909 за период с 00 час. 00 мин. 27.04.2016 до 07 час. 10 мин. 05.05.2016 составило 199 час. 10 мин.
Ставки сбора за сверхнормативную охрану в пути следования установлены приказом ФГП "ВО ЖДТ России" от 29.12.2015 N К-10/368 (раздел N 5), на дату предъявления груза к перевозке составляли 966 руб. 00 коп. за каждые вагоно-сутки или 40 руб. 25 коп. за 1 час без НДС.
Таким образом, стоимость сверхнормативной охраны указанного вагона без учета НДС-18% составляет 8009 руб. 75 коп. (40 руб. 25 коп. х 199 час. 00 мин.), с учетом НДС-18% - 9451 руб. 50 коп., которая в соответствии с договорными обязательствами подлежит оплате заказчиком.
Руководствуясь пунктом 3.5.3. договора, истец письмом N 07/2431 от 29.09.2016 направил в адрес ответчика акт оказанных услуг N 9058 от 28.09.2016, счет N 470 от 28.09.2016 и счет-фактуру N 09000056/93 от 28.06.2016 на сумму 1519 руб. 84 коп. для оплаты услуг по сверхнормативной охране вагона N 77692895 по отправке N ЭП019134 за период с 00 час. 00 мин. 20.04.2016 до 07 час. 45 мин. 21.04.2016, а также акт оказанных услуг N 9059 от 28.09.2016, счет N 471 от 28.09.2016 и счет-фактуру N 09000057/93 от 28.06.2016 на сумму 9451 руб. 50 коп. для оплаты услуг по сверхнормативной охране вагона N 57889909 по отправке N ЭП343528 за период с 00 час. 00 мин. 27.04.2016 до 07 час. 10 мин. 05.05.2016.
В связи с неоплатой оказанных услуг истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 07/3478 от 07.11.2016 с требованием в течение 5 (пяти) банковских дней со дня получения претензии произвести оплату услуг по сверхнормативной охране вагонов с грузами по направленным ранее счетам, подписать акты оказанных услуг по сверхнормативной охране вагонов с грузами, направленные письмом N 07/2431 от 29.09.2016, и один экземпляр возвратить в адрес предприятия.
Однако данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив условия заключенного сторонами договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, а отношения сторон регулируются, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку факт оказания услуг по сверхнормативной охране вагонов с грузом, наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что прием под охрану вагона (цистерны) N 77692895 на станции отправления подтверждается актом приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП "ВО ЖДТ России" серии П N76404/1529 от 09.04.2016. Техническая неисправность данного вагона, факт его отцепки в пути следования и время охраны вагона в период устранения технической неисправности подтверждается актами общей формы N 7/5832 от 11.04.2016, N 1/2930 от 11.04.2016, N 5/8062 от 13.04.2016, N 5/8025 от 13.04.2016, N 5/8204 от 15.04.2016, составленными работниками станции Кинель. Время сверхнормативной охраны вагона подтверждается копией оригинала транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов N ЭП019134, по которой срок доставки груза истекал 19.04.2016, актом выдачи вагонов с грузами N 51778/2877 от 21.04.2016, актом о неприбытии (отказе от подписи) уполномоченного лица заказчика от 21.04.2016. Разница между сроком (датой) доставки груза, указанным в транспортной железнодорожной накладной, и сроком (датой) получения груза грузополучателем является временем сверхнормативной охраны данного вагона с грузом работниками ФГП "ВО ЖДТ России" и лежит в основе исковых требований истца.
Прием под охрану вагона (цистерны) N 57889909 на станции отправления подтверждается актом приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП "ВО ЖДТ России" серии П N 76404/1610 от 1604.2016. Техническая неисправность данного вагона, факт его отцепки в пути следования и время охраны вагона в период устранения технической неисправности подтверждается актами общей формы N 3/2101 от 18.04.2016, N3/2308 от 28.04.2016, составленными работниками станции Абдулино. Время сверхнормативной охраны указанного вагона подтверждается копией транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов N ЭП343528, по которой срок доставки груза истекал 26.04.2016, актом выдачи вагонов с грузами N 51778/2310 от 04.05.2016, актом о неприбытии (отказе от подписи) уполномоченного лица заказчика от 04.05.2016. Разница между сроком (датой) доставки груза, указанным в транспортной железнодорожной накладной, и сроком (датой) получения груза грузополучателем является временем сверхнормативной охраны данного вагона с грузом работниками ФГП "ВО ЖДТ России" и лежит в основе исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае имеет место не сверхнормативная охрана, а дополнительная охрана спорных вагонов на период их ремонта, являются несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждено, что в пути следования произошла задержка вагонов по причине их технической неисправности, в связи с чем имела место именно сверхнормативная охрана вагонов.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик сослался на отсутствие его вины в технической неисправности вагонов и на недоказанность факта сверхнормативной охраны груза.
Вместе с тем, наличие технической неисправности вагонов и факт их нахождения на ремонте ответчик не оспаривает.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что его вина в неисправности вагонов отсутствует, необоснован, поскольку договором не предусмотрено прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования перевозчиком по каким-либо причинам.
Взаимоотношения с организацией, подавшей под погрузку технически неисправные вагоны, подлежат урегулированию ответчиком в самостоятельном порядке.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2017 года по делу N А55-217/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Сибур-Транс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-217/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2017 г. N Ф06-24359/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице Самарского отряда-структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ РФ
Ответчик: АО "Сибур-Транс"
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице филиала Куйбышевская железная дорога